А м горький в людях пересказ. «В людях

А.М.Горький

Я - в людях, служу "мальчиком" при магазине "модной обуви", на главной улице города.

Мой хозяин - маленький, круглый человечек; у него бурое, стёртое лицо, зелёные зубы, водянисто-грязные глаза. Он кажется мне слепым, и, желая убедиться в этом, я делаю гримасы.

Не криви рожу,- тихонько, но строго говорит он.

Неприятно, что эти мутные глаза видят меня, и не верится, что они видят,- может быть, хозяин только догадывается, что я гримасничаю?

Я сказал - не криви рожу,- ещё тише внушает он, почти не шевеля толстыми губами.

Не чеши рук,- ползет ко мне его сухой шопот. - Ты служишь в первоклассном магазине на главной улице города, это надо помнить! Мальчик должен стоять при двери, как статуй...

Я не знаю, что такое статуй, и не могу не чесать рук,- обе они до локтей покрыты красными пятнами и язвами, их нестерпимо разъедает чесоточный клещ.

Ты чем занимался дома? - спрашивает хозяин, рассматривая руки.

Я рассказываю, он качает круглой головой, плотно оклеенной серыми волосами, и обидно говорит:

Ветошничество - это хуже нищенства, хуже воровства.

Не без гордости я заявляю:

Я ведь и воровал тоже.

Тогда, положив руки на конторку, точно кот лапы, он испуганно упирается пустыми глазами в лицо мне и шипит:

Что-о? Как это воровал?

Я объясняю - как и что.

Ну, это сочтём за пустяки. А если ты у меня украдёшь ботинки али деньги, я тебя устрою в тюрьму до твоих совершенных лет...

Он сказал это спокойно, я испугался и ещё больше невзлюбил его.

Кроме хозяина, в магазине торговал мой брат, Саша Яковлев, и старший приказчик - ловкий, липкий и румяный человек. Саша носил рыженький сюртучок, манишку, галстук, брюки навыпуск, был горд и не замечал меня.

Когда дед привёл меня к хозяину и просил Сашу помочь мне, поучить меня,- Саша важно нахмурился, предупреждая:

Нужно, чтоб он меня слушался!

Положив руку на голову мою, дед согнул мне шею.

Слушай его, он тебя старше и по годам и по должности...

А Саша, выкатив глаза, внушил мне:

Помни, что дедушка сказал!

И с первого же дня начал усердно пользоваться своим старшинством.

Каширин, не вытаращивай зенки,- советовал ему хозяин.

Я - ничего-с,- отвечал Саша, наклоняя голову, но хозяин не отставал:

Не бычись, покупатели подумают, что ты козёл...

Приказчик почтительно смеялся, хозяин уродливо растягивал губы, Саша, багрово налившись кровью, скрывался за прилавком.

Мне не нравились эти речи, я не понимал множества слов, иногда казалось, что эти люди говорят на чужом языке.

Когда входила покупательница, хозяин вынимал из кармана руку, касался усов и приклеивал на лицо своё сладостную улыбку; она, покрывая щёки его морщинами, не изменяла слепых глаз. Приказчик вытягивался, плотно приложив локти к бокам, а кисти их почтительно развешивал в воздухе, Саша пугливо мигал, стараясь спрятать выпученные глаза, я стоял у двери, незаметно почесывая руки, и следил за церемонией продажи.

Стоя перед покупательницей на коленях, приказчик примеряет башмак, удивительно растопырив пальцы. Руки у него трепещут, он дотрагивается до ноги женщины так осторожно, точно он боится сломать ногу, а нога - толстая, похожа на бутылку с покатыми плечиками, горлышком вниз.

Однажды какая-то дама сказала, дрыгая ногой и поёживаясь:

Ах, как вы щекочете...

Это-с - из вежливости,- быстро и горячо объяснил приказчик.

Было смешно смотреть, как он липнет к покупательнице, и чтобы не смеяться, я отворачивался к стеклу двери. Но неодолимо тянуло наблюдать за продажей,- уж очень забавляли меня приемы приказчика, и в то же время я думал, что никогда не сумею так вежливо растопыривать пальцы, так ловко насаживать башмаки на чужие ноги.

Часто, бывало, хозяин уходил из магазина в маленькую комнатку за прилавком и звал туда Сашу; приказчик оставался глаз на глаз с покупательницей. Раз, коснувшись ноги рыжей женщины, он сложил пальцы щепотью и поцеловал их.

Ах,- вздохнула женщина,- какой вы шалунишка! А он надул щеки и тяжко произнес:

Тут я расхохотался до того, что, боясь свалиться с ног, повис на ручке двери, дверь отворилась, я угодил головой в стекло и вышиб его. Приказчик топал на меня ногами, хозяин стучал по голове моей тяжёлым золотым перстнем, Саша пытался трепать мои уши, а вечером, когда мы шли домой, строго внушал мне:

Прогонят тебя за эти штуки! Ну, что тут смешного?

И объяснил: если приказчик нравится дамам - торговля идёт лучше.

Даме и не нужно башмаков, а она придёт да лишние купит, только бы поглядеть на приятного приказчика. А ты - не понимаешь! Возись с тобой...

Это меня обидело,- никто не возился со мной, а он тем более.

По утрам кухарка, женщина больная и сердитая, будила меня на час раньше, чем его; я чистил обувь и платье хозяев, приказчика, Саши, ставил самовар, приносил дров для всех печей, чистил судки для обеда. Придя в магазин, подметал пол, стирал пыль, готовил чай, разносил покупателям товар, ходил домой за обедом; мою должность у двери в это время исполнял Саша и, находя, что это унижает его достоинство, ругал меня:

Увалень! Работай вот за тебя...

Мне было тягостно и скучно, я привык жить самостоятельно, с утра до ночи на песчаных улицах Кунавина, на берегу мутной Оки, в поле, и в лесу. Не хватало бабушки, товарищей, не с кем было говорить, а жизнь раздражала, показывая мне свою неказистую, лживую изнанку.

Нередко случалось, что покупательница уходила, ничего не купив,- тогда они, трое, чувствовали себя обиженными. Хозяин прятал в карман свою сладкую улыбку, командовал:

Каширин, прибери товар!

И ругался:

Ишь нарыла, свинья! Скушно дома сидеть дуре, так она по магазинам шляется. Была бы ты моей женой - я б тебя...

Его жена, сухая, черноглазая, с большим носом, топала на него ногами и кричала, как на слугу.

Часто, проводив знакомую покупательницу вежливыми поклонами и любезными словами, они говорили о ней грязно и бесстыдно, вызывая у меня желание выбежать на улицу и, догнав женщину, рассказать, как говорят о ней.

Я, конечно, знал, что люди вообще плохо говорят друг о друге за глаза, но эти говорили обо всех особенно возмутительно, как будто они были кем-то признаны за самых лучших людей и назначены в судьи миру. Многим завидуя, они никогда никого не хвалили и о каждом человеке знали что-нибудь скверное.

Как-то раз в магазин пришла молодая женщина, с ярким румянцем на щеках и сверкающими глазами, она была одета в бархатную ротонду с воротником черного меха,- лицо её возвышалось над мехом, как удивительный цветок. Сбросив с плеч ротонду на руки Саши, она стала ещё красивее: стройная фигура была туго обтянута голубовато-серым шёлком, в ушах сверкали брильянты,- она напоминала мне Василису Прекрасную, и я был уверен, что это сама губернаторша. Её приняли особенно почтительно, изгибаясь перед нею, как перед огнём, захлёбываясь любезными словами. Все трое метались по магазину, точно бесы; на стёклах шкапов скользили их отражения, казалось, что всё кругом загорелось, тает и вот сейчас примет иной вид, иные формы.

А когда она, быстро выбрав дорогие ботинки, ушла, хозяин, причмокнув, сказал со свистом:

С-сука...

Одно слово - актриса,- с презрением молвил приказчик.

И они стали рассказывать друг другу о любовниках дамы, о её кутежах.

После обеда хозяин лёг спать в комнате за магазином, а я, открыв золотые его часы, накапал в механизм уксуса. Мне было очень приятно видеть, как он, проснувшись, вышел в магазин с часами в руках и растерянно бормотал:

Что за оказия? Вдруг часы вспотели! Никогда этого не бывало вспотели! Уж не к худу ли?

Повесть «В людях» Горького была написана в 1914 году. В центре повествования – подросток, сирота, вынужденный ютиться у чужих людей и зарабатывать на жизнь непростым трудом. Подобный образ жизни и обозначает фраза «в людях», которой Максим Горький назвал свой рассказ.

Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «В людях». Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.

Главные герои

Алексей Пешков – подросток, сирота, честный и порядочный мальчик, который стремится учиться, но вынужден тяжело зарабатывать себе на жизнь.

Другие персонажи

Саша – старший брат Алексея, надменный, жестокий мальчик.

Василий Васильевич Каширин – дед Алексея, скупой, бессердечный мужчина.

Акулина Ивановна – бабушка Алеши, добрая, ласковая женщина.

Людмила – хромая девушка, подруга Алеши.

Матрена – сестра Акулины Ивановны, жадная, сварливая, завистливая женщина.

Василий – старший сын Матрены, чертежник, добрый, снисходительный мужчина средних лет, хозяин Алеши.

Иван Ларионович – управляющий иконописной мастерской, добрый, терпеливый человек.

Павел Одинцов – подмастерье в иконописной мастерской, друг Алеши, честный, бойкий, умный мальчик.

«Королева Марго» – красавица-соседка, в которую тайно влюблен Алеша.

Осип – пожилой плотник, мудрый, толковый мужчина с волевым характером.

Глава I

Одиннадцатилетний Алеша Пешков служит « «мальчиком» при магазине «модной обуви» ». Хозяин постоянно напоминает ему, что он работает « в первоклассном магазине на главной улице города », и должен стоять у двери, как статуя, не гримасничая и не почесывая руки.

В магазине также работает приказчик и брат Алеши – Саша, старше его « и по годам и по должности ». Саша вовсю пользуется своим старшинством, и при случае не прочь унизить брата.

По утрам кухарка будит Алешу раньше всех, и тот сразу принимается за дело: чистит « обувь и платье хозяев, приказчика, Саши », ставит самовар, приносит дрова. Мальчику тяжело привыкнуть к новой жизни, которая неожиданно показала ему « свою неказистую, лживую изнанку ».

Между братьями разгорается сильный конфликт, а Алеша решается на побег. Однако этому не суждено было сбыться: мальчик проливает себе на руки кипящие щи, и оказывается в больнице.

Алеше кажется, что больница – гиблое место, где его непременно заморят до смерти. Нестерпимо болят обожженные руки, и он никак не может написать письмо бабушке, « чтобы она пришла и выкрала » внука из больницы. Солдат, пожалев мальчика, сообщает о его мучениях бабушке, и та следующим же утром забирает Алешу домой.

Глава II

Алеша узнает, что его дед, Василий Васильевич Каширин, начисто разорен. Жалея супруга, Акулина Ивановна старается « господа задобрить немножко » и тайком раздает милостыню.

На улице от Костромы Алеша узнает печальные вести о своих товарищах: кто-то умер, кто-то тяжело болен. От него же герой узнает о появлении новых соседей, у которых была хромая, но очень красивая старшая дочь Людмила.

Алеша знакомится с девочкой, и быстро находит с ней общий язык. Они много проводят вместе времени, и бабушка Алеши всячески поощряет эту дружбу.

Кострома рассказывает жуткую историю про покойника, местного охотника, который, как только стемнеет, « встает из гроба и ходит по кладбищу ». Мальчишки спорят, кто сможет пролежать до утра в гробу. Все боятся, и только Алеша соглашается. По совету бабушки он всю ночь читает молитвы, и ему даже удается уснуть. На следующий день Алеша становится настоящим героем улицы.

Глава III

Умирает младший брат Алеши, Коля – « убогонький », болезненный мальчик. Бабушка даже рада – не будет мучиться всю жизнь.

С бабушкой и дедом Алеша отправляется в лес, чтобы собрать дров и лекарственных трав. Акулина Ивановна ловко собирает травы и рассказывает внуку о « целебных свойствах зверобоя, буквицы, подорожника ».

Алеше так понравилось в лесу, что он каждый день просит бабушку ходить туда. Она соглашается, и так они проводят счастливое « лето, до поздней осени, собирая травы, ягоды, грибы и орехи ».

Однажды дед сообщает Алеше неприятную новость – он собирается отвезти его к бабушкиной сестре, Матрене, чтобы мальчик выучился на чертежника.

Глава IV

Алеша вновь оказывается « в городе, в двухэтажном белом доме, похожем на гроб ». Матрена всегда « очень сердита и криклива », а старший ее сын, напротив, добр и честен.

Алеше не нравится у дальних родственников – в доме Матрены часто ругаются, сплетничают, ссорятся друг с другом. У него много обязанностей: мытье полов, чистка самовара и медной посуды, доставка купленных овощей с базара, выполнение мелких хозяйских поручений.

Наконец, Алеша приступает к обучению. С первого раза ему не удается верно скопировать эскиз дома, и он решает « исправить дело помощью фантазии », дорисовав на чертеже « ворон, голубей, воробьев, а на земле перед домом - кривоногих людей, под зонтиками ». Третья попытка оказывается более удачной, но « старуха-хозяйка » против обучения Алеши. Она каждый раз строит ему козни, и мальчику ничего не остается, как прекратить попытки обучиться чертежному искусству.

Глава V

Не выдержав тяжелой жизни у склочных родственников, по весне Алеша сбегает, но к бабушке не возвращается. Прислушавшись к совету, он поступает посудником на пароход «Добрый». Для этого нужно согласие родственников, и бабушка уговаривает деда выправить Алеше паспорт.

Повар по прозвищу Смурый, к которому Алеша поступил в распоряжение, относится к нему доброжелательно. Узнав, что юный посудник обучен грамоте, он частенько просит его почитать вслух. Смурый постоянно напоминает мальчику о важности книг – « чтобы поумнеть, надо читать правильные книги ». Он жалеет, что недостаточно богат, в противном случае непременно отправил бы толкового Алешу учиться.

Глава VI

На место второго посудника, покинувшего пароход, берут « с берега вятского солдатика, костлявого, с маленькой головкой и рыжими глазами ». Он не справляется с первым же заданием – зарезать кур, и распускает птиц по палубе. Пассажиры принимаются всячески издеваться над ним, а Алеша мучительно размышляет о природе человеческой жестокости.

Алеша не раз задумывался о побеге с парохода, но всегда его останавливали мысли о Смуром. Но ставшая привычной жизнь на пароходе оборвалась весьма неожиданно – Алешу рассчитали за то, что у него воровал посуду официант и продавал ее пассажирам. Он получил « около восьми рублей - первые крупные деньги » в его жизни, а Смурый на память подарил бисерный кисет.

Глава VII

Вернувшись домой, Алеша почувствовал себя совершенно взрослым и закурил у деда на глазах. Это ему очень не понравилось, и бабушке пришлось в шутку потрепать внука, чтобы успокоить деда.

Дед предлагает Алеше вновь вернуться к Матрене, перезимовать у нее, а весной сбежать на теплоход. Однако такой план не устраивает мальчика. Поразмыслив, он решает « заняться ловлей певчих птиц ». Ко всеобщему удивлению, это занятие оказывается весьма выгодным. Но больше всего Алеше нравится свобода и независимость, которые перебивают в его душе даже жалость к птицам.

Дед считает, что внуку пора бросать ловлю птиц – нужно подумать о том, как выбиться в люди. Алешу больше всего привлекает жизнь казаков и солдат – « простая, веселая ». Он частенько сбегает на учения с солдатами, которые угощали его махоркой.

Однажды Алеше на долю выпало « тяжелое и поразительное » переживание, когда он стал свидетелем избиения и изнасилования женщины. При этом насильник – пьяный казак – похвалялся своим поступком. Мальчик с ужасом размышляет о том, что в такой чудовищной ситуации могла оказаться его мать или бабушка.

Глава VIII

С первым снегом Алешу вновь отправляют к Матрене. В ее доме все по-прежнему – давящая скука, сплетни, ссоры, злословие. Чтобы справиться с нарастающей тоской, Алеша усердно принимается за работу.

Он часто ходит полоскать белье вместе с прачками, которые поначалу осмеивали мальчика, но после привыкли и уже не обращали на него внимания. Алеше было « с ними было весело, интересно » – прачки прекрасно были осведомлены о жизни города, и щедро делились свежими новостями друг с другом.

« Желая побыть наедине с самим собою », Алеша уходит в сарай колоть дрова. Там его находят денщики, которые просят грамотного мальчика написать письмо родным в деревню или любовную записку. Именно от них он узнает историю о жене закройщика.

Молодая женщина любила читать и регулярно наведывалась в библиотеку. Однажды скучающие офицеры затеяли с ней « обидную и злую игру », принявшись писать любовные письма. В ответ женщина просила оставить ее в покое, сожалела о причиненном горе. Офицеры читали ее ответы, смеялись, и принимались строчить очередное письмо.

Алеша не в силах наблюдать за тем, как издеваются над женщиной. Он сообщает жене закройщика о глупой офицерской шутке, и та в благодарность за честность дает мальчику серебряную монетку. Алеша был настолько впечатлен умной и образованной женщиной, что решает прийти к ней вновь и попросить почитать книгу. Так мальчик открывает для себя совершенно новый, поразительный мир литературы.

Глава IX

Книги закройщицы казались Алеше очень дорогими, и он боялся, что хозяйка может их испортить. Но жажда чтения была сильнее, и он « стал брать маленькие разноцветные книжки в лавке, где по утрам покупал хлеб к чаю ». За прочтение каждой книжки Алеша платил лавочнику копейку.

Старуха Матрена, узнав о новом занятии Алеши, нашла книгу и « разодрала ее в клочья ». Однако это не останавливает мальчика, и он продолжает брать книги в лавке. В итоге у него набегает долг « на огромную сумму в сорок семь копеек ». Лавочник требует деньги, и Алеша вынужден признаться хозяину, что задолжал деньги. Хозяин расплачивается за Алешин долг и начинает выписывать газету, которую мальчик читает вслух всей семье.

Однажды по вине хозяйского ребенка распаялся самовар. Попадает за это Алеше: старуха сильно избила его « пучком сосновой лучины », загнав в тело мальчика множество заноз. После осмотра доктор хочет составить « составить протокол об истязании », но Алеша не стал жаловаться. Семья в знак благодарности разрешает брать ему книги у закройщицы. Так Алеша приобщается к хорошим французским романам.

Глава Х

В доме поселяется « черноглазая молодая дама с девочкой и матерью ». Дама была красива « той редкой красотой, которая всегда кажется новой », и неизменно находилась в окружении мужчин.

Алеша, восхищенный внешностью новой соседки, называет ее про себя Королева Марго. Он очень привязывается к ее пятилетней хорошенькой дочери: часто играет с ней, читает сказки. В благодарность Королева Марго хочет что-то подарить Алеше, но мальчик просит только разрешения брать у нее книги. Он объясняет свою просьбу тем, что « жить очень трудно и скучно, а читая книги, забываешь об этом ». Так мальчик впервые знакомится с русской поэзией.

Накануне праздников у Алеши « страшно вспухли веки и совсем закрылись глаза ». Испугавшись, что мальчик ослепнет, хозяева показывают его доктору, который прорезает больному веки изнутри. Несколько дней Алеша лежит с повязкой « в мучительной, черной скуке », но все обходится.

Глава XI

Весной Алеша устраивается « посудником на пароходе «Пермь»» с окладом 7 рублей в месяц. В этот раз поваром оказыв ается «Иван Иванович, по прозвищу Медвежонок » – маленький, полненький щеголь. Но самым интересным человеком на пароходе является « кочегар Яков Шумов, широкогрудый, квадратный мужик », заядлый картежник, обжора и любитель рассказать байки.

Якова забавляют деньги, но он совсем не жаден. От скуки он учит играть в карты Алешу, и тот, в силу своей юношеской горячности, проигрывает ему пять рублей, новые сапоги и поддевку. Яков сердито возвращает мальчику его проигрыш, оставив себе только рубль « за науку ».

Алеша с удовольствием слушает рассказы Якова, но замечает, что в них нет «души», как в книгах.

Глава XII

Поздней осенью Алеша поступает « учеником в мастерскую иконописи ». Его хозяйка, « мягкая и пьяненькая старушка », заявляет, что днем он будет помогать в лавке, а вечером – учиться. В лавке приказчик заставляет его выучить цены на все иконы, имена все святых и в каких бедах они помогают.

Главные покупатели – « старообрядцы из Заволжья, недоверчивый и угрюмый лесной народ ». В обязанности Алеши входит зазывание покупателей на улице, навязчивая реклама своего товара. Мальчик жалеет покупателей, которые вынуждены втридорога платить за иконы, но с грустью понимает – от жизни не убежишь.

Глава XIII

В иконописной мастерской « работает около двадцати человек «богомазов» из Палеха, Холуя, Мстеры », которые любят петь невеселые, заунывные песни.

Иконопись не привлекает Алешу, потому что работа разделена « на длинный ряд действий, лишенных красоты, не способных возбудить любовь к делу, интерес к нему ». Мальчику неприятно смотреть на иконы в процессе их написания: святые на них были изображены без лица или рук.

Управляет мастерской Иван Ларионыч – тихий, спокойный человек. Он показывает, « как надо работать, даже лучшие мастера охотно слушали его советы ».

Глава XIV

Поначалу Алеша выполняет функцию подмастерья: отделяет для красок белки от желтков, растирает краски и «присматривается» к мастерству. Вскоре он замечает, что люди, « занятые этим раздробленным на куски мастерством, не любят его и страдают мучительной скукой ».

По вечерам Алеша рассказывает неграмотным мастеровым о своей жизни на пароходе, разные истории из книг, читает им, и вскоре занимает « в мастерской какое-то особенное место - рассказчика и чтеца ». Чтение благотворно влияет на людей, привыкших работать в страшной скуке. Наибольшее же оживление вызывает у них поэма Лермонтова «Демон».

Алеша заводит дружбу с Павлом Одинцовым, который любил рисовать карикатуры на мастеровых. Желая развлечь иконописцев, ребята принимаются разыгрывать сценки, и даже настоящие спектакли.

Глава XV

В день именин Алеша получает от всех мастеровых подарок – « маленький, красиво написанный образ Алексия - божия человека ». Однако радостное настроение быстро омрачается очередной стычкой с приказчиком, который откровенно недолюбливал мальчика.

Алеше тяжело жить в таких условиях, постоянно терпеть унижения и лишения. Ему кажется, будто он барахтается в какой-то жиже, все больше увязая в ней, и даже любимая бабушка не в состоянии понять и морально поддержать его.

Поддавшись тоскливому настроению, Алеша решает « снова поступить на пароход и, спустившись в Астрахань, убежать в Персию ». Однако планы мальчика нарушает Василий, бабушкин племянник, который приглашает его работать десятником – « принимать всякий материал, смотреть, чтоб всё было вовремя на месте и чтоб рабочие не воровали ».

Глава XVI

Торговые ряды часто затапливает, и Алеша возит хозяина на лодке. Ему нравится новая работа, позволяющая по вечерам много читать. В квартире Королевы Марго теперь живет большое семейство, и гимназисты делятся с Алешей своими книгами.

Новые товарищи Алеши старше его, и мальчик невольно завидует им – ведь они учатся. « Не желая ни в чем отставать от них », он влюбляется в барышню Птицыну. Однако из этой затеи не выходит ничего хорошего – Алеша предлагает своей «даме» прокатиться по пруду на доске, но та переворачивается, и барышня оказывается в тине, теряя всю свою привлекательность.

Глава XVII

Каждое утро в шесть часов утра Алеша отправляется на работу на Ярмарку. Там его встречают интересные люди – плотники, штукатуры, каменщики, кровельщики. В обязанности Алеши входит следить за тем, что рабочий люд не воровал материалы со стройки.

Плотник Осип – мудрый и толковый старик – берет под свою опеку Алешу, которому поначалу было неловко следить за взрослыми мастерами. Он рассказывает, кто из бригады хитер и вороват, а кто – наивен и честен.

Платят Алеше очень мало, и он живет впроголодь. Работники из жалости подкармливают мальчика, а тот читает им книги.

Глава XVIII

Алеша все больше привязывается к Осипу, в котором он видит все прекрасные качества своих прежних товарищей. Он кажется мальчику « гораздо умнее всех людей, когда-либо встреченных » им на жизненном пути. Осип привлек внимание мальчика не только умом, но и способностью не поддаваться внешним условиям, сохранить себя « среди поразительно неустойчивых людей» .

Глава XIX

Зимой на Ярмарке почти нет работы, и Алеша выполняет « многочисленные мелкие обязанности » по дому. Он не на шутку увлекается поэзией и даже пытается писать стихи.

Мальчик, замечает, что в последнее время хозяин стал удивительно тих и задумчив. Казалось, что-то « подорвало ему сердце, и теперь он жил не уверенно, не охотно, а как-то так, по привычке ».

По вечерам Алеша с удовольствием ходит в трактир, хозяин которого, большой любитель пения, всегда рад принять у себя хороших певцов из народа. Однажды Алеша приглашает хозяина насладиться душевным пением вместе с ним и тот соглашается.

Хозяин близко к сердцу принимает пение простого рабочего, и делится с Алешей своей сердечной болью – он влюбился в прекрасную женщину, ставшую для него настоящей отрадой. Однако она была замужем за фальшивомонетчиком, осужденным на каторгу, и отправилась вслед за мужем в Сибирь. Хозяин признается, что если опять встретит ее, то без сожаления бросит семью.

Глава ХХ

В течение трех лет Алеша трудится «десятником», наблюдая за тем, как с приходом холодов рабочие ломают опустевшие лавки, а весной отстраивают их заново. Это кажется мальчику глупым, как и вся жизнь.

В возрасте пятнадцати лет Алеша « чувствовал себя пожилым человеком », познавшим всей тайны бытия и безмерно уставшего от жизни. Понимая, что нужно как-то выкарабкиваться из этого болота, Алеша решает осенью уехать в Казань, чтобы пристроиться там учиться.

Заключение

Произведение Максима Горького во многом автобиографично, и раскрывает главную проблему – конфликт человека и эпохи. Основная идея повести – несмотря на все жизненные невзгоды сохранить в себе человечность, чистые душевные порывы.

Краткий пересказ «В людях» будет полезен как для читательского дневника, так и для подготовки к уроку литературы.

Тест по повести

Проверьте запоминание краткого содержания тестом:

Рейтинг пересказа

Средняя оценка: 4.1 . Всего получено оценок: 100.

Серия: 2 книга – Автобиографическая трилогия Горького

Год издания книги: 1916

Произведение Горького «В людях» является логическим продолжением повести «Детство» Горького. Это достаточно известное произведение, которое получило высокие отзывы у критиков и читателей. Оно было достаточно успешно экранизировано и несмотря на прошедшие годы пользуется популярностью и у современного читателя. Это позволило произведению М Горького «В людях» занять высокое место среди .

Повесть Горького «В людях» краткое содержание

Горького повесть «В людях» достаточно большое произведение, поэтому его краткое содержание лучше подавать по главам. При этом можно отразить только основные эпизоды, что не всегда позволяет создать полноценный образ о происходящих действия. Именно поэтому повесть Горького «В людях» читать лучше полностью на страницах нашего сайта.

В 7 главе книги «В людях» Горького вы можете узнать, как Алеша вернулся домой. Он почувствовал себя взрослым и начал курить. Деду это не понравилось, но в споре Алеша пихнул деда в живот. Бабка за это била Алешу, но больше для вида. Главный герой решил заняться ловлей певчих птиц. Это приносило доход и нравилось мальчику. Но дед считал, что нужно выбиваться в люди. Поэтому Алексей начал общаться с солдатами, которые часто его угощали махоркой. Но один раз они подсунули сигарету, которая обожгла лицо. Наибольшее же впечатление на мальчика произвело событие, невольным свидетелем которого он стал. Пьяный казак с женщиной, которая смотрела на военного как на ребенка, вышли из трактира. Казак избил и изнасиловал женщину, со словами, что казаки всегда получают то, что хотят. Алеша взял камень и пробирался за казаком, но встретил сторожа, которому все рассказал. Сторож посмеялся и назвал женщину «сукой». А Алеша в ужасе думал, что такое же могло случиться с его матерью или бабушкой.

В 8 главе краткого содержания повести Горького «В людях» по главам вы можете узнать, как на зиму его вновь отправили в дом Матрены. Здесь практически нечего не изменилось. Из работы же Алеши добавилось еще ходить полоскать белье. Здесь ему нравилось слушать женщин, которые хоть и подшучивали над ним, но всегда интересно рассказывали. В свободное время он колол дрова и к нему частенько заглядывали денщики с просьбой написать письмо возлюбленной или домой. Они то и рассказали историю о жене закройщика, над которой решили подшутить офицеры. Они написали ей любовное письмо, а в ответ получили письмо с просьбой оставить ее в покое. Они совместно читали это письмо и совместно писали ей ответ. Алеша все рассказал женщине. Та дала ему серебряник, но он отказался. Вскоре он попросил у нее книгу, но дома обратили внимание, что быстро уходят свечи и запретили Алеши читать.

В 9 главе повести Горького «В людях» читать можно о том, как Алексей начал брать книги у лавочника по копейке за прочтение. Когда ему удавалось почитать, он работал в охотку, но когда хозяйка находила книгу и рвала ее, Алеши нечего не хотелось делать. Возможно, именно поэтому Виктор дал ему полтинник рассчитаться за долги. Но он попросил больше не брать книги у лавочника, а пообещал выписывать газету. С тех пор он стал читать вслух «Московский листок», хотя читать вслух ему не нравилось. Кроме того разрешили читать журналы, которые давно валялись в спальне. Но на время Великого поста опять запретили читать. Как-то раз ребенок вытащил из самовара кран, и самовар потек. Из-за этого Леше сильно влетело сосновой лучиной, и хоть было не очень больно, но лучина оставила множество заноз. Пришлось идти к доктору и за то, что он не жаловался ему, Алеши вновь разрешили брать книги у закройщицы. Так главному герою удалось прочитать и многих других авторов. Но у закройщицы в основном были , которые не нравились мальчику. Но о женщине все хуже говорили во дворе и вскоре она уехала.

В 10 главе повести Горького Максима «В людях» читать можно о приезде в их дом очень красивой женщины с ребенком и матерью. Алеша сразу назвал ее королева Марго и подружился с ее дочкой. Ему нравилось играть с ней, а однажды она уснула у него на руках. Когда мать увидела это, то отобрала девочку, но та не могла уснуть, и Алешу пригласили вновь. Королева марго хотела отблагодарить его, но главный герой отказался. После этого женщина стала давать читать ему книги. Так Алеше очень понравилась «Руслан и Людмила», которую он даже переписал в тетрадь. Она рассказала ему о и многих других поэтах. Так Алеша стал мальчиком на посылках у женщины.

К королеве Марго часто приходили офицеры, а однажды мальчик даже застал ее с мужчиной. Это оставило в нем глубокую печать. Ведь он не верил всем слухам, которые окружали женщину. Однажды он даже рассказал о них ней. Но она сказал, что люди всегда завидуют тем, кто умеет жить и советовала читать русских классиков. Так познакомился с книгами , Тютчева и многих других писателей. Но перед Троицей у Алеши вспухли веки и все думали, что он ослепнет. Но веки подрезали, и затем главному герою пришлось, долго лежать с повязками на глазах и размышлять, как это тяжело потерять зрение. Затем его обвинили в краже денег, и хоть виновника затем нашли, Алеше было стыдно, и он ушел, не прощаясь с королевой Марго. Лишь через дочь, предав слова благодарности.

В 11 главе повести М Горького «В людях» кратком содержании можно читать можно о путешествии Алеши на пароходе «Пермь». Суда он устроился посудником и должен был помогать повару. На пароходе главный герой сблизился с Яковом Шумовым, который работал кочегаром и очень интересно рассказывал о себе. И, несмотря на то, что он похоже врал, эти рассказы захватывали Лешу. Яков много играл в карты и даже однажды стал играть с Алешей. Мальчик проиграл ему все что имел, но кочегар взял только рубль за науку и сказал, что Алеше нельзя играть в карты. Далее Леша стал свидетелем того как утонул один из пассажиров, а также столкнулся с тем, что все матросы поносили Якова. Когда же он спрашивал хороший ли он человек, все говорили, что неплохой. Леша часто рассказывал Якову прочитанные им книги и всегда с удивлением воспринимал безэмоциональность рассказов Якова. Ведь даже ругаясь с капитаном, он делал это без эмоций. Вскоре Яков ушел с парохода, с каким-то немцем, а Леша так и не понял, что он за человек.

В 12 главе повести Горького максима «В людях» читать можно о жизни Алеши в мастерской иконописи, куда его отправили учиться. Но его сразу предупредили, учиться он будет ночью, а днем работать в магазине. И, несмотря на то, что приказчик говорил что людей главная цена, многие неплохо разбирались в иконописи и частенько такие люди уходили в соседний магазин. Также частенько приносили старинные иконы, книги и церковную утварь. В этих случаях вызывали начетчика Петра Васильевича. Существовала целая система знаков, которая позволяла сразу оценить действительную стоимость принесенной вещи. Так частенько купленную вещь затем продавали богатым староверам в 10 раз дороже. Петр Васильевич был одновременно и волк и лиса, и Леше чем-то напоминал Якова. Он очень плохо относился к людям, но хорошо к богу. На этой почве они часто спорили с другим начетчиком Пахомием, а однажды даже подрались.

В кратком содержании «В людях» Горького по главам в 13 главе вы найдете описание жизни иконописцев. Здесь часто пели, ведь иконопись некого не увлекала. Ее специально разбивали на множество мелких действий. Поэтому здесь часто можно было увидеть иконы без головы или рук. Главным в мастерской был Ларионыч. Кроме того здесь работал казак Капендюхин, который пел редко но победно, а своей пляской напоминал Цыганка. Лучшим же личником был Жихарев, который после написания иконы уходил «в баню». У Жихарева была очень похожая на лошадь женщина. Самым молодым был Ситанов, которого гулящая девица заразила, но он не побил ее и дал денег. Ситанов не верил в бога, но писал стихи, и иногда даже не похабщину. Также был вечно пьяный старичок Гоголев, Давидов и ученик Пашка Одинцов.

Повесть Горького «В людях» на сайте Топ книг

Максим Горький недаром занимает высокие места среди нашего рейтинга, ведь многие его произведения также представлены на страницах нашего сайта. Так повесть Горького «В людях» читать настолько популярно, что произведение попало в рейтинг и заняло там далеко не самое последнее место. При этом интерес к произведению достаточно стабилен, что свойственно только действительно значимым книгам.

«В людях» очень честно и просто описывает жизнь маленького мальчика, стремящегося стать Человеком.

Знакомство читателя с Алешей происходит во время его службы «мальчиком» в магазине обуви. На службу эту определил подростка его дед, оставшийся единственным взрослым, призванный осуществлять уход за мальчиком после смерти обоих его родителей. В обязанности ребенка входили многие ежедневные домашние хлопоты: мытье полов, посуды, разогрев самовара и прочее. Вставал он каждый день ни свет, ни заря, вместе с кухаркой, которую, к слову не любил его брат – Саша, торговавший здесь. Кухарка после умерла, прям на глазах Алеши. Саша почему-то чувствовал себя важнее Алеши, манипулировал им, угрожал, запугивал. Все это привело к тому, что мальчик решился на побег, но план его не осуществился, поскольку, в результате несчастного случая, он получил ожег и попал в больницу. А после к бабушке. Однако, у мальчика не вышло вернуться к своей прежней, счастливой жизни, так как многие товарищи его умерли. Радовали мальчика походы в лес с бабушкой, с ней ему было хорошо. Она научила его видеть красоту вокруг, любить родную природу.

Через какое-то время, после наступления холодов, осенью, дед опять отправил внука в город, на службу «в люди». Алеше очень этого не хотелось. У него было одно желание забрать бабушку, любимую девочку Людмилу и отправиться с ними по миру.

У нового хозяина Алеше не нравилось, хотя и был с ним знаком. Он (хозяин) приходился бабушке родственником. Алеша заметил, что родные злее друг к другу относятся. Но выбора у него не было,он старался учиться чертежному делу, так как у бабушки денег не было совсем и она очень рассчитывала на получение платы внуком. Она все просила внучка потерпеть пару лет. Хозяева гулять мальчишку не пускали, зато обязательным было посещение церкви по выходным.

Все же после окончания зимы, Алеша сбежал, и, так как к бабушке идти стеснялся, устроился на корабль. Здесь подросток набрался богатого жизненного опыта. Здесь он увидели и пьянство, и разврат, и много людской подлости. На пароходе его очень ранило открытие того, что люди в жизни совсем не такие как в книгах – герои, а в основном, трусы и подлецы.

После ухода с корабля, Алеша занялся прибыльным ремеслом – ловлей птиц. К сожалению, зимой он заниматься этим промыслом не мог, поэтому после похолодания, пришлось вновь идти служить к бабушкиной сестре. Хозяева не понимали его и частенько поддразнивали. В этот период времени познакомился с женщиной – женой закройщика, которая давала ему книги для чтения. Алеше очень нравилось бывать у неё. Хозяева запрещали мальчику читать, измеряли свечу даже, наказывали, но это не останавливало подростка, его увлечение чтением вспыхивало все с большим жаром.

Очень важную роль в становлении Алеши сыграло его знакомство с женщиной, которую он называл Королева Марго. Она была красивой и пользовалось популярностью у мужчин, но при этом, была очень одинокой. Именно она привила мальчику интерес к русской литературе, познакомила его с русской поэзией. К ней Алеша испытал первую влюбленность. В это же время у подростка воспалились глаза, поэтому он был лишен зрения на некоторое время. Тогда он понял, что это очень страшно и отнимает у человека почти всю его жизнь.

Спустя время, по воле судьбы, Алеше пришлось продолжить свою жизнь «в людях». Пришлось ему работать даже в иконописной мастерской. Там он увидел множество несправедливостей. Там Алеша увидел, как обворовывают людей, покупая ценные книги и иконы за сущие копейки. В это же время, подросток узнал о понятии «запрещенные книги», сути которого пока не понял.

После наводнения, Алеша пошел работать «десятником». Эта работа давалась ему откровенно сложно, поскольку работники не особо уважали своего надсмотрщика и не пытались это скрывать. «Десятником» Алеша проработал три года. В свои пятнадцать лет, молодой человек ощущал себя уже пожилым и умудренным опытом. Алеша считал, что все люди чужие друг другу. Исключением из этого его жизненного правила были лишь два человека - бабушка и Королева Марго.

К счастью для себя, Алеша поддался на уговоры гимназиста Евреинова и отправился в Казань для поступления в университет, иначе бы пропал. Так закончился этот этап его жизни.

Подростку Алексею, рано оставшемуся сиротой, приходится зарабатывать себе на хлеб собственным трудом, его разоряющийся дед категорически отказывается содержать парня. Алеша начинает самостоятельное существование с поступления на службу в магазин модной обуви, где работает также и его двоюродный брат Александр.

Алексей насмешливо наблюдает за тем, как хозяин и Саша пресмыкаются перед покупателями, однако у него множество обязанностей, и по утрам он вынужден подниматься значительно раньше других обитателей лавки. В то же время у мальчика вызывает горечь и возмущение то, как окружающие его люди говорят о других, стремясь обсудить все неблаговидные чужие секреты и поступки и абсолютно не замечая собственных недостатков.

Алеше известно и о том, что Александр и приказчик то и дело занимаются воровством, в результате конфликта Саша измазывает родственника сажей, и Алексей оказывается в больнице, куда его приходит навестить бабушка. От нее Алеша узнает, что дела дома идут все хуже и хуже, что деда обокрали, и теперь старикам еще труднее обеспечить хотя бы самые элементарные потребности.

Когда Алексей снова появляется у деда и бабушки, он видит их полнейшее разорение и нищету, младший брат не узнает паренька. На соседней улице поселяется девочка по имени Людмила, которая сильно хромает, но при этом привлекательна внешне. В нее влюбляются товарищи Алеши, а сам подросток, хотя и не понимает их увлеченности, охотно беседует с Людмилой, видя, что она неглупа и совсем не испорчена, а внимание юношей ее скорее смущает и раздражает, чем радует.

В дальнейшем Алексей начинает и помогать девочке в домашних делах, а его бабушка относится к их дружбе положительно, напоминая, правда, внуку о том, что он не должен позволять себе ничего лишнего в отношениях с девушкой.

Брат Алеши умирает, парень переживает это событие болезненно и горько, и его, как и всегда, поддерживает только бабушка. Дед настаивает на том, чтобы подросток отправился в город, где больше возможностей для заработка. В то же время Людмила сообщает приятелю, что и ее отец собирается везти в город, и, скорее всего, ей окончательно отрежут ногу.

Алеша чувствует себя абсолютно одиноким, ему хочется лишь уйти странствовать по миру вместе с бабушкой и несчастной девочкой, остальные люди вызывают у него неприязнь и отторжение.

Алексей все же вынужден поселиться у сестры Акулины Ивановны, его бабушки, однако родственники совсем ему не нравятся, он замечает, что они относятся друг к другу еще более злобно и недоброжелательно, чем посторонние.

Алеша понимает, что его теперешние хозяева считают себя лучшими людьми в городе, живущими наиболее достойно и правильно, хотя парень ясно видит, что в действительности дело обстоит совершенно иначе. Его выводит из равновесия непрекращающееся злословие его работодателей, касающееся других людей.

К тому же юношу весьма огорчает то, что его ничему не обучают, приняв учиться чертежному делу, а заставляют исключительно выполнять самую грязную работу по дому. Алеша пробует рисовать самостоятельно, постепенно у него появляются некоторые успехи, хотя хозяева и угрожают снова вернуть его деду.

Бабушка иногда заглядывает к сестре, но та держится с нею грубо и неприветливо, ведь у Акулины совершенно нет денег. Пожилая женщина рассчитывает на то, что труд ее внука рано или поздно будет оплачен, и просит Алексея потерпеть несколько лет, пока он окрепнет и возмужает.

Весной Алеша все же убегает от этих людей, не выдержав невыносимого существования. По совету приятелей нанимается на речной корабль мыть посуду, пытается также ловить птиц, способных красиво петь, этот промысел действительно оказывается для парня довольно доходным. Однажды Алексей становится свидетелем изнасилования, он с ужасом думает о том, что подобное могло бы случиться с кем-то из его близких, хотя окружающие и не видят в происшедшем ничего особенного или возмутительного.

С наступлением зимы парень снова оказывается у сестры бабушки, он случайно знакомится с женой закройщика, которая очень любит читать книги, при этом остальные называют ее просто сумасшедшей и откровенно над ней издеваются, а сама женщина, как кажется Алеше, ничего вокруг не замечает.

В этот период юноша искренне увлекается чтением и пробует обсуждать прочитанное с закройщицей, хотя их вкусы являются абсолютно разными. Когда она наконец уезжает, Алексей грустит, ему хотелось бы еще немного поговорить с человеком, непохожим на других.

У Алеши появляется новая соседка, молодая дама с маленькой дочерью. Парню она напоминает героинь его любимых романов, мысленно он называет ее Королевой Марго, понимая, насколько она отличается от других лиц, окружающих Алексея.

Девочка быстро привязывается к подростку и быстро засыпает у него на руках, юноша охотно проводит время в этой семье, и для него не имеет никакого значения то, что у рано овдовевшей женщины периодически бывает некий офицер, развлекающий ее игрой на скрипке.

Алешу приводят в ярость сплетни его хозяев об этой даме. Он постоянно слышит самые грязные и непристойные разговоры о взаимоотношениях между полами, но в то же время твердо верит в то, что Королева Марго знает иные чувства и иное счастье, недоступные в чуланах и кухнях.

Узнав от Алексея, что говорят о ней злобные завистники, дама спокойно замечает, что на это просто не следует обращать внимания, она рекомендует парню произведения русских авторов, таких, как Тютчев, Тургенев, Сологуб, и подростку кажется, что эти книги по-настоящему очищают его душу и благодаря им он уже не останется на свете в одиночестве.

Однако юноше все же неловко находиться в обществе этой удивительной женщины, он исчезает, не простившись с нею, и снова устраивается работать на пароход. Из товарищей по работе Алешу больше всех интересует Яков Шумов, весьма своеобразный человек, и парню так и не удается до конца в нем разобраться. После этого юношу ожидает служба в иконописной мастерской, но и с новыми знакомыми он чувствует себя весьма неуютно, считая жизнь скучной и не приносящей никаких радостей.

Алексей пытается опять начать общаться с дедом, но тот отстраняется от него, давая мальчику понять, что не желает его видеть. С бабушкой паренек также почти не встречается, но однажды судьба снова сводит его с бывшим хозяином, который приглашает юношу к себе на работу.

Алешу по-прежнему угнетает стремление окружающих к бессовестному воровству и их крайняя душевная ограниченность, он считает, что все люди являются друг для друга чужими, в его случае исключением кажутся только бабушка и бывшая соседка, прозванная им Королевой Марго. Алексею всего 15, но он все чаще ощущает, что уже испытал все в жизни, во всем разочаровался и даже не надеется ни на какие положительные перемены.

Парень вступает в драку с дворником, защищая от него подвыпившую девицу. Алеша не понимает подобного отношения к женщине, но в то же время видит, что и сам нравственно тупеет, опускается, постепенно становясь таким же, как и все окружающие его люди.

Для того чтобы окончательно не погрузиться в животное, бессмысленное существование, юноша принимает решение немедленно изменить свою жизнь, он намеревается обязательно поступить в университет и заняться самообразованием.