«Зимнее утро» А. Пушкин. Анализ Стихотворения «Зимнее утро

«Зимнее утро» Александр Пушкин

Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный —
Пора, красавица, проснись:
Открой сомкнуты негой взоры
Навстречу северной Авроры,
Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,
На мутном небе мгла носилась;
Луна, как бледное пятно,
Сквозь тучи мрачные желтела,
И ты печальная сидела —
А нынче… погляди в окно:

Под голубыми небесами
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит;
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском
Озарена. Веселым треском
Трещит затопленная печь.
Приятно думать у лежанки.
Но знаешь: не велеть ли в санки
Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,
Друг милый, предадимся бегу
Нетерпеливого коня
И навестим поля пустые,
Леса, недавно столь густые,
И берег, милый для меня.

Анализ стихотворения Пушкина «Зимнее утро»

Лирические произведения в творчестве Александра Пушкина занимают весьма значительное место. Поэт неоднократно признавался, что с трепетом относится не только к традициям, мифам и легендам своего народа, но и не перестает восхищаться красотой русской природы, яркой, красочной и полной таинственного волшебства. Он много раз предпринимал попытки запечатлеть самые разнообразные мгновения, мастерски создавая образы осеннего леса или же летнего луга. Однако одним из наиболее удачных, светлых и радостных произведений поэта по праву считается стихотворение «Зимнее утро», созданное в 1829 году.

С самых первых строчек Александр Пушкин настраивает читателя на романтический лад , в нескольких простых и изящных фразах описывая красоту зимней природы, когда дуэт мороза и солнца создает необыкновенно праздничное и оптимистичное настроение. Чтобы усилить эффект, поэт строит свое произведение на контрасте, упоминая о том, что еще вчера «вьюга злилась» и «на мутном небе мгла носилась». Пожалуй, каждому из нас хорошо знакомы подобные метаморфозы, когда в разгар зимы на смену бесконечным снегопадам приходит солнечное и ясное утро, наполненное тишиной и неизъяснимой красотой.

В такие дни просто грех сидеть дома, как бы уютно не потрескивал в камине огонь. И в каждой строчке пушкинского «Зимнего утра» ощущается призыв отправиться на прогулку, которая обещает массу незабываемых впечатлений. Особенно, если за окном простираются удивительные по красоте пейзажи – блестящая подо льдом река, припорошенные снегом лес и луга, которые напоминают белоснежное покрывало, сотканное чьей-то умелой рукой.

Каждая строчка этого стихотворения буквально пронизана свежестью и чистотой , а также восхищением и преклонением перед красотой родного края, который в любое время года не перестает удивлять поэта. Причем, Александр Пушкин не стремится скрывать переполняющие его чувства, как это делали многие его собратья по перу в 19 веке. Поэтому в стихотворении «Зимнее утро» нет вычурности и сдержанности, присущей другим авторам, но при этом каждая строчка пронизана теплотой, изяществом и гармонией. Кроме этого, простые радости в виде санной прогулки доставляют поэту подлинное счастье и помогают в полной мере ощутить все величие русской природу, изменчивой, роскошной и непредсказуемой.

Стихотворение «Зимнее утро» Александра Пушкина по праву считается одним из наиболее красивых и возвышенных произведений поэта . В нем отсутствует так свойственная автору язвительность, нет и привычного иносказания, которое заставляет искать в каждой строчке потаенный смысл. Это произведений – воплощение нежности, света и красоты. Поэтому неудивительно, что написано оно легким и мелодичным четырехстопным ямбом, к которому Пушкин прибегал довольно часто в тех случаях, когда хотел придать своим стихам особую изысканность и легкость. Даже в контрастном описании непогоды, которое призвано подчеркнуть свежесть и яркость солнечного зимнего утра, нет привычного сгущения красок: снежная буря представлена как мимолетное явление, которое не в состоянии омрачить ожидания нового дня, наполненного величественным спокойствием.

При этом сам автор не перестает удивляться столь разительным переменам, которые произошли всего за одну ночь. Словно бы сама природа выступила в роли укротительницы коварной метели, заставив ее сменить гнев на милость и, тем самым, подарила людям удивительное по красоте утро, наполненное морозной свежестью, скрипом пушистого снега, звенящей тишиной безмолвных снежных равнин и очарованием солнечных лучей, переливающихся всеми цветами радуги в морозных оконных узорах.

Творчество Александра Пушкина – целая литературная эпоха , уместившаяся в 37 лет его короткой, но яркой жизни. Ослепительной звездой вспыхнул он на российском поэтическом небосклоне, оставив нам такие шедевры, как поэмы «Руслан и Людмила», «Полтава», « », сказки, прозу и, конечно, короткие произведения, полные необычайной выразительности. На уроке литературы обязательно проводится анализ стихотворения «Зимнее утро» Пушкина.

Вконтакте

Период написания

Прежде чем начать анализ стихотворения, вспомним, когда и в каких условиях его создал автор. События личной жизни поэта оказывают колоссальное влияние на его творчество .

В 1829 году Пушкин находился в расцвете второго этапа своей молодости. Позади осталась ссылка, он активно путешествовал по стране, встречался с разными людьми, строил планы на дальнейшую жизнь: был страстно влюблен и собирался жениться на красавице Натали Гончаровой.

Время написания легкого, «звенящего» стихотворения «Зимнее утро» пришлось на период творческого подъема . Осень была для поэта любимым временем, вдохновение буквально мучило его, просыпаясь в любые часы дня и ночи.

Время написания стихотворения – 3 ноября 1829 года . Александр Сергеевич возвращался с Кавказа и по дороге к невесте заехал к друзьям в село Павловское Тверской губернии, пребывая в переменчивом, но чаще восторженно-радостном настроении , которое передается нам через его стихотворение «Зимнее утро».

Внимание! Главный мотив пушкинского произведения – восхищение красотой родной природы и ее способностью к моментальным чудесным превращениям.

О чем написано произведение

Краткие : зима, один день из жизни обычного человека, ничем не примечательный. Накануне была страшная вьюга , наполнявшая сердце тоской, а сегодня картина коренным образом изменилась, переменилось и настроение автора: засияло солнце , вспыхнуло яркой голубизной небо, заискрился снег, словно россыпь драгоценностей.

Так бывает и в жизни: если вчера была темная полоса, то в любой момент может вспыхнуть свет , начнется светлый период.

Каким размером написано стихотворение? Четырехстопным ямбом, подчеркивающим прекрасные перемены в настроении погоды и романтический настрой поэта . Четкая, но мягкая рифма способствует легкости восприятия, а постоянные обращения автора к неведомой красавице настраивают на ощущение причастности читателя к происходящим событиям.

Основная мысль стихотворения «Зимнее утро» проста: не надо поддаваться унынию, скорби, жизнь продолжается, настоящее и будущее сулит много радостных моментов. Надо уметь наслаждаться жизнью и прелестью природы!

Какие слова придают выразительность

Чтобы усилить выразительность произведения «Мороз и солнце», Пушкин использует различные художественные приемы . Критики отмечают такие эпитеты в стихотворении Пушкина «Зимнее утро», как:

  • чудесный,
  • прелестный,
  • мрачное,
  • бледное,
  • великолепные,
  • прозрачное,
  • веселый.

Прилагательными Пушкин подчеркивает свое восхищение , передает восторженный настрой. «Мороз» и «солнце» у него – понятия, взаимно усиливающие впечатление читателя, вызывающие в его душе ощущение свежести , бодрости. Они не противопоставлены друг другу, а, наоборот, увеличивают общее впечатление красоты и силы русской зимы, не убивающей все живое, а действующей, как живительное лекарство.

Усилению мощи стиха служат антитезы. Кто, кроме Пушкина, может так великолепно сочетать несочетаемое ! Примеры наиболее явственных антитез из «Зимнего утра», делающих стихотворение ярким и самобытным, позволяющих воображению нарисовать четкую картину событий:

  • мороз-солнце;
  • дремлешь-проснись;
  • солнце-снег;
  • прозрачный-чернеет;
  • иней-зеленеет;
  • пустые-густые.

Антитезы и множество эпитетов превращают стихотворение Пушкина в нарисованную яркими мазками красочную картину бодрящего зимнего утра .

Какие поэтические приемы использует поэт

Александр Сергеевич широко использовал в своих произведениях. Ко времени написания «Зимнего утра» этот прием применяется им в абсолютном большинстве стихотворений. Метафоры в стихотворении «Зимнее утро»:

  • веселым треском…трещит печь,
  • вьюга злилась,
  • мгла носилась.

Конечно, вьюга не может «злиться», а печь – «веселиться», но применение такого приема дает возможность автору сообщить читателю свое настроение , не используя тяжелого нагромождения словесных конструкций.

Романтическое произведение «Зимнее утро» построено на противопоставлении унылого вчерашнего вечера и сменившего его ясного веселого утра.

Картины природы сменяются описанием уютной комнатки, где «трещит затопленная печь» (четвертая ), а затем вновь поэт приглашает читателя выглянуть на улицу , проехаться в санках по искрящемуся снегу.

Что хотел нам поведать автор

Основных мыслей «Зимнее утро» содержит две. Первая – та, что лежит на поверхности — желание сделать читателя участником приятных для автора событий : мечтаний на «лежанке», любований сверкающим на солнце снежным ковром, ласковым согревающим пламенем, танцующим в печи, захватывающей дух прогулки в упряжке, запряженной «кобылкой бурой», по заснеженным полям.

Вторая – несколько утаенная, но именно она особенно важна для Пушкина. Поэт приглашает читателя полюбоваться жизнью , ощутить удивительную скорость ее волшебных изменений: еще вчера все казалось плохо, в душе «вьюга злилась», отчего и настроение было плохое, луна глядела «бледным пятном», полностью лишенная романтической привлекательности. Сегодня же воскресли жизненные надежды, воссияло солнце, вновь хочется быть счастливым и творить .

Анализ лирического стихотворения

Как анализировать стихотворение

Заключение

Урок литературы в 6 классе на тему «А.С. Пушкин. «Зимнее утро»

Цели и задачи урока: продолжить знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина, совершенствовать навыки анализа лирического произведения, овладеть секретами поэтического мастерства поэта и художественными средствами литературы; нравственное и эстетическое воспитание учащегося, воспитание читательской культуры.

Оборудование: портрет А.С. Пушкина, альбомы художников-пейзажистов, текст стихотворения, карточки.

^ Методы: репродуктивные, частично-поисковые.

Ход урока:

I. Оргмомент.

II .Опрос домашнего задания.

    Стихотворение М.Ю.Лермонтова «Утёс», «На севере диком» наизусть.

I I I. Сообщение темы и цели урока.

1. Сегодня, ребята, мы продолжим знакомство с пейзажной лирикой А.С. Пушкина. Нам предстоит отработать навык анализа лирического произведения, повторить художественно-изобразительные средства литературы, научиться находить их в тексте стихотворения и определять их роль.

2. Чтение стихотворении учителем.

ЗИМНЕЕ УТРО.

Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!

Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела -

А нынче..... погляди в окно:

Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит;

Прозрачный лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Вся комната янтарным блеском

Озарена. Веселым треском

Трещит затопленная печь.

Приятно думать у лежанки.

Кобылку бурую запречь?

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня. (1829)

III. Словарная работа.

Аврора – утренняя заря (по имени древнегреческой богини утренней зари).

Вечор – вечером (наречие).

Янтарный – жёлтый, солнечный.

IV. Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Зимнее утро».

1) Дата написания и публикация.

Стихотворение «Зимнее утро» было написано А.С. Пушкиным 3 ноября 1829 года во время ссылки в селе Михайловском. Тогда жизнь поэта была наполнена одиночеством, скукой и печалью. Однако именно в эти годы Александра Сергеевича настигло вдохновение.

2) Художественный метод.

Это произведение принадлежит к литературному течению романтизм.

3) Выбор жанра традиции.

Данное стихотворение можно отнести к жанру пейзажная лирика.

4) Основная тема.

Ведущей темой является непосредственно тема зимнего утра, тема красоты русской природы зимой.

5) Смысл названия.

Заглавие стихотворения звучит очень поэтично. Только вслушайтесь, «Зимнее утро»! Перед глазами сразу встает природа в белом зимнем убранстве. Таким образом, название выражает содержание произведения в целом.

6) Лирический сюжет и его движение.

Сюжет лирического произведения ослабленный. В основе стихотворения лежит созерцание природы, ставшее импульсом к лирическому переживанию.

7) Композиция. Наличие обрамления. Основные структурные части.

На протяжении всей сюжетной линии преобладает линейная композиция. Стихотворение состоит из пяти шестистиший (секстин). В первой строфе автор явно восхищается морозной русской зимой, предлагает спутнице прогуляться в столь прекрасный, солнечный день:

«Мороз и солнце; день чудесный!

Еще ты дремлешь, друг прелестный -

Пора, красавица, проснись:

Открой сомкнуты негой взоры

Навстречу северной Авроры,

Звездою севера явись!»

Настроение второй строфы противоположно предшествующему настроению. Это часть стихотворение построена при помощи приема антитезы, то есть противопоставления. А.С. Пушкин обращается к прошлому, вспоминает, что ещё вчера природа буйствовала и негодовала:

«Вечор, ты помнишь, вьюга злилась,

На мутном небе мгла носилась;

Луна, как бледное пятно,

Сквозь тучи мрачные желтела,

И ты печальная сидела…»

А сейчас? Всё совсем иначе. Это совершенно точно подтверждают следующие строки стихотворения:

«Под голубыми небесами

Великолепными коврами,

Блестя на солнце, снег лежит…»;

«Вся комната янтарным блеском

Озарена…».

Несомненно, здесь присутствуют нотки контраста, которые придают произведению некую изысканность:

«Приятно думать у лежанки.

Но знаешь: не велеть ли в санки

Кобылку бурую запречь?»

8) Основные настроения. Тональность стихотворения.

Читая данное произведение, сердце и душа наполняются положительными эмоциями. Радость, веселье и бодрость наполняют стихотворение. Каждый из вас, наверное, ощущает свежесть, которой проникнуты эти строки.

9) Ритм, размер.

Стихотворение написано четырехстопным ямбом.

10) Рифмовка, характер рифмы.

Рифмовка смешанная; характер рифмы: точная; первые две строки – женская, третья – мужская, четвертая и пятая – женская, шестая – мужская.

11) Лексика. Языковые средства выразительности.

Положительно окрашенные эпитеты: «друг прелестный», «день чудесный», «великолепными коврами», «прозрачный лес», «веселым треском», «янтарным блеском», «милый друг», «милый берег».

Отрицательно окрашенные эпитеты: «мутном небе», «тучи мрачные», «ты печальная сидела», «поля пустые».

Таким образом, положительно окрашенные эпитеты призваны формировать в душе читателя радостное настроение.

Метафора: «луна желтела».

Олицетворение: «вьюга злилась», «мгла носилась».

Сравнение: «Луна, как бледное пятно».

12) Поэтический синтаксис.

«И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит».

Риторическое восклицание: «Мороз и солнце; день чудесный!»

Риторическое обращение: «друг милый», «друг прелестный», «красавица».

13) Звукопись. Фонетическая окраска стиха.

Аллитерация: в первой строфе неоднократно повторяется согласный звук «с» (звуки зимнего утра); во второй строфе повторяется согласный звук «л» (это придает ощущение холода, мороза).

14) Идея стихотворения, выявленная в процессе анализа.

Таким образом, А.С. Пушкин стремился в своем стихотворении «Зимнее утро» показать красоту русской зимы, её величие и силу, которые порождают радостное настроение в душе читателя.

Это стихотворение относится к пейзажной лирике. Что такое пейзаж? /Это картина природы.

Что такое тема и идея? /Тема – это то, о чём рассказывает автор, что он изображает: события, факты, явления жизни. Идея – основной смысл художественного произведения/

Итак, какова тема и идея стихотворения? /Тема – рассказ о наступающем зимнем утре. Идея – воспевание красоты, прелести зимнего утра, и не только. Это гимн русской природе/

Каким настроением проникнуто стихотворение? /Автор хочет донести до нас радостное, бодрое настроение, вызванное таким чудесным днём/

Меняется ли в стихотворении настроение? /Да, утро – вечер – утро; настроение: прежде весёлое – грустное – вновь весёлое/

Но если стихотворение посвящено чудесному утру, зачем Пушкин вспоминает о вечере, когда «вьюга злилась»? /Чтобы, используя приём контраста, подчеркнуть красоту наступившего утра и дня/

Обратите внимание на первую строчку. Каков её смысл? /Эта строчка вводит в тему и раскрывает идею, а остальной текст комментирует «чудесность» наступающего утра/

Каким настроением проникнута эта часть? А как автор передаёт это настроение? /Настроение радостное, восторженное. Для его передачи автор использует эпитет чудесный (день) ; обращение: друг прелестный, красавица ; восклицательные предложения; устаревшие слова: сомкнуты негой взоры /

Какими словами начинается эта часть? /А нынче…/

Какой это союз и какова его роль? /Он помогает противопоставить две противоположные картины, чтобы усилить художественное впечатление. Противопоставление в литературе называется антитезой/

Найдите в стихотворении эпитеты к словам небеса, снег, бес, ель, речка, блеск, треск, печь, лежанка, поля, леса .

Обратите внимание на фразу: «Великолепными коврами, /Блестя на солнце, снег лежит».

Как называется художественное средство, использованное автором? /Теоретик: сравнение/

Почему снег как ковёр? /Вечером была метель, снег ещё не примялся, он пушистый и мягкий, именно как ковёр!/

Вот что делает с человеком обыкновенное зимнее утро, один обыкновенный чудесный день! А ваше настроение изменилось или нет после нашего урока? /Да, изменилось. Сегодня день, к сожалению, пасмурный, а когда прозвучало это стихотворение, я сразу представил себе морозный солнечный день, и настроение улучшилось/

V. Итог урока . В завершение этой работы я хочу предложить вам творческое задание. Оно направлено на тренировку памяти и усвоение понятия «эпитет».

VI. Выставление оценок с комментарием.

VII. Домашнее задание . Всем – наизусть стихотворение. Отдельным учащимся – нарисовать иллюстрацию к стихотворению.

Карточка №1

Вставьте пропущенные эпитеты.

Под________________________ небесами

Коврами,

Блестя на солнце,

Снег лежит.

Лес один чернеет,

И ель сквозь иней зеленеет,

И речка подо льдом блестит.

Карточка №2

(для менее подготовленных учащихся)

Подчеркните в отрывке эпитеты.

Скользя по утреннему снегу,

Друг милый, предадимся бегу

Нетерпеливого коня

И навестим поля пустые,

Леса, недавно столь густые,

И берег, милый для меня.

А.С. Пушкин – русский поэт, человек редкого дарования, благородных убеждений. Какие чудные картины создавал он своей мощной кистью, сколько задушевности и теплоты разлито в его поэтических описаниях. Но не только сам поэт умел наслаждаться прекрасным, не только выражал свой восторг, он умел при этом передавать своё восхищение другим. Стихи Пушкина отличает глубокое философское видение мира.

Лирическое произведение «Зимнее утро» удивляет своей оригинальностью, художественностью. Картина морозного утра ярка и эффектна. Какова же история создания стихотворения «Зимнее утро»? Оно было написано А.С.Пушкиным в 1829 году. Этот год складывался для поэта непросто. Шеф жандармов Александр Бенкендорф всё время беззастенчиво напоминал ему о поднадзорности. Были переживания и по поводу понимания его творчества. Поэма Пушкина «Полтава», опубликованная в 1829 году, была принята не всеми читателями. Это не могло не сказаться на настроении Александра Сергеевича. Проблема заключалась в том, что Пушкин, выразитель национального и универсального духа, «перерос интересы и вкусы своих читателей». Поэт становился более зрелым, чувства менялись, произведения, песни его уже не те. А читатели требовали знакомого и привычного. Отдохнуть от тревожных мыслей, вдохновенно работать, забыть на время столичную суету получалось у поэта в обществе старых друзей. 3 ноября 1829 года, находясь в селе Павловском Старицкого уезда Тверской губернии (владения Петра Ивановича Вульфа), А.С.Пушкин пишет ставшее впоследствии знаменитым произведение «Зимнее утро».

Основная тема стихотворения «Зимнее утро» – человек и природа, взаимосвязь человеческой души с миром природы. Достоверные и красочные образы солнечного зимнего утра соединены в поэтической работе с любовными мотивами.

Характерной особенностью стихотворения «Зимнее утро» является то, что за простотой, доступностью слога скрывается глубокий философский и общечеловеческий смысл. Природа мыслится как самостоятельная эстетическая ценность, её состояние оказывает влияние на эмоциональный настрой лирического героя. Поэту удалось достичь своей цели: показать типичный характер русской природы, с которой разумный человек живет в мире и согласии. Поэт ценит человека и природу в гармоническом единстве.

Композиционно стихотворение «Зимнее утро» состоит из пяти строф. В каждой строфе шесть строк.

Далее развитие сюжета потребовало раздвижения временных границ, лирический герой напоминает прелестной особе о вчерашних проказах погоды. Всё было не радужно, печально и уныло: «вьюга злилась», «на мутном небе мгла носилась». Эта напряженность в природе сказалась на настроении красавицы: «И ты печальная сидела…». Человеческое сердце бьется в унисон природе.

Преобладающее настроение третьей строфы – радостное, почти праздничное. Детали пейзажа выразительны, оригинальны. Сколько радостного упоения и прославления природы, жизни в строках поэта. Красочные описания природы в стихотворении – это не фон; пейзаж играет важную роль в раскрытии внутреннего мира лирического героя.

Но вот картины природы на время уступают место картине деревенского быта. Комната, трещит печь своим весёлым треском — привычная и в то же время чудная деревенская зарисовка. В черновике поэта последний стих четвертой строфы выглядел так: «Коня черкасского запречь». Но окончательное стихотворное решение стало иным — «Кобылку бурую запречь», — что указывает на стремление Пушкина к реалистическому стилю.

Пятая строфа — самая динамичная. В ней появляются мотивы дороги, бега. Лирический герой приглашает свою красавицу навестить места знакомые, милые. В последней строфе появляется новый персонаж – «нетерпеливый конь». Конь – символ движения, стремления вперёд. В энергичном движении слиться с природой, насладится и восхититься ею – это ли не чудные реалии жизни?

Одним из средств речевой выразительности стихотворения «Зимнее утро» является антитеза. Антитеза – сопоставление контрастных или противоположных образов. Начальная строка стихотворения — «Мороз и солнце…» — первая наблюдаемая антитеза. «Мороз» (холод, беспристрастие, обездвиженность) и «солнце» (пробуждение, тепло, развитие). Образы героев стихотворения «Зимнее утро» также контрастны. Лирический герой активен, полон сил и жизни, а красавица дремлет, она находится во власти сна, забытья, апатии. Во второй и третьей строфах автор вновь прибегает к антитезе, показывает на контрасте картину ушедшего ненастного вечера и нового чудесного утра. «Мутное небо» и «голубые небеса», «вечор» и «день чудесный», великолепные ковры снега и чернеющий лес – всё это антитезы, умело расставленные автором.

Проводя анализ стихотворения «Зимнее утро», можно заметить, что в произведении сочетаются такие восхитительные выражения как «сомкнуты негой взоры», «северная Аврора» с определенно прозаическими — «трещит затопленная печь», «кобылку бурую запречь». При этом не страдает единство художественного впечатления от стихов, напротив, благодаря этому рождается особая прелесть и выразительность стихотворения.

Средства художественной выразительности стихотворения «Зимнее утро» следующие:

— эпитеты (образные определения) — «друг прелестный», «день чудесный», «мутном небе», «прозрачный лес», «поля пустые», «янтарным блеском», «нетерпеливого коня», «милый друг»,

— метафоры — «вьюга злилась», «мгла носилась», «великолепными коврами снег лежит», «веселый треск»

— сравнения — «луна, как бледное пятно».

Стихотворный размер – четырехстопный ямб.

В шестистрочных строфах стихотворения автор применил особую схему рифмовки: первая строка рифмуется со второй, третья с шестой, а четвертая с пятой. Схема рифмовки выглядит следующим образом: аабввб. В этом стихотворении преобладающей является женская рифма. Это строки первая, вторая, четвертая, пятая. Третья и шестая строки – мужская рифма.

Стихотворение «Зимнее утро» мне понравилось звучностью и гармоничностью слога, богатством впечатлений, умением схватывать характерные детали. Лирический герой искренен, полон жизненных сил, он с радостью приветствует рождение нового дня и призывает к тому же свою любимую. В этом стихотворении ощущаются движение, динамика, изменения, причём касаются они и природы, и человека. Стихотворение «Зимнее утро» побудительного плана. Так и хочется, следуя призывам лирического героя, запрячь в санки бурую кобылку, и, предавшись бегу нетерпеливого коня, навестить пустые поля, ещё недавно густые леса и берег. Пушкин зорко вглядывался во внешний мир и показывал его таким, каким он предстаёт в данный момент. Стихотворение «Зимнее утро» написано «живыми» красками — чувствуешь и видишь этот «мороз и солнце; день чудесный», этот снег, блестящий на солнце, чернеющий лес, речку, блестящую подо льдом.

Стихотворение «Зимнее утро» Пушкин написал 3 ноября 1829 года. В тот период поэт пребывал не в лучшем душевном состоянии, его жизнь была полна печали и одиночества. Поэтому яркое и восторженное стихотворение «Зимнее утро», воспевающее красоту русской зимы, стало приятной неожиданностью для критиков и друзей Александра Сергеевича.

Творчество Пушкина буквально пронизано лирическими произведениями. Поэт неоднократно признавался, что не только с трепетом относится к легендам, мифам и народным традициям, но и не перестает восхищаться волшебством русской природы. «Зимнее утро» без преувеличения можно считать одним из самых удачных стихотворений Пушкина на эту тему.

Литераторы относят это произведение к жанру пейзажной лирики . Романтично звучит уже его название. В воображении читателя тут же возникают прекрасные картины русской природы, деревья в ослепительном снежном убранстве.

Структурно «Зимнее утро» разделено на пять строф, каждая из которых представляет собой шестистишие. В первой строфе поэт передает свое восхищение русской морозной зимой и нежно призывает возлюбленную проснуться. Во второй строфе настроение автора меняется. Пушкин вспоминает хмурый и ненастный вчерашний вечер, который был заполнен буйством и негодованием стихии. Поэтому лирический герой восхищен замечательной погодой в утренние часы. Антитеза во второй строфе придает всему произведению особый колорит.

Четвертая строфа, после описания погожего утра, возвращает читателя в теплую комнату, где раздается веселый треск поленьев в печи. Последняя часть произведения вновь приглашает читателя любоваться зимними пейзажами, совершив прогулку в санях. Динамично сменяющие друг друга картины природы Пушкин насыщает яркими и точными деталями: янтарный блеск огня, великолепные ковры снега, блестящая река подо льдом.

«Зимнее утро» написано мелодичным четырехстопным ямбом со смешанной рифмовкой (ААВССВ), которая придает произведению особую легкость. Четыре строки с женской рифмой (первая и вторая, четвертая и пятая) разбавлены в каждой строфе двумя строчками с мужской рифмой (третья и шестая).

Существительные в стихотворении создают яркий образ зимнего морозного утра : солнце, небо, лед, иней, речка, ель, мороз. Столь же удачно Пушкин использует глаголы, которые насыщают текст динамикой жизни: явись, лежит, проснись, блестит, чернеет, зеленеет.

Чудесный день, великолепные ковры, прозрачный лес, янтарный блеск, веселый треск, милый друг – такие положительные эпитеты пробуждают в душе читателя радостное настроение. А вот для изображения вечернего ненастья Пушкин использует словосочетания и сравнения с негативной окраской: «луна, как бледное пятно» , «на мутном небе» , «тучи мрачные» . Для вьюги и мглы поэт применяет олицетворение , придает им свойства, характерные для человека: «мгла носилась» , «вьюга злилась» .

Своеобразна в «Зимнем утре» и синтаксическая структура языка. В начале произведения автор использует повествовательные предложения. Они читаются спокойно. Затем сюжет меняется, становится взволнованным, что отражается в восклицательных предложениях. Имеются также вопросы, один из которых – риторический.

Пушкин широко использует обращения (красавица, друг прелестный, друг милый), вводные слова и прямую речь, что создает у читателя ощущение причастности к событию. Аллитерация с помощью шипящих и звонких согласных, а также удачное созвучие гласных (ассонанс) передают и скрип снега, и топот лошадиных копыт. В первой строфе часто слышится звук холодного зимнего утра – «эс», а во втором шестистишии повторяется звук «эль», передающий ощущения от морозного воздуха. Эффект «янтарного блеска огня» и потрескивания сухих поленьев подчеркивают твердые согласные «т» и «р». Той же цели служит намеренная тавтология – «треском трещит» .

Лирический герой произведения предстает перед читателем человеком поэтичным, тонким, любящим родную природу и умеющим разглядеть красоту. Бодрый и радостный тон стихотворения создает ощущение чего-то светлого и праздничного.

В наследии Пушкина есть немало произведений с зимними пейзажами, но «Зимнее утро» отличается от других особым мастерством и жизненной силой.

  • «Капитанская дочка», краткое содержание по главам повести Пушкина
  • «Погасло дневное светило», анализ стихотворения Пушкина
  • «Я помню чудное мгновенье…», анализ стихотворения Пушкина