Игра чего не бывает. Дидактическая игра «Какая, какой, какое? Дидактическая игра «Подбери словечко»

Игры за столом, игры в помещении, игры со словами, дидактические игры в начальной школе

Незатейливые игры

Когда на улице дождь и нет возможности погулять, можно поиграть вот в такие незатейливые игры.

Русская народная игра «Мышка»

Играющие встают в круг. Соединяют вместе ладони. Один из водящих берет маленький предмет («мышку»), зажимает его между ладонями, идет по кругу, вкладывает свои ладони в ладони играющих и незаметно передает кому-нибудь «мышку». Встает рядом с другим водящим: тот должен угадать, у кого «мышка».

Игра «На опушке леса»

Сделать картину «Если бы я был деревом». Дети, подняв руки вверх, замирают на несколько секунд, воображая, что они деревья и корнями вросли в землю.

Дидактическая игра «Подбери словечко»

В яркий солнечный морозный день каким вам кажется снег? (Сверкающим, искристым, блестящим, серебристым, хрустящим, холодным.) А что делают снежинки? (Порхают, кружатся, летят.) Когда идет снег, то как это явление называется? (Снегопад.)

«Птицелов»

В центре — «птицелов» с завязанными глазами. «Птицы»-дети ходят вокруг «птицелова» со словами:

В лесу, во лесочке,

На земле, на дубочке

Птицы весело поют:

«Ай, птицелов идет!

Он в неволю нас возьмет.

Птицы, улетайте!»

«Птицелов» хлопает в ладоши, дети замирают. Он начинает искать. Тот, кого он нашел, подражает крику птицы, которую выбрал. «Птицелов» угадывает название птицы и имя ребенка.

Игра «Цветы»

Дети делятся на две команды. Каждый ребенок придумывает для себя название цветка и сообщает тихо воспитателю. Команды становятся друг против друга.

Команда детей: здравствуйте, «цветы»!

Команда «цветов»: здравствуйте, дети. Угадайте наши имена.

Дети по очереди перечисляют названия цветов, угаданные «цветы» отходят в сторонку. Когда все цветы отгаданы, игра закончена, можно поменяться ролями.

Игра «Окончи предложение»

Дети по очереди продолжают предложения.

Стоит Антошка на одной...

У Вани две..., а у гриба....

У стола и у стула четыре...

У стола ножки длинные, у дивана...

У гриба шляпка большая, у гвоздя...

Под соснами, под елками ползет клубок с...

У ежа иголки ежовые, у сосны...

У сосны и елки иголки круглый год-

Иголкой можно уколоться, она...

Таня гладит утюгом...

Таня погладила рукой...

У меня большая рука, а у Лены маленькая...

Таня пишет в тетради...

У стакана нет..., а у чашки есть...

У кастрюли две...

За ручку можно чашку...

Ручка есть у утюга, холодильника...

Игра «Бывает — не бывает»

Цель игры — учить рассуждать, аргументировать свое согласие или несогласие с высказываниями партнера.

Кот Васька стащил сметану. Так бывает? Съел ее и довольный залаял: ав-ав! Так бывает? А как бывает?

Услышал кота Ваську пес Арапка и замяукал: «Мяу-мяу! И я хочу сметаны!» Так бывает?

Кот Васька ловит рыбу. Залез на сосну и ловит в дупле окуньков. Окуньки сидят в гнездышке и пищат: пи-пи-пи. Так бывает?

Папа-окунь учит окуньков летать. Окуньки летают быстро. А кот Васька летает еще быстрее. Так бывает?

Пес Арапка любит поесть. Он охотится на мышей и крыс. Ляжет пес Арапка возле норки и караулит. Так бывает? Мыши живут в печке. Они едят дрова и угольки. Вылезают из печки такие беленькие, такие чистенькие. Пес Арапка ловит мышей на удочку и жарит их в холодильнике. Так бывает?

Игра «Какой? Какая? Какое?»

Подобрать к слову как можно больше определений, сказанное не повторять. Показывают картинку с предметом, за каждое слово - фишка. Например: яблоко — сочное, круглое, красное, большое, наливное, спелое... Груша, лиса, белка, ежик...

«Восстанови слова»

В записанных несколько необычным способам словах есть одинаковые слоги — первый и последний. Что это за слова? Восстановите их.

**но** **туш** **ри** **ат** **х** **леч**

(Заноза, катушка, царица, оратор, тахта, колечко.)

«Собери слова»

Дети могут сами подготовить все необходимое для этой игры. Сначала надо взять старые журналы и вырезать из них заголовки статей, которые написаны большими буквами. Затем эти заголовки разрезают на слоги и складывают в коробку из-под конфет или приклеивают в свободном порядке на ватман формата АЗ. Из коробки можно брать слоги и составлять из них слова. Это не только красиво, поскольку слова получаются цветными, буквы разного размера и разнообразные по написанию, но и очень интересно.

«Впиши гласные»

Эта ифа проводится на время. Участвовать могут несколько человек или вся группа (воспитателю только следует продумать, как всех учащихся снабдить карточками-заготовками, или просто на доске или ватмане сделать большую общую заготовку). За 2-3 минуты дети должны восстановить как можно больше слов, вставляя гласные буквы:

м — к — (мука)

л — т — (лето или лото)

м — — к (маяк)

л — м — н (лимон)

д — р — г — (дорога)

— к н — (окно)

ст — к — н (стакан)

с — р — к — (сорока)

д — б (дуб)

з — г — дк — (загадки)

ч — д — с — (чудеса)

б — м — г — (бумага)

Игра «Путаница»

И эта игра очень нравится детям. Слова стоят на своих местах, а буквы в них перепутались. Поставьте все буквы на свои места и прочитайте названия известных вам детских книжек.

рти дямевед («Тримедведя».)

кто в похсага («Кот в сапогах».)

дорток боайлит («Доктор Айболит».)

тир понросека («Три поросенка».)

хаму-коцохату («Муха-цокотуха».)

феноридо реог («Федорино горе».)

Игра «Пять слов на букву "л" из четырех букв»

Вспомните пять слов на букву «л» из четырех букв. Например, слово «лето»

л*** л*** л*** л*** л*** (Возможные варианты: луна, лото, липа, лупа, лиса.)

Игра «Какие плоды на каком дереве растут?»

Узнайте дерево по его плодам и закончите предложение.

Желуди растут на... (дубе).

Яблоки растут на... (яблоне).

Шишки растут на... (ели и сосне).

Грозди рябины растут на... (рябине).

Игра «Замени словосочетание словом-признаком»

Какой лист? Какие плоды?

Лист березы — березовый",

Лист дуба —

Лист липы —

Лист осины —

Лист клена —

Лист ивы —

Лист тополя —

Шишка сосны —

Шишка ели —

Ягоды рябины —

Игра «Четвертый лишний» (растения)

Выделите лишнее слово, объясните свой выбор.

Клен, рябина, ель, тюльпан;

береза, дуб, шиповник, тополь;

яблоня, смородина, черемуха, рябина;

осина, липа, дуб, ель;

сосна, тополь, рябина, ива;

липа, осина, клен, яблоня.

Игра в слова (деревья)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «береза» (дуб, липа, осина... яблоня). Объясните выбор каждого слова.

Словарь : желудь, ельник, береста, смола, яблоко, неприхотливый, светолюбивая, могучий, медонос, сосняк, теневыносливая, «тонкое дерево», темноствольная, шишка, пух, дубрава, стройная, ягоды, высокий, белоствольная, янтарь, антоновка, морозоустойчивая, кряжистый, хвойное дерево, лиственное дерево.

Комментарий для взрослых. После игры для активизации памяти и речи у детей можно предложить им следующее задание.

Вспомните, какие слова, подходящие для березы (дуба, липы, осины... яблони), вы слышали.

«Голоса птиц»

Угадайте, какая птица произносит такие звуки.

Кар-кар! (Ворона.)

Чик-чирик, чив-чив! (Воробей.)

Ча-ча-ча! (Сорока.)

Курлы-курлы! (Журавль.)

Свири-свир! (Свиристель.)

Цок-цэк, цок-цэк! (Клест.)

Ку-ку! (Кукушка.)

Рюм-рюм-рюм! (Снегирь.)

Синь-синь-синь! (Синица.)

Игра «Закончи предложения»

Воробей маленький, а журавль...

Ворона большая, а синица...

Сова спит днем, а охотится...

У синицы хвост короткий, а у трясогузки...

У дятла клюв длинный, а у снегиря...

Утка серая, а лебедь...

Игра в слова (птицы)

Хлопните в ладоши, услышав слово, подходящее для слова «воробей» (ворона, дятел, синица... утка). Объясните выбор каждого слова.

Словарь: курлычет, маленький, бойкий, лес, серая, летает, ловкая, красногрудый, плавает, проворный, крякает, город, прыгает, неунывающая, болото, серая, чирикает, смелый, всеядная, умная, дупло, большая, бойкая, скворечник, непоседливая, длиннохвостая, веселая, стрекотуха, «ледоломка», хищная, белоснежный, белобока, длинноногий, каркает, маленькая, танцует, проворная, ныряет, охотится, зимующая птица, пролетная птица, перелетная птица.

Мария Алейник
Словесная дидактическая игра «Так бывает или нет?»

Словесная игра «Так бывает или нет

Цель : Развивать логику мышления у детей, их мыслительную активность, произвольное внимание и память. Обогащать познавательную сферу каждого ребёнка через игровое взаимодействие. Воспитывать интерес к речевым играм , эмоциональную отзывчивость и адекватную реакцию на шутку.

Игра «Так бывает или нет может также использоваться как средство коррекции речевого развития в работе с детьми – логопатами с ОНР.

Правила игры : Дети внимательно выслушивают предложение, которое зачитывает педагог и на основе анализа логики ситуации, описанной в данном предложении, дают ответ : так бывает или нет . Если кто- то из детей ошибается, педагог, ссылаясь на

источник информации или на собственную эрудицию, исправляет его, но только в том случае, если дети не могут сделать этого самостоятельно.

Педагог Дети

Кошка по небу летает.

Мама дочку умывает.

Волк на дереве сидит.

А по морю плывёт кит.

Саша в школу сам пошёл.

Молоко даёт козёл.

Платье девочка стирает.

Жучка двор наш подметает.

Сыр всю мышку покусал.

Волк на зайчика напал.

- «Кукареку» - кричал петух.

В школу гнал детей пастух.

Лена ела колбасу.

Вова укусил осу.

В шляпе варится компот.

А по крыше бродит кот.

Мы играем хорошо ?

Будем мы играть ещё ?

У коровы две ноги.

Дети ели пироги.

Зимой бабочка летает.

Летом вьюга завывает.

Спит в норе большой медведь.

Маша может песни петь.

Лошадь меньше воробья.

Больше лошади свинья.

Хвост крючком у поросят.

Есть хвосты и у ребят.

Утром мы ложимся спать.

Зимой любим загорать.

Зайца лось в лесу задрал.

Жёлудь с ясеня упал.

Ласточка зерно клюёт.

Гриб на дереве растёт

Десять – это три и пять

Будем мы ещё играть ?

У зайчихи длинный хвост.

Через море кинут мост.

У верблюда два горба

У бобров в реке изба.

Гусеница шёлк прядёт

Муравей по льду ползёт

- Ёж всё лето сладко спит

Медведь ульи ворошит

Есть ушастые ежи.

В речке плавают моржи

Совы ночью спят в дупле

Растут шишки на сосне

У змеи нет ушей

И нет глаз у слепышей.

Может твёрдой быть вода.

Где- то горы изо льда.

Восемь глаз у пауков.

Едят люди червяков.

Пять копыт у поросят.

Есть они и у лисят.

У пингвина есть птенец.

А теперь игре конец!

Публикации по теме:

Геометрические фигуры. Дидактическая игра для дошкольников по формированию математических представлений «Угадай, что не так?» Дидактическая игра для дошкольников по формированию математических представлений:"Угадай, что не так?" Цель: Продолжать учить детей называть.

Новикова Рита Дидактическая игра «Когда это бывает?». Цель: - Продолжать формировать знания детей о временах года и называть их в определенной.

Дидактическая игра для формирования (или актуализацию) у детей знаний о величине предметов Дидактическая игра «Волшебные ступеньки» (для детей средней группы). Цель: выявить уровень сформированности умения устанавливать соотношения.

Название игры "Вот так овощ, вот так фрукт" Цель: закреплять знания детей о фруктах и овощах, умения составлять описательный рассказ. Задачи:учить.

Более полно раскрыть цветоощущение детям помогают дидактические игры. Дидактические игры помогают формированию чувства цвета у детей. У.

Для чего нужны нам сказки? Что в них ищет человек? Может быть, добро и ласку. Может быть, вчерашний снег. В сказке радость побеждает, Сказка.

Помидоры растут под землей.

В огороде выросла картошка.

Из овощей сварили компот.

В лесу выросло много редиски.

На грядке выросли фиолетовые огурцы.

Составьте логическую цепочку.

Ворона, подсолнух, огородное пугало, хозяйка. (Воро­на клевала подсолнух. Хозяйка поставила огородное пу­гало. Ворона испугалась и больше не прилетала.)

Сковорода, растительное масло, картошка, плита, ма­ма. (Мама зажгла плиту. На плиту поставила сковороду. Мама налила растительного масла в сковороду и поджа­рила картошку.)

Трактор, тракторист, поле, червяк, грач.

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ Придумайте диалоги.

Что могли бы сказать Овощи Солнышку и Дождику? Что рассказывают друг другу о себе Огурец и Помидор? Чем хвастаются друг перед другом Капуста и Арбуз? О чем говорят Картошка с Колорадским Жуком?

О чем могут говорить Нож и Лук, Огурец и Соль, По­мидор и Банка, Капуста и Бочка?

Сочините чистоговорки-«смешинки» и чистоговорки-«стра-шилки».

Ор-ор-ор, вырос красный (помидор).

Ор-ор-ор, поет песню (помидор).

Ор-ор-ор, напал на зайца (помидор).

Ец-ец-ец, съем хрустящий (огурец).

Ец-ец-ец, прыгнул в ротик (огурец).

Ец-ец-ец, полез в драку (огурец).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Овощи, огород, поле». Составьте мини-диалоги.

Какие вы знаете овощи? Почему овощи можно назвать растениями? Какие части есть у растения? (Корень, сте­бель, листья, цветы, плоды, семена.) Где находится ко­рень? Зачем растениям корень? (С помощью корней рас­тения закрепляются в земле и поглощают нужные им для жизни вещества и воду. Корни некоторых растений слу­жат для размножения. Их можно разделить и вырастить новое растение.) Почему растение погибает, если повре­дить его корень? Что располагается на стебле? Зачем растениям стебель? (Стебель связывает корень с листья­ми, цветами, плодами и служит для них опорой. По стеб­лю поступают вода и питательные вещества к листьям, цветам и плодам растения.) Зачем растениям листья? (С помощью листьев растения дышат.) Зачем растениям цветок? (Из цветков появляются плоды. В каждом цвет­ке есть пыльца. Если она попадет с одного растения на другое, тогда растение опыляется и из цветка развива­ются семя и плод. Без опыления цветок никогда не ста­нет плодом.)

Зачем люди выращивают овощи? Чем овощи полезны для человека? (В овощах содержатся витамины, необхо­димые для жизни и здоровья человека. В луке и чесноке есть вещества, убивающие микробы и бактерии. У тех, кто ест морковь, помидоры и перец, будет хорошим зре­ние. Капустным соком лечат желудочные болезни.)

Какие части овощных растений мы едим? Почему не­которые овощи называют корнеплодами? Корни каких овощей можно употреблять в пищу? (Морковь, репа, петрушка, брюква, редька, редис и т. д.) Какие листо­вые овощи используются в пищу? (Листья салата, щаве­ля, укропа, капусты.) У каких овощей съедобные пло­ды? (Плоды кабачка, помидора, патиссона, перца, бакла­жана и др.) У какой овощной культуры съедобны стебли? (Кольраби.) У каких овощей съедобны цветы? (Цветной и брюссельской капусты.) Семена каких растений при­годны в пищу? (Горох, фасоль, бобы, кукуруза, чечевица и т. д.) Почему их называют стручковыми? Какие части лука используются в пищу?

Где можно купить овощи? Что можно приготовить из овощей? Какие овощи можно солить, мариновать и кон­сервировать? Из каких овощей готовят икру? (Икру го­товят из свеклы, моркови, кабачков, баклажанов, лука и др.) Какие овощи полезнее для здоровья человека - сырые или вареные? Почему сырые овощи полезнее? Ка­кие овощи можно употреблять в пищу в сыром виде? Что нужно сделать с овощами, прежде чем их съесть? Поче­му нельзя есть грязные овощи?

Где могут расти овощи? (На грядке, в огороде и в поле.) Где люди выращивают много овощей? Чем отли­чаются огород, поле и сад? Какие сельскохозяйственные машины используют люди для уборки урожая? Как на­зывается профессия людей, выращивающих овощи? (Ово-

щеводы.) Какие еще профессии людей, работающих в сельском хозяйстве, вы знаете? Тяжел или легок их труд? Как мы должны относиться к людям, благодаря которым мы получаем продукты питания? Почему мы не должны выбрасывать хлеб и другие продукты питания?

Что нужно для роста растений? (Почва, свет, тепло, влага и удобрения.) Где лучше растут овощи - в тени или на солнце? В каких случаях солнце приносит вред растению? Откуда растения получают влагу? Когда ово­щи нуждаются в поливе? Дышат ли растения? (Растения тоже дышат.) Для чего нужно рыхлить землю, в которой растут овощи? (В рыхлую почву легче проникнуть воз­духу.) Для чего нужна прополка? (Сорняки поглощают питательные вещества, затеняют растения, тем самым мешают росту растений.) Кто из животного мира явля­ется помощником человека при выращивании овощей? (Дождевые черви, жабы, птицы, божьи коровки, пчелы, шмели и др.) Как они могут помочь? (Дождевые черви рыхлят почву. Пчелы и шмели переносят пыльцу с рас­тения на растение, опыляя их. Божьи коровки уничто­жают тлю, а птицы и жабы поедают других вредных насекомых.) Как вы будете относиться к таким помощ­никам?

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

«ЩИ-ТАЛОЧКИ»

Чищу овощи для щей.
Сколько нужно овощей?
Три картошки, две морковки,
Луку полторы головки,
Да петрушки корешок,

Да капустный кочешок.
Потеснись-ка ты, капуста,
От тебя в кастрюле густо!
Раз-два-три, огонь зажжен.
- Кочерыжка, выйди вон!

М. Боровицкая

Наши грядки солнце греет,
Все цветет на них и зреет -
И картошка, и горох,
Только мак один засох -
Продырявилась в жару
У него макушка.
И шумит он на ветру,
Словно погремушка.
Но такие молодцы
Стали наши огурцы!
Сладко нежатся в тени,
Прячась под листочки.
Все в пупырышках они,
На носу - цветочки.
Тыква лезет на плетень,
Редька стала сладкой,
И жужжат шмели везде
По-над каждой грядкой.

Т. Белозеров

Показал садовод

Нам такой огород,

Где на грядках, заселенных густо,

Огурбузы росли,

Помидыни росли,

Редисвекла, чеслук и репуста.

Сельдерошек поспел,

И моркофель дозрел,

Стал уже осыпаться спаржовник,

А таких баклачков

Да мохнатых стручков

Испугался бы каждый садовник.

Н. Кончаловская

Хозяйка однажды с базара пришла,

Хозяйка с базара домой принесла:

Картошку,

Морковку,

Петрушку и свеклу.
Ох!..

Вот овощи спор завели на столе -

Кто лучше, вкусней и нужней на земле:

Картошка? Капуста?

Морковка? Горох?

Петрушка иль свекла?

Хозяйка тем временем ножик взяла

И ножиком этим крошить начала:

Картошку, капусту,

Морковку, горох,

Петрушку и свеклу.

Накрытые крышкою в душном горшке,

Кипели, кипели в крутом кипятке:

Картошка, капуста.

Морковка, горох,

Петрушка и свекла.

И суп овощной оказался неплох!

Ю. Тувим
Перевод С. Михалкова

ЖЕЛТОЕ СОЛНЦЕ

Желтое солнце
Не жжет, не печет.
Желтому солнцу
В доме почет.

Прохлада и сладость
Упрятаны в нем.
Сладкое солнце
Дыней зовем.

Таджикская песенка.

КАРТОШКА И СВЕКЛА

Эи, свекла, - дразнила
Соседку картошка,-
Ты хоть бы, дружок,
Погрустила немножко:
Хозяйка-то наша
Из свеклы и круп
Задумала сделать
Невиданный суп.

А свекла в ответ ей:
- Хозяйское дело!
Но лучше б, дружок,
Ты себя пожалела:
Слыхала я как-то,
Что больно вкусны
Из старой картошки
Выходят блины!

В. Пальчинскайте

КАРТОШКА

Посадили мы картошку:

Мама - в поле, я - в саду.

Мама - много, я - немножко,

Я - всего одну гряду.

Чтоб моя росла скорей,

Я весь день тружусь над ней.

Я минуты неподвижно

Я ее пересажу.

Будет чудо-огород,-
Говорит сосед Сережка,-
Если вырастет картошка,
Несмотря на твой уход.

И. Беляков

Золотистый колосок,
Кто расти тебе помог?

Теплый ветер, майский гром,
Солнце в небе голубом.

А еще людские руки,
Что в труде не знают скуки.
Мне не стать без них
Таким

Сильным, рослым, золотым!

Н. Красилъников

МОРКОВКА

Иль она играет в прятки?

Скрылась с головою в грядке

И сидит, таясь по-лисьи...

Потянул ее за листья

И поддел рукою ловко -

Подпрыгнула морковка.

В. Егоров

До морковки долетела весть,

Что ее зайчишка хочет съесть.

Брось, косой, не думай, бесполезно! -

Морковь поглубже в чернозем залезла.

А чтоб не видно было головы,

Раскинула палатку из ботвы.

И. Беляков

Подставив солнышку бочок,
Лежит на грядке кабачок.
Листок в сторонку отодвинув,
Он солнцу говорит:
«Погрей, пожалуйста, мне спину.
Я подрасти хочу скорей...»
Вмиг солнце принялось за дело
И спину кабачку погрело.
А кабачок хотел потом
Улечься кверху животом.
Он надувался, он пыхтел...
Но повернуться не сумел.

И. Беляков

В огороде
Помидор

Взгромоздился на забор:
Притворяется,
Негодник,
Будто сам он -
Огородник!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Возмутилась тетя Репа:

Это глупо и нелепо!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Крикнул дядя Огурец:

Безобразник! Сорванец!
Ай-ай-ай, Помидор!
Стыд тебе и позор!
Огорчился старый Лук:

Не терплю подобных штук!
Ай-ай-ай, Помидор!

Стыд тебе и позор!
Покраснел сорванец,
Устыдился наконец -
И скатился
Чин по чину
К огороднику
В корзину!

Л. Стрельцова

Коля, Коля, Николай,
Сиди дома, не гуляй.
Чисти картошку,
Ешь понемножку.

СКОРОГОВОРКА

У Егора - огород,

Там есть редька и горох.

Рядом огород Федоры -

Там на грядках
Помидоры.

Л. Ульяницкая

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Я длинный и зеленый,
Вкусный и соленый,
Вкусный и сырой.
Кто же я такой?

Наши поросятки выросли на грядке.

К солнышку бочком, хвостики крючком.

Летом - в огороде,
Свежие, зеленые,
А зимою - в бочке,
Желтые, соленые.
Отгадайте, молодцы,
Как зовут нас?..

Как на нашей грядке
Выросли загадки -
Сочные да крупные,
Вот такие круглые.
Летом зеленеют,
К осени краснеют.

(Помидоры)

Я, друзья, бываю разный -
Желтый, розовый и красный.
Я красивый, я опрятный,
Любят все мой сок томатный.

(Помидор)
В. Степанов

Сидит красавица в темнице,
А коса на улице.

(Морковь)

На ощупь - очень гладкая,
На вкус - как сахар, сладкая.

(Морковь)

На грядке сидит Фекла,
И зовут ее... (свекла).

В огороде старичок
Встал на грядки и - молчок.
Чуб зеленый, красный нос,
Да такой, что в землю врос.

(Морковь)

Был ребенок -
Не знал пеленок,
Стал стариком -
Сто пеленок на нем.

(Капуста)

Семьдесят одежек
И все без застежек.

(Капуста)

Уродилась я на славу.
Голова бела, кудрява,
Кто любит щи -
Меня ищи.

(Капуста)

Лоскуток на лоскуте -
Зеленые заплатки.
Целый день на животе
Нежится на грядке.

(Капуста)
Л. Яхнин

Как надела сто рубах,
Захрустела на зубах.

(Капуста)

И зелен, и густ

На грядке вырос куст.

Покопай немножко:

Под кустом... (картошка).

Под землей росла девица,
Но свежа и круглолица.
Без нее какой обед?
Без нее обеда нет.
Жарь ее, вари, туши -
Наедайся от души.

(Картошка)
В. Степанов

Золотая голова
Велика, тяжела.
Отдохнуть прилегла.
Голова велика,
Только шея тонка.

Неказиста, шишковата,
А придет на стол она,
Скажут весело ребята:
«Ну, рассыпчата, вкусна!»

(Картошка)

Заставит плакать всех вокруг,
Хоть он и не драчун, а... (лук)

Сидит дед во сто шуб одет.
Кто его раздевает,
Тот слезы проливает.

Раскололся тесный домик
На две половинки.
И рассыпались оттуда
Бусинки-дробинки.

Дом зеленый тесноват:
Узкий, длинный, гладкий.
В доме рядышком сидят
Круглые ребятки.

На жарком солнышке подсох
И рвется из стручков... (горох)

Кафтан на мне зеленый,
А сердце, как кумач.
На вкус, как сахар, сладок,
На вид - похож на мяч.

Щеки красные, нос белый.
В темноте сижу день целый,
А рубашка зелена,
Вся на солнышке она.

Круглый бок, желтый бок.
Сидит на грядке колобок.
К земле прирос крепко.
Что это? (Репка.)

Удивительное солнце:
В этом солнце сто оконцев,
Из оконцев тех глядят
Сотни маленьких галчат.

(Подсолнух)

Кругла да гладка.
Откусишь - сладка.
Засела крепко
На грядке... (репка).

А какой же овощ это
Фиолетового цвета,
Что пришел из южных стран?
Это - сладкий... (баклажан).

В. Степанов

ФРУКТЫ,ягоды.

ЦВЕТЫ. САД

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ яблоня яблоко груша айва ирга рябина абрикос персик вишня черешня слива алыча кизил маслина цитрусовые лимон апельсин грейпфрут мандарин субтропические и тропические инжир гранат ананас хурма банан манго авокадо киви ягодные культуры крыжовник смородина малина облепиха калина жимолость ежевика виноград клубника земляника садовые цветы тюльпан нарцисс пион ромашка роза ирис георгин гладиолус астра анютины глазки маргаритки календула гвоздика хризантема прочие слова садовник садовод цветовод дачник сад цветник ягодник клумба газон лужайка палисадник дорожка дача ствол ветки
лист куст трава цвет аромат запах благоухание плод семя косточка сердцевина кожура кожица мякоть долька гроздь посадка цветение завязь полив рыхление изюм курага урюк блюда из фруктов сок компот кисель морс джем желе варенье повидло сироп мармелад цукаты имя ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ садовый плодовый фруктовый яблочный грушевый абрикосовый персиковый вишневый сливовый лимонный апельсиновый смородиновый виноградный малиновый ежевичный клубничный земляничный рябиновый декоративный цветочный ароматный душистый сладкий кислый вкусный терпкий сочный бархатистый гладкий блестящий спелый зрелый ГЛАГОЛ расти распускаться цвести зреть созревать наливаться опадать сажать ухаживать выращивать поливать опрыскивать подвязывать собирать складывать продавать сорвать вымыть разрезать высушить приготовить сварить отжать ПРИЧАСТИЕ созревший поспевший перезревший висевший сгнивший упавший срывающий собирающий уносящий перевозивший высушенный

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО состояния

Выразите удовольствие от приятного запаха землянич-
ного варенья, цветов розы и других цветов.

Передайте свое эмоциональное состояние: едим слад-
кий виноград, кислый лимон, терпкую хурму или
айву.

Изобразите действия садовника: копаем ямки, сажаем
плодовые деревья, белим стволы деревьев, делаем обрез-
ку, опрыскиваем деревья и т. д.

Изобразите действия цветовода: вскапываем клумбу,
разравниваем ее граблями, высаживаем и поливаем цве-
точную рассаду.

«Уборка урожая». Имитация действий: ставим лест-
ницу, срываем яблоки, складываем в ящики, а затем
грузим их в машину.

«Варим варенье». Изобразите действия мамы: моем
фрукты, чистим, разрезаем, кладем в кастрюлю, засыпа-
ем их сахаром и помешиваем варенье.

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Представьте себя фруктовым деревом со спелыми налив-
ными яблоками; яблоком, которое грызет червяк; земля-
никой на солнечной полянке.

Представьте себя маленьким цветочным ростком, тя-
нущимся к солнышку. Палящее солнце высушило зем-
лю, и цветы завяли. Дождик полил цветы, и они опять
тянутся к солнышку.

Наши алые цветки
Распускают лепестки,
Ветерок чуть дышит,
Лепестки колышет.

Т. Ткаченко

Развитие мелкой моторики.
Координация речи с движением

Выполняйте действия в соответствии со смыслом текстов стихо-
творений.

(Поочередно загибаем пальчики правой, а затем ле
вой руки.)

Палец толстый и большой

В сад за сливами пошел.

Указательный с порога

Указал ему дорогу.

Средний пальчик - самый меткий,

Он сбивает сливы с ветки.

Безымянный поедает,

А мизинчик-господинчик

В землю косточки сажает.

И. Лопухина

Мы делили апельсин.
Апельсин всего один.
Эта долька - для ежат,
Эта долька - для ужат,
Эта долька - для утят,
Эта долька - для котят,
Эта долька - для бобра,
А для волка - кожура.

Пальчик, пальчик,
Непоседа,
Где ты бегал,
Где обедал?
Я с мизинцем
Ел калинку,

С безымянным

Ел малинку,

Ел со средним

Землянику,

С указательным -

Клубнику.

И. Лопухина

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ синонимы

Послушайте и повторите слова, близкие по значению,-
«слова-приятели». О чем так можно сказать?

твердый - жесткий, затверделый, окаменелый
зрелый - спелый, наливной, налитой
зреет - созревает, вызревает, спеет, поспевает, нали-
вается

■ АНТОНИМЫ

Назовите слова, противоположные по значению,- «слова-
неприятели».

твердый - мягкий
вкусный - невкусный
недозрелый - перезрелый
мягкий - жесткий
свежий - гнилой
ранний - поздний

растет - сохнет
висит - падает
заморозить - разморозить
высоко - низко
полно - пусто

Дополните предложение.

Банан сладкий, а гранат (кислый).
Яблоко твердое, а абрикос (мягкий).
Куст смородины высокий, а куст земляники (низкий).
Кожица киви шероховатая, а кожица сливы (глад-
кая).

Ягоды клубники заморозили, а потом (разморозили).
Абрикосы растут высоко, а земляника (низко).

■ МНОГОЗНАЧНОСТЬ слов

Ответьте на вопросы.

Какая бывает косточка? (Косточка бывает фруктовая,
куриная.)

Какие фрукты покрыты кожицей? (Яблоки и сливы.)

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какие слова не являются
родственными?

сад - садовник, садовод, садовница, садоводство, са

довый, садится

ягода - ягодник, ягодница, ягодный, ежевика
малина - малинка, малинник, малиновый, маленький
плод - плодовый, плодоовощной, плодородный, ПЛО

доносить, плов

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите ласково.

яблоке - яблочко
смородина - смородинка
рябина - рябинка
мандарин - мандаринчик
апельсин - апельсинчик

лимон - лимончик
вкусный - вкусненький
кислый - кисленький
круглый - кругленький
мягкий - мягонький

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Составьте новое слово из двух.

желтый, красный - желто-красный
желтый, зеленый - желто-зеленый
красный, зеленый - красно-зеленый
плоды, овощи - плодоовощной
Как называются сухие фрукты? (Сухофрукты.)
Как называются высушенные черные сливы? (Черно-
слив.)

Рябина, у которой черные плоды? (Черноплодная ряби-
на.)

Цветы разводит. (Цветовод.)

Машина, с помощью которой выжимают сок. (Соко-
выжималка.)

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ ПРИ-
ЛАГАТЕЛЬНЫХ

ароматный - ароматнее - самый ароматный (аромат-
нейший)

нежный - нежнее - самый нежный (нежнейший)
сладкий - слаще - самый сладкий (сладчайший)
кислый - кислее - самый кислый (кислейший)

Подскажите нужное слово.

Яблоко (ароматное), мандарин (ароматнее), а апельсин
(самый ароматный).

К каким фруктам и ягодам подходит слово аромат-
нейший? (Ароматнейший из фруктов - ананас, а аро-
матнейшая из ягод - земляника.)

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова.

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один - много».

один апельсин - апельсины - много апельсинов
один мандарин - мандарины - много мандаринов
один грейпфрут - грейпфруты - много грейпфрутов

одно яблоко - яблоки - много яблок
одна груша - груши - много груш
одна вишня - вишни - много вишен

Дополните предложение.

В саду созрело много (...). На клумбе расцвели (...).
Из ягод малины сварили три литра (...).
Для компота нужно нарезать много (...).

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки.

Бина-бина-бина, полезна красная (рябина).
Ины-ины-ины, созрели ягоды (малины).
Уше-уше-уше, подойдите дети к (груше).
Нику-нику-нику, очень я люблю (клубнику).
Оном-оном-оном, пахнет на кухне (лимоном).
Уше-уше-уше, мы позаботимся о (груше).

Составьте предложения из перепутанных слов.

Сад, дети, собрались, пойти, в.

Для, они, сбора, взяли, фруктов, корзинки.

На, висит, груше, груш, много.

Под, лежит, много, яблоней, яблок.

Между, бегает, деревьями, собачка.

Из, мама, груш, компот, яблок, и, варит.

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О каких фруктах можно сказать мой, твой, наш, их,
его, ее? (Абрикос, гранат, виноград, грейпфрут и т. д.)

О каких фруктах можно сказать моя, твоя, наша?
(Слива, вишня, хурма, алыча, груша и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мое, твое, наше? (Яб-
локо, киви и т. д.)

О каких фруктах можно сказать мои, твои, наши?
(Апельсины, бананы, персики, абрикосы и т. д.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Подберите слова.

Пять высоких (рябин, яблонь, груш и т. д.).
Три оранжевых (апельсина, грейпфрута, абрикоса, пер-
сика и т. д.).

Десять ягод (смородины, малины, калины и т. д.).
Две раскидистые (вишни, черешни, груши и т. д.).

Добавьте нужное слово.

оранжевый (апельсин)
кислый (лимон)
фиолетовая (слива)
терпкая (хурма)
ароматная (земляника)

круглый...
овальный...
желтый...
сочный...
мягкие...

Кто знает, пусть продолжает.

Круглые (яблоки, гранаты, вишни, апельсины).
Овальные (сливы, киви, ананасы, лимоны).
Желтые (лимоны, бананы, сливы, яблоки, груши).
Сочные (груши, сливы, вишни, ягоды, фрукты).
Мягкие... Ароматные...

Найдите слову пару.

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Повторите слова. Какое слово лишнее?

персик бархатистый, оранжевый, синий
груша вкусная, сладкая, горькая

яблоко круглое, сочное, шероховатое
бананы съедобные, желтые, соленые

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ НЕСОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕ
НАМ

■ ИЗМЕНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ СОВЕРШЕННОГО ВИДА ПО ВРЕМЕНАМ

«Я умею - не умею».

Я умею чистить бананы. Я не умею варить варенье.
Я умею подвязывать деревья. Я умею поливать кусты.
Я не умею готовить компот.

Ответьте на вопросы.

Что делает садовник? (Садовник ухаживает за фрук-
товыми деревьями.)

Где растут садовые цветы? (Садовые цветы растут в
саду на клумбе.)

Что сделает мама с вишнями? (Мама вымоет вишни.)

Что сварила мама из вишен? (Мама сварила из вишен
компот.)

Из каких ягод выжали сок? (Сок выжали из ягод ма-
лины.)

Когда будут опадать листья рябин? (Листья рябин бу-
дут опадать осенью.)

■ СПРЯЖЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Говорите и выполняйте.

Что я делаю? (Я срываю, собираю, кладу яблоки.)

Что мы делаем? (Мы срываем, собираем, кладем груши.)

Спроси у друга. (Ты срываешь сливы? Ты собираешь
яблоки? Ты кладешь яблоки?)

Скажите обо мне, что я делаю. (Вы срываете, собира-
ете, кладете груши.)

Скажите, что делает Оля или Коля. (Он(-а) срывает,
собирает, кладет яблоки.)

Что они делают? (Они срывают, собирают, кладут
груши.)

■ ПОВЕЛИТЕЛЬНОЕ НАКЛОНЕНИЕ ГЛАГОЛОВ

Придумайте просьбы, пожелания и советы.

Сорви мне, пожалуйста, вишенку. Достань, пожалуй-
ста, гроздь винограда. Соберите упавшие яблоки. Не ешь-
те немытые фрукты! Посадите фруктовые деревья. Бере-
гите фруктовые деревья. Не ломайте ветки!

Игры со звуками, буквами и словами

Назовите первый звук в словах айва, алыча, ирга, изюм. Какие это звуки? (Гласные звуки.)

Какого звука не хватает в словах...йва, ...нанас, ...бри кос, ...пельсин! (Звука а.)

Назовите первый и последний звук в словах банан, гранат, мандарин, грейпфрут. Какие это звуки? (Соглас­ные твердые звуки.)

Назовите мягкие согласные звуки в словах лимон (л"), персик (п", с"), вишня (в", н"), слива (л"), кизил (к", з").

Какой один и тот же согласный мягкий звук слышится в словах малина, калина, облепиха, лимон? (Звук л".)

Угадайте названия фруктов по первому и последнему звуку. Какое это слово, если в нем первый звук г, после­дний - а! (Груша.) В слове первый звук а, последний - н. Что это? (Апельсин.) В названии ягод первый звук с, последний - а. (Смородина.)

Угадайте слово. В слове есть согласные звуки х, р, м. Какое это слово? (Хурма.) В слове есть согласные звуки м, л", н. (Малина.) В слове есть согласные звуки б, н, н. (Банан.)

Какое слово я задумала? В слове есть два гласных зву­ка и, о. Что это? (Лимон.) В слове три гласных звука а, и, о. (Абрикос.) В слове есть три гласных звука у, и, а. (Клубника.)

В названии какой ягоды звук к слышим в начале и конце слова? (Крыжовник.)

В названиях каких фруктов и ягод есть звуки р, р"? (Виноград, инжир, рябина, груша, хурма и т. д.)

Соберите «рассыпанные» звуки в слова: л", м, и, о, н (лимон); н, а, б, н, а (банан).

Замените в слове грозди звук р на звук в. Какое слово получится? (Гвозди.)

Замените в слове почка первый звук следующими зву­ками: т, д, м, к, б, н. Какие новые слова получились? (Точка, дочка, мочка, кочка, бочка, ночка.)

Узнайте названия фруктов по первому и последнему слогу. В слове три слога, первый слог а, последний - нас. Какое это слово? (Ананас.) В слове четыре слога, первый слог смо, последний - на. (Смородина.) В названии ягоды четыре слога, первый слог е, последний - ка. (Ежевика.)

Дополните слоги. Сли..., виш..., ря.., ма.., гру... . Составь­те слово из перепутанных слогов: ки-долъ (дольки), ки-вет (ветки), во-ре-де (дерево), жу-ко-ра (кожура), ди-гроз (грозди).

«Слово в слове». Какое одно и то же слово «прячется» в словах веточка, косточка, листочка? (Точка.)

«Спрятанные слова». Виноград (град, вино, ноги, рад, дар, нива, гори), малина (мал, Лина, Алина, Нил, мил, ил, налим, лама).

Развитие познавательных процессов

(Задания выполняются с использованием наглядного материала.)

■ РАЗВИТИЕ ОЩУЩЕНИЯ И ВОСПРИЯТИЯ

Игра «Чудесный мешочек».

Узнайте фрукты на ощупь. Какой плод самый глад­кий? Какой плод имеет шероховатую поверхность?

Сравните по весу. Какой из фруктов самый легкий, а какой - самый тяжелый?

Узнайте фрукты по вкусу. Какой плод самый мягкий? Самый твердый? Самый сочный? Что сочнее - ягоды или фрукты?

Узнайте фрукты по запаху. Сравните фруктовые аро­маты.

Выберите и назовите все фрукты желтого, оранжево­го, красного и других цветов.

Подберите фрукты, похожие на круг и овал.

Соедините части разрезанных фруктов. Найдите кусо­чек, половинку и четвертинку яблока, груши. Найдите дольку лимона, апельсина, зернышко граната.

Что выше - фруктовое дерево (яблоня) или ягодный куст (крыжовник)? Что ниже - куст земляники или куст смородины? Чем отличаются фрукты от ягод? Сравните фрукты и ягоды по величине. Какая ягода или фрукт самые маленькие?

Когда это бывает? (Яблоня в разное время года: в цве ту, покрытая зелеными листьями и яблоками, с желты ми листьями и без листьев.)

Что сначала, что потом? Расставьте слова по порядку: яблоня, яблоко, семечко, росток, саженец.

Положите яблоко между апельсином и лимоном, гру­шу между сливой и гранатом и др.

Работа с картинками.

Что художник нарисовал неправильно? (Фрукты рас крашены неправильно.)

Найдите вторую половинку яблока, груши и других фруктов. (Соотнесение по цвету и величине.)

Составьте яблоко, грушу и др. из частей. (Составить картинку, разрезанную на несколько частей.)

Соедините фрукты со стаканами сока (соотнесение по цвету). Какой сок в стакане?

Что нужно для компота и салата? (Соедините овощи с салатницей, а фрукты с кастрюлей.)

«Цветы, плоды и листья». (Соотнесение цветов, листь­ев и плодов с названием определенного фруктового дере­ва или кустарника.)

■ РАЗВИТИЕ ВНИМАНИЯ

Какого фрукта не хватает в ряду? В первом ряду кар­тинки с изображениями яблока, лимона, груши и сли­вы. Во втором ряду - яблока, лимона и сливы. В тре­тьем - лимона, груши и сливы. В четвертом - яблока, груши и сливы. Назовите фрукты, пропущенные в каж­дом ряду.

Игра «Бывает - не бывает».

Клубника растет на дереве. Вова съел сладкий лимон. Я видела фиолетовый апельсин. Из земляники свари­ли варенье.

Щи сварили из груш. Из фруктов сварили компот. Мы ели сушеный виноград. Мы ели яблочное варенье. В бочке засолили груши. Дети пили сливовый сок.

■ РАЗВИТИЕ ПАМЯТИ

Кто знает, пусть продолжает.

Я знаю такие фрукты: яблоко, лимон, апельсин...

Цепочки слов.

Послушайте, запомните и повторите слова, гранат, хурма, слива, виноград, яблоко, груша Послушайте слова еще раз. хурма, слива, виноград, яблоко, груша Какое слово исчезло из ряда?

малина, земляника, крыжовник, смородина, клубни­ка, виноград

Какое слово исчезло из ряда?

земляника, крыжовник, смородина, клубника, виноград

Запомните эти слова: виноград, персик, груша, апельсин, ли­мон, яблоко.

Я буду говорить слова-подсказки, а вы - назы­вать фрукты или ягоды.

лоза - (виноград) дольки - (апельсин, лимон)

лампочка - (груша) косточка - (персик) земля - (земляника) чай - (лимон)

Кто больше запомнит?

Перед детьми выкладываются фрукты или их изобра­жения, дается установка на запоминание, а затем они закрываются. Дети должны назвать как можно больше названий фруктов.

Игра «Что изменилось?». Выкладывается пять-шесть фруктов, затем еще добавляется один или два. Дети на­зывают, какие фрукты появились.

Раскладываются в отдельные стопки наборы картинок: ягоды, фрукты, овощи и цветы. Одна из групп предме­тов убирается. Какой группы предметов не стало?

Кто больше запомнит?

Произносится четыре - шесть названий ягод (крыжов­ник, смородина, клубника, малина), цветов (гвоздика, роза, ромашка, колокольчик, маргаритка) или фруктов (груша, яблоко, лимон, апельсин, мандарин). Дети подбирают и раскладывают картинки в той же последовательности.

■ РАЗВИТИЕ МЫШЛЕНИЯ

ОТНЕСЕНИЕ ЕДИНИЧНЫХ ПРЕДМЕТОВ К ЗАДАННОМУ РОДО ВОМУ ПОНЯТИЮ

Назовите одним словом.

банан, ананас, абрикос, персик, слива, вишня, груша, яблоко (фрукты)

гвоздика, ромашка, тюльпан, нарцисс (цветы) смородина, калина, крыжовник, земляника (ягоды)

Педагог бросает мяч и называет слова, принадлежащие к той или иной родовой группе. Ребенок ловит мяч и называет обобщающее слово. Например, яблоко - фрукт, капуста - овощ, персик - фрукт, клубника - ягода, подберезовик - гриб.

■ ПОИСК ОБЩИХ ПРИЗНАКОВ И РАЗЛИЧИЙ

«Четвертый лишний».

вишня, слива, огурец, гранат

помидор, апельсин, мандарин, яблоко

банан, кабачок, перец, баклажан

роза, ромашка, малина, мак

смородина, крыжовник, горошина, клубника

Назовите общий признак у фруктов.

персик, вишня, абрикос и слива (имеют внутри кос­точку)

яблоко, апельсин, лимон и грейпфрут (имеют внутри семечки)

слива и лимон (похожи на овал)

апельсин и солнышко (оранжевые и круглые)

Составьте логические цепочки со словами.

яблоко, сахар, крышка, банка яблоня, гусеницы, скворцы, листья клубника, варенье, чай, розетка

■ РАЗВИТИЕ ВООБРАЖЕНИЯ

Представьте, что вы попали в Волшебный Сад. По­фантазируйте, что вы можете там увидеть. В Волшебном Саду вы увидели яблоки величиной с арбуз. Что вы бу­дете с ними делать?

Придумайте диалоги.

Что могла бы сказать Вишенка девочке Даше? («Осто­рожно, не проглоти мою косточку!», «Будь осторожна, когда меня ешь, ты можешь сломать зуб».) О чем гово­рили между собой цветущие Яблони?

Что могла бы сказать Коле Яблоня, увидев, что он ест немытое яблоко? О чем могли говорить между собой упав­шие Сливы? Что сказали Плодовым Деревьям Скворцы, прилетевшие с юга? Что говорит Божья Коровка Листь­ям Смородины?

Сочините чистоговорки.

Кос-кос-кос, в саду вырос (абрикос). Кос-кос-кос, залез в корзинку (абрикос). Пот-пот-пот, мама сварила (компот). Цы-цы-цы, прилетели в сад (скворцы). Ели-ели-ели, на деревья они (сели). Ад-ад-ад, они спасут наш (сад). Рад-рад-рад, едим мы сладкий (виноград). Наты-наты-наты, мы едим (гранаты).

Развитие диалогической речи

Ответьте на вопросы. Задайте друг другу вопросы по теме «Фрукты. Ягоды. Цветы. Сад».

Что такое сад? Почему сад назвали фруктовым? (По­тому что в нем растут фруктовые деревья.) Какие фрук­товые деревья растут в саду? Чем отличается сад от ого­рода? Зачем человеку фрукты? Какие фрукты полезнее для здоровья человека - сырые или консервированные?

Что надо сделать с фруктами, прежде чем их съесть или приготовить? Почему нельзя есть немытые фрукты? Что можно приготовить из фруктов? Как можно сохранять фрукты зимой? (Их можно положить в холодное место, заморозить, высушить и законсервировать.) Какие фрук­ты можно сушить? Как называются сушеные фрукты? (Сухофрукты.) Как называется сушеный виноград? Как называются сушеные абрикосы? (Без косточек - кура­га, а с косточками - урюк.) Почему сушеные сливы назвали черносливом?

ФИО: Кирсанова Наталья Станиславовна
Место работы: МБОУ СОШ № 12 города Смоленска

Должность: учитель – дефектолог

Игры на развитие внимания у младших школьников Данные игры требуют от детей внимательности и быстроты реакции.

1. Игра «Бывает – не бывает»

Называете какую-нибудь ситуацию, если такие действия могут происходить в жизни – хлопните, если такого не бывает – замрите:

Волк бродит по лесу, собака гуляет по крыше, кошка гуляет по крыше, девочка рисует домик, ночью светит солнце, зимой идет снег, корова жует траву, зимой гремит гром, мальчик виляет хвостом, мышка бежит за кошкой, писатели пишут книги, корова летает, лошадь выступает в цирке, рыба бежит к реке, лягушка громко разговаривает, курица дает молоко, петух кукарекает, муравей тащит бревно, строители строят дом, слон залез в нору, лошадь спит в берлоге, воробей чирикает, кукушка ловит кошку, мама моложе дочки, папа старше сына, писатели пишут книги, собака ведет мальчика на поводке, в холодильнике жарится яичница, на плите стоит миска, мальчик учит детей в школе, у кошки родились утята, мальчики играют в футбол, жираф ударил тигра своим рогом, папа ушел на работу, человек вьёт гнездо, яблоко солёное, на берёзе выросли шишки, почтальон принес письмо.

2. Игра «Небылицы»

Называете какую-нибудь ситуацию и бросаете ребенку мяч. Ребенок должен поймать мяч в том случае, если названная ситуация бывает, а если нет, то мяч ловить не нужно.

Бегемот залез на дерево, собака меньше лошади, свинья живет в свинарнике, рыба меньше комара, комар больше лошади, крокодил короче гусеницы, жираф выше медведя, собака жует траву, бегемот грызет кости, жираф жует листья, медведь живет в логове, лисица охотится на мышей, комар ест сов, рыба ест кошек, кошка ест рыбу, белка живет в дупле, лошадь живет в будке, корова живет в коровнике, сова живет в курятнике, синица живет в лесу, рыба живет в саду, еж пьет молоко, волк живет в берлоге, корова ест сено, муха больше бабочки, цапля ест лягушек, вогороде растут овощи, картошка растет на дереве, у моркови есть косточки, огурец – сочный фрукт, морковь не едят сырой, грибы растут зимой, сосульки появляются летом, кошка поймала собаку, летом можно купаться, стул может быть деревянным.

3. Игра «Топай ногой, хлопай руками»

Хлопай в ладоши, когда услышишь название предмета (неодушевленные), топай ногой, когда услышишь название живого существа (одушевленные).

Автобус, яблоко, стрекоза, сумка, воробей, кошка, морковь, дерево, телефон, обезьяна, телевизор, школьник, балкон, корова, курица, магазин, карандаш, собака, строитель, девочка, барабан, лягушка, дверь, учитель, мальчик, книга, молоко, водитель, корзина, комар, портфель, овца, тарелка, жук, ключ, бабочка, пенал, врач, дневник, бабушка, слива, продавец, вилка.

4. Игра «Съедобное – несъедобное»

Если услышите название съедобного – руки ко рту, если несъедобного – руки за спину:

Морковь, тарелка, лук, книга, каша, котлета, хлеб, мяч, арбуз, тетрадь, стол, котлета, цветок, снег, солнце, яблоко, горох, сумка, шуба, суп, стол, ложка, банан, мороженое, стакан, скатерть, сало, телефон, салфетка, торт, клубника, колбаса, ручка, печенье, вилка, апельсин, мармелад, коробка, часы, трава, повидло, стул, сырок, бумага, йогурт, чашка, пирог, картон, мандарин, шоколад, ключ, рыба, банка, крышка, масло, кастрюля, изюм, пакет, курага, ложка, запеканка, скрепка, поднос, листья, зефир, фольга, стул, конфета., колесо, колбаса, груша, ласточка, коробка, хлеб, кефир, кегли, мороженое, пирожное, сосулька, рисунок, бобы, грибы, крабы, трубы, курица, улица, абрикос, ананас, креветки, ветки, салат, халат, суп.

5. Игра «Летает – не летает»

Называете предметы, которые летают и не летаю, хлопни и поймай в ладоши, все слова, которые летают.

Самолет, карандаш, комар, бабочка, река, автобус, вертолет, дерево, птица, морковь, чемодан, пчела, черепаха, стрекоза, береза, арбуз, цветок, оса, муха, ракета, поезд, слон, аист, бегемот, корова, лошадь, голубь, шмель, воробей, кошка, комар, журавль, муравей, ворона, скамейка, сова, мышь, машина, трава, ласточка, трамвай, щенок, воздушный шарик, камень, пух, книга.

6. Игра «Внимание!»

Если услышите название маленького предмета – ладошки вместе, если большого – разведите руки в стороны:

Муравей, птица, слон, бегемот, булавка, комната, капля, божья коровка, дом, гусеница, муха, ванна, бассейн, пчела, монета, компьютер, кухня, мел, ластик, иголка, шкаф, пуговица, конфета, дверь, кнопка, озеро, изюм, море, гараж.

7 . Игра «Кто внимательный»

Если произнесенное слово относится к тому, что сделал человек – то хлопайте в ладошки:
Автомобиль, дуб, одуванчик, муравей, компьютер, снежинка, сосулька, мороженое, телевизор, туча, зонт, дождь, олень, книга, карандаш, шоколад, гора, река, песок, дом, лужа, кирпич, машина, велосипед, мебель, дерево, автобус, снег, лодка, небо, дождь, сапоги, облако, град, панама, гроза.

8. Игра «Что пропущено?»

- 1, 2, 3, 4, 6, 7, 8, 9,10

- зима, весна, осень

- понедельник, вторник, четверг, пятница, суббота, воскресение

- утро, день, ночь