Сказуемое в безличном предложении. Справочник по русскому языку. Понятие односоставных предложений

В безличных предложениях единственный главный член - сказуемое, которое может быть выражено наречием; безличным глаголом; личным глаголом в безличном значении; глаголом в неопределенной форме, существительным. Субъекта действия нет и не может быть, действие происходит само по себе или состояние возникает независимо от какого-либо субъекта. Безличные предложения очень многообразны по форме и значениям, в отличие от других односоставных.

Значения безличных предложений.

1) состояние природы, окружающей среды, например: Моросит. Морозило все сильнее; Вчера похолодало ; Холодно, Очень жарко.

2) физическое и психическое состояние живого существа, например: Сладко дремлется на воздухе; Все в глазах помутилось; Мне посчастливилось ; С утра сильно знобит.

3) возможность, желательность, необходимость действия: Ему не хочется гулять; Случилось мне побывать в Кремле; Знать бы заранее! Нужно это сделать; Можно войти? Хоть бы победить!

4) бытие, становление, нахождение, обнаружение, например: Всегда так будет, так бывало, таков издревле белый свет; Приходилось вам стоять одному на опустевшем перроне? Случается по-всякому .

5) отсутствие чего-либо. На той стороне нет вокзала. На небе ни облачка. Некого спросить.

6) ирреальное (потенциальное) действие, Вам не видать таких сражений! Вам начинать.

7) побуждения к действию, повеление, приказание в категорической форме: Не курить! По газонам не ходить! Всем спать! Упасть, отжаться!

Формы сказуемых безличных предложений.

1) Предложения с безличным глаголом типа светает, морозит, знобит, холодает, снится, хочется, смеркается, дремлется и др.

Подобные глаголы имеют форму 3-го лица единственного числа изъявительного наклонения, а в прошедшем времени - форму среднего рода.

2) Предложения с личным глаголом в значении безличного. В этом случае личные глаголы теряют формы изменения и застывают в формах 3-го лица или среднего рода. Мне вечно не везло Из хаты повеяло сыростью; Пахнет хлебом .

Личный глагол в безличном употреблении может иметь суффикс -СЯ,

3) Предложения с кратким страдательным причастием в роли главного члена. Их своеобразие состоит в том, что их главный член сочетает в себе значение действия со значением результата состояния, например: В помещении накурено; Про батарею Тушина было забыто .

4) Именными безличными предложениями в современном русском языке признаются предложения с безличными словами (существительными, существительными с инфинитивом, наречиями, модальными словами можно, нужно, хочется и т.п.) в роли главного члена. легко, весело, уютно, стыдно, жаль, пора, жарко, душно, стыд, грех, позор, время, лень, грех, охота , в сочетании с инфинитивом Над старостью смеяться грех; Мне охота плясать . надо ехать, можно почитать, необходимо беречь здоровье .

5) Безличные предложения, выражающие отсутствие чего-либо состоят из с казуемого – частицы ни, отрицательного местоимения или наречия, слова нет в сочетании с косвенным падежом существительного или с инфинитивом. Нет времени; Ни звука; Никого знакомых; Ничего нового; Никого друзей; Ни единой ошибки; Никакой надежды; Некому работать, не о чем спорить, некуда идти .

6) Инфинитивные предложения. Главный член инфинитивного предложения выражается инфинитивом, не зависящим ни от какого другого члена предложения и обозначающим действие или состояние как желательное, необходимое, возможное, неизбежное. Купить бы воды! Я ремонтирую квартиру, чтоб принимать гостей.

С точки зрения синтаксиса, предложение - это одна из основных единиц языка. Оно характеризуется смысловой и интонационной законченностью и обязательно имеет грамматическую основу. В русском языке предикативная основа может состоять из одного или двух главных членов.

Понятие односоставных предложений

Виды односоставных предложений с примерами служат визуальной иллюстрацией теоретического материала в разделе «Синтаксис» русского языка.

Синтаксические конструкции с основой, состоящей из подлежащего и сказуемого, называются двусоставными. Например: Я не люблю фатального исхода (В.С.Высоцкий).

Предложения, в основе которых содержится лишь один из главных членов, называются односоставными. Такие фразы имеют завершенный смысл и не нуждаются во втором главном члене. Бывает так, что его наличие попросту невозможно (в безличных предложениях). В художественных произведениях очень часто употребляются односоставные предложения, примеры из литературы: Плавлю лбом стекло оконное (В.В.Маяковский). Здесь нет подлежащего, но его легко восстановить: «я». Малость стемнело (К.К.Случевский). В этом предложении нет и не может быть подлежащего.

В разговорной речи достаточно распространены простые односоставные предложения. Примеры их использования доказывают это: Куда пойдем? - В кино.

Односоставные предложения подразделяются на типы:

1. Назывные (с основой из подлежащего).

2. Со сказуемым в основе:

  • личные;
  • безличные.
  • Но назвали всех троих дочек ведьмами (В.С.Высоцкий) (сказуемое - глагол прош.вр., мн.числа, изъявит. накл.).
  • И пусть говорят, да пусть говорят, но — нет, никто не гибнет зря (В.С.Высоцкий) (в роли сказуемого − глагол в настоящем времени, в 3-м л. и мн.ч.).
  • Отвели бы мне участок в шесть соток неподалеку от автозавода (Шолохов) (глагол-сказуемое в форме сослагательного наклонения множественного числа).

Особенности обобщенно-личных предложений

Эту группу односоставных предложений некоторые лингвисты (В.В. Бабайцева, А.А. Шахматов и др.) не выделяют в отдельный вид, т.к. формы выражения сказуемых в них идентичны определенно- и неопределенно-личным и различаются только смысловой нагрузкой. В них сказуемое имеет обобщенное значение. Такие конструкции чаще всего употребляются в пословицах и поговорках: Любишь вершки - люби корешки. Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Один раз солгал - навек лгуном стал.

При изучении темы «Односоставное личное предложение» примеры имеют огромное значение, т.к. они наглядно помогают определить тип синтаксической конструкции с одним из главных членов и различать их.

Безличные предложение

Односоставное безличное предложение (пример: Темнеет рано. В голове шумит. ) отличается от личного тем, что в нем нет и не может быть подлежащего.

Сказуемое может выражаться разными способами:

  • Безличным глаголом: Смеркалось. Меня тошнит.
  • Личным глаголом, перешедшим в безличную форму: В боку у меня колет. Вдали загрохотало. Вам везет! Мне не спится.
  • Предикативным наречием (категорией состояния или безлично-предикативные слова): Было очень тихо (И.А.Бунин). Душно. Тоскливо.
  • Инфинитивом: Не стоит прогибаться под изменчивый мир (А.В.Макаревич).
  • Словом-отрицанием «нет» и отрицательной частицей «ни»: На небе ни облачка. Совести у тебя нет!

Виды сказуемого

В односоставных предложениях

В русской лингвистике сказуемое представлено тремя видами:

  1. Простое глагольное. Выражено одним глаголом в любой форме.
  2. Составное глагольное. Состоит из глагола-связки и инфинитива.
  3. Составное именное. Имеет в составе глагол-связку и именную часть, которая может быть выражена именем прилагательным, существительным, причастием или наречием.

В односоставных предложениях встречаются все указанные

Прохладно (односоставное безличное предложение). Пример сказуемого с опущенной глагольной связкой в настоящем времени, но которая проявляется в прошедшем времени: Было прохладно. Именная часть выражена

В определенно-личном предложении: Возьмемся за руки, друзья (Б.Ш.Окуджава) -сказуемое простое глагольное.

В неопределенно-личном предложении: Никого не хочу из вас слушать (О.Ермаченкова) - сказуемое - личный глагол + инфинитив.

Назывные односоставные предложения - примеры составного именного сказуемого с нулевой глагольной связкой в настоящем времени. Часто при номинативе ставятся рядом указательные частицы: Вот твой билет, вот твой вагон (В.С.Высоцкий). Если номинативные предложения представить в прошедшем времени, то они преобразовываются в двусоставные предложения. Сравните: Был твой билет, был твой вагон.

Односоставные и неполные предложения

Следует отличать неполные двусоставные предложения от односоставных. В односоставных при отсутствии одного из главных членов смысл предложения не изменяется. В неполных может быть пропущен любой член предложения, и смысл может быть не понятен вне контекста: Напротив - стол. Или: Сегодня.

В некоторых случаях сложно разграничить определенно-личные предложения и двусоставные неполные. В первую очередь это относится к сказуемым, выраженным глаголом в форме прошедшего времени. Например: Подумала - и стала кушать (А.С.Пушкин). Без основного контекста невозможно определить, в 1 или 3 лице употреблен глагол. Для того чтобы не ошибиться, важно понимать: в форме прошедшего времени лицо глагола не определяется, а значит это двусоставное неполное предложение.

Особую трудность вызывают различия между неполным двусоставным предложением и назывным, например: Ночь. Морозная ночь. и Ночь в деревне. Чтобы не возникало трудностей, важно понимать: обстоятельство - это второстепенный член, относящийся к сказуемому. Следовательно, предложение "Ночь в деревне" - двусоставное неполное с составным именным сказуемым, при котором глагольная часть опущена. Сравните: Ночь наступила в деревне. Морозная ночь. Это номинативное предложение, т.к. определение согласуется с подлежащим, следовательно, прилагательное "морозная" характеризует главный член "ночь".

При изучении синтаксиса важно выполнять тренировочные упражнения в, а для этого необходимо анализировать типы односоставных предложений с примерами.

Роль односоставных предложений в языке

В письменной и устной речи односоставные предложения играют существенную роль. Подобные синтаксические конструкции в лаконичной и емкой форме позволяют сформулировать мысль ярко и красочно, помогают представить образы или предметы. Они придают высказываниям динамичность и эмоциональность, позволяют акцентировать внимание на нужных объектах или субъектах. С помощью односоставных предложений можно избежать неоправданных местоимений.

Сказуемое - неотъемлемая часть практически любого предложения. Вне зависимости от того, как оно выражено и выражено ли в принципе, оно определяет предмет. Этот член предложения может обозначать как действие, так и какой-то признак предмета, отвечать на разные вопросы (от банального и общеизвестного "что сделал?" до уже более сложного для восприятия "какой?"). Всё это показывает, что существуют разные способы выражения сказуемого. Так какие же они бывают, и что влияет на разделение сказуемых по разным типам?

Способы выражения

Как известно, способы выражения подлежащего и сказуемого могут быть разными. Первое, например, может быть выражено:

  • существительным или местоимением (Человек/Он появился );
  • инфинитивом (Трудиться - наша прямая обязанность );
  • фразеологизмом (Авгиевы конюшни - вот самое точное определение этой комнаты ) и т. п.

То же самое можно сказать и о сказуемом. Лимитировать этот член предложения только глаголом будет огромнейшей ошибкой. Оно может быть представлено:

  • существительным (Знание - сила );
  • числительным (Трижды пять - пятнадцать );
  • прилагательным, причём даже в сравнительной форме (Под ним струя светлей лазури );
  • и глаголами во всех их проявлениях - в разных наклонениях и видах, глаголах в сочетании с частицами, инфинитивами и так далее.

То есть, в принципе, уже ясно, что разнообразие тут колоссальное. Поможет лучше представить способы выражения сказуемого таблица, приведённая ниже:

Способы выражения глагольного сказуемого

Простое глагольное

Составное глагольное

Составное именное

Инфинитив

Фразеологизм

Междометие

Вспомогательный глагол + инф

Именная часть

Глагол начала и конца действия

Глаголы намерения, волеизъявления, желания

Глаголы эмоций

Безличные глаголы

Краткие прилагательные

Существительные

Можно/нельзя

Фразеологизм

Лексически ослабленный глагол

Существительное

Прилагательное

Местоимение

Фразеологизм

Числительное, числовые сочетания

Причастие

Междометие

Простое глагольное сказуемое

Начнём, пожалуй, с первого типа. Простое глагольное сказуемое встречается, наверное, наиболее часто. Выражается оно глаголами в любой форме, а именно:


Простое глагольное сказуемое - нюансы

Тут есть определённые нюансы. Очень часто будущее время изъявительного наклонения не воспринимают как простое глагольное сказуемое - оно же состоит из двух слов. Но это будет такой же ошибкой, как не считать ПГС (именно так сокращается название этого вида сказуемого) глаголом в сочетании с частицей.

Другой спорный момент - разграничение фразеологизма (хотя тут точнее будет сказать - несвободного словосочетания) и составного именного сказуемого. Первое легко заменяется одиночным глаголом (Нам отдали приказ - Нам приказали . Что ж ты голову повесил? - Что ж ты загрустил? ), тогда как с составным именным сказуемым такой хитрости не получится, единственное - можно заменить глагол-связку на слово "был" (Он сидел грустный - Он был грустный ).

Составное глагольное сказуемое

Переходим к следующему типу сказуемого - составному глагольному. Здесь всё так же просто, как и в простом - есть вспомогательный глагол, а к нему примыкает инфинитив (Он хотел учиться ). Единственный нюанс в этом случае - чёткое выделение этого самого вспомогательного глагола, потому что представлен он может быть не только ним:

  1. Фразовые глаголы начала и конца действия (Перестала препираться/ Начал действовать )
  2. Модальные глаголы намерения, способности, волеизъявления, желания (Мы собирались посетить. Я могу бегать. Я желаю освободиться. Я хочу сбежать)
  3. Глаголы эмоций (Боюсь влюбиться. Ненавидит лгать )
  4. Кое-какие безличные глаголы (Стоит заметить. Следует задуматься )
  5. Краткие имена прилагательные, полная форма которых либо вовсе отсутствует, либо имеет иное значение (Рад встретиться. Горазд выдумывать. Мы вольны выбирать )
  6. Некоторые имена существительные (Мастер лгать. Любительница прогуляться )
  7. Можно и нельзя (Можно отметить. Нельзя не признат ь)
  8. Фразеологизм (Горит желанием прийти )

Способы выражения сказуемого с примерами - лучший способ разобраться в этой пусть не очень запутанной, но всё же объёмной теме. Главное в составном именном сказуемом - разобраться с механизмом его образования. Это глагол (или же нечто, его заменяющее) плюс инфинитив. Верьте этой формуле - и у вас всё получится.

Составное именное сказуемое

Способы выражения сказуемого продолжаем изучать с составным именным сказуемым - самым нелюбимым у школьников. Такая его непопулярность вызвана тем, что порой его бывает очень тяжело отличить от простого глагольного сказуемого. Но обо всём по порядку.

Глагольная связка

Составное именное сказуемое включает в себя две части - глагольную связку и именную часть. Отдельно следует заметить, что если мы говорим о настоящем времени, то глагольную связку можно и опускать (Он прекрасен ). Глагольная связка чаще всего представлена:


Да, порою очень трудно выделить самостоятельное сказуемое с второстепенными членами. Коротенький тест «Способы выражения сказуемого» поможет нам хоть немного разобраться с этой нелёгкой темой.

  1. Да какой смысл здесь бродить! - Бродить бессмысленно по паркам .
  2. Лежать недвижимо на холме. - Сколько можно тут лежать?!
  3. Он мог жить аскетом, ничего не желая. - И как ты собираешься тут жить?

В данных предложениях представлены разные способы выражения сказуемого, попробуйте разобраться, какие типы сказуемого представлены в каждом предложении.

Именная часть

Продолжаем тему "Составное именное сказуемое" изучением его именной части. Она может быть выражена:

  1. Именем существительным (Была актрисой )
  2. Именем прилагательным во всех его формах - краткой и полной, степенях сравнения (Мы очень вам рады. Голос совершенный ).
  3. Причастием во всех его формах - также краткое и полное и ещё страдательное и действительное (Книга прочитана. Юноша читающий )
  4. Местоимением (Небо - твоё )
  5. Именем числительным и любым сочетанием с цифрами (Семью пять - тридцать пять. Высота здания - двести метров)
  6. Наречием (Я ей чуть-чуть сродни )
  7. Междометием (Твои мысли - караул! )
  8. Фразеологизмом и несвободным словосочетанием (Его душа для меня тайна за семью печатями )

Как видно, способы выражения сказуемого разнятся колоссально - если в простом глагольном и запоминать-то толком нечего, то с составным именным придётся повозиться. Но при должном желании всё будет хорошо.

Заключение

Способы выражения подлежащего и сказуемого - тема долгих и обстоятельных научных лекций. Самое главное во всём этом осознавать, что выражены главные члены предложения могут быть разными частями речи, порой даже не одиночными, что они могут иметь разные виды и порой на первый взгляд очень и очень сложно понять, что же перед вами находится. Единственный учитель здесь - практика, и кроме этого, поможет понять способы выражения сказуемого таблица, которую можно постоянно дополнять примерами.

в 8 классе

Цель урока: Сформировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

Задачи :

1.Познакомить с понятием односоставное безличное предложение.

2. Научить выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, внимательное отношение к языку, к речи.

Тип урока : урок объяснения нового материала.

Оборудование : учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или раздаточный дидактический материал.

ХОД УРОКА

I . Организационный момент (вступительное слово учителя).

Здравствуйте, ребята! Начнем наш урок. Это предложение мы употребляем очень часто. А в чем особенность этого предложения? (это предложение односоставное, в нем нет подлежащего)

Сегодня на уроке мы будем говорить об односоставных предложениях.

И начнем мы с небольшой разминки.

Продолжите высказывание:

1.Главный член предложения, отвечающий на вопрос что делает предмет речи, это……(сказуемое ) .

2.Если в предложении два главных члена, то это предложение …. (двусоставное ).

3.Подлежащее можно легко восстановить в предложениях ….(определенно-личных ).

4.В неопределенно-личных предложениях сказуемое имеет форму…. (3 л. мн.ч. ).

II .Актуализация знаний.

Прочитайте предложения и укажите односоставные предложения: (запись на доске)

а) Зимняя стужа хозяйничает в лесу.

б) Идёшь по зимнему лесу и любуешься его красотой. (обобщенно-личное, повествование с обобщенным смыслом; сказуемое выражено глаголом 2-го лица, ед.ч.)

в) Искрится и переливается снег в лунном свете.

г) Смотри же, Вася, духом домчи: барина везешь (определенно-личное, сказуемое выражено глаголом 2-л., ед.ч. )

д) С тех пор Хорем его и прозвали (неопределенно-личное, сказуемое выражено глаголом 3-го л., мн.ч., пр. вр.)

е) Ермолай бросил несколько еловых веток в огонь.

г) За окном завьюжило. (безличное, сказуемое выражено безличным глаголом). Учащиеся затрудняются определить тип предложения.

Расскажите о тех односоставных предложениях, которые вы уже знаете, по схеме: (схема написана на доске)

Объяснить название (определение)

Форма сказуемого

Употребление в речи

Обратите внимание на последнее предложение. Можно ли ответить на вопрос кто производит действие или испытывает состояние в форме И.п.? (нет ).

III . Изучение нового материала

Такие предложения называются безличными. Сегодня мы будем говорить о безличных предложениях. Давайте сформулируем задачи нашего урока. (Задачи формулируются учащимися самостоятельно, под руководством учителя)

Мы должны узнать:

- определение безличного предложения;

-способы выражения сказуемого в безличном предложении;

-значения безличных предложений;

-роль безличных предложений в тексте.

Безличные предложения – самая разнообразная и наиболее употребительная группа односоставных предложений. Посмотрите на раздаточный материал. Перед вами предложения. Прочитайте их.

1.Думается в основном о конце света. 2. Завыло, запело вдали густо, пронзительно. 3. На душе было легко и радостно. 4.О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно. 5. Нет сна, есть видимость его. 6.В номере было накурено.7. Солнце село и мне уже надо идти домой.

Сделаем выводы.

В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего)

Вместе с учителем учащиеся приходят к выводу, что в предложениях сообщается о таком действии или состоянии, которое не может быть приписано лицу, выраженному подлежащим, т.е подлежащего нет и не может быть.

А теперь вам предстоит выяснить, чем выражается сказуемое в этих предложениях. Давайте обратимся к материалам учебника. Вам поможет учебник-теория В.В. Бабайцевой параграф 183, стр.189-190.

Самостоятельная работа с раздаточным материалом с целью анализа таблицы «Способы выражение сказуемого в безличном предложении».

В данных предложениях обозначьте грамматические основы и укажите, чем они выражены, пользуясь таблицами у вас на столах и материалом учебника.

1. Безличный глагол (с –ся и без –ся)

Думается в основном о конце света.

2 Личный глагол в безличном значении.

Завыло, запело вдали густо, пронзительно.

3. Слово категории состояния на -о

На душе было легко и радостно.

4.Сочетание глагола или слова категории состояния на –о с инфинитивом

О медведях, как о чертях, можно рассказывать бесконечно.

5.Отрицательное слово или конструкция, выражающая отрицание.
Нет сна, есть видимость его.

6.Краткое страдательное причастие среднего рода с суффиксами –н-, -ен-, -т-.

В номере было накурено.

7. Инфинитив (модальное слово в сочетании с инфинитивом)

Солнце село и мне уже надо идти домой.

Сделаем выводы.

В чем особенности безличных предложений? (В них нет и не может быть подлежащего).

- Чем может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом).

Проверим, можете ли вы отличить безличные предложения от других односоставных предложений. Выполним тест.

1. Укажите вид односоставного предложения: «Тихо кругом».

а) безличное

б) определенно-личное

в) назывное

г)неопределенно-личное

2. Найдите безличное предложение.

а) Нет зимы без снега.

б) Иней покрыл все деревья.

в) Зимой тулуп всякому люб.

г) Зимняя ночь самая долгая.

3. Найдите безличное предложение.

а) Вижу высоко над головой сосны, облака.

б)Зимним холодом пахнуло на поля и на леса.

в) Какое великолепие и спокойствие

г)Зимой не услышишь пения птиц.

4. Найдите безличное предложение.

а) Елку уже нарядили.

б) Вижу заснеженную поляну.

в) Веет ветерком.

г) Любишь кататься, люби и саночки возить.

5. Найдите сложное предложение, в состав которого входит односоставное безличное предложение.

а) Разозлилась зима: вздумала она всех заморозить.

б) Чудная картина, как ты мне родна: белая равнина, полная луна.

в) Поет зима - аукает, мохнатый лес баюкает стозвоном сосняка.

г )Утро ясное, морозное, и дома не сидится.

И тест и проверка могут быть проведены разными способами.

Молодцы, продолжим работу и вспомним о задачах, которые мы сформулировали в начале урока. (Необходимо еще узнать значения безличных предложений; роль безличных предложений в тексте .)

Можем ли мы предположить, в каких текстах чаще всего используются безличные предложения? Предлагаю вам следующую работу. Необходимо прочитать текст, определить стиль, речи, тему текста. Выписать безличные предложения, выполнить разбор по членам предложения. Работать можно самостоятельно или в паре. Текст на карточках

1. На душе у меня стало так хорошо, так радостно! Сердце громко стучит и рвётся на простор, так и хочется куда-то мчаться и лететь. В голове теснятся какие-то чудесные мысли, от которых захватывает дух. Хочется быть добрым, хорошим; хочется сделать что-то необыкновенное, чтобы все удивились, чтобы всем стало так хорошо, как и мне.

2. После полудня стало нестерпимо душно. В воздухе чуялось приближение грозы. Тучи, плывущие по небу, делались все темнее. Становилось трудно дышать. Цветы в истоме поникли нежными головками и затихли в неподвижном ожидании дождя. Наконец вдали, точно рычание приближающегося зверя, послышался первый глухой раскат грома. Наступило мгновение томительного затишья, и в доски, которыми садовник быстро прикрывал стекла оранжереи, глухо забарабанил дождь. В оранжерее стало темно, как ночью.

Итак, посмотрим на записанные предложения и сделаем вывод: где мы можем встретить безличные предложения чаще всего?
(В художественных текстах, для передачи состояния человека, описания состояния природы).

Какое предложение звучит красивее: «Наступает вечер» или «Вечереет»; «Я хотел заплакать» или «Хотелось плакать» ?

Давайте сделаем вывод о роль безличных предложений в речи. (Безличные предложения имеют особую выразительность; лаконично изображают состояния природы и человека; передают личное отношение, восприятие действительности)

IV . Подведение итогов урока, задание на дом (рефлексия).

Урок подходит к концу. Ответили ли мы на вопросы, поставленные в начале урока? Что нового вы узнали? Чему научились? Где вам пригодятся полученные знания?

Дома я вам предлагаю выполнить упражнения и составить текст на тему «Осенний день» только из безличных предложений.

Конспект урока русского языка

в 8 классе

по теме «Безличное предложение»

Цель урока: Продолжать формировать у учащихся понятие о безличных предложениях.

Задачи:

1.Расширить и углубить понятие об односоставных безличных предложениях, дать представление о функционально-стилистических возможностях безличных предложений.

2. Отрабатывать умение выделять безличные предложения из других типов односоставных предложений, определять способы выражения сказуемого в безличном предложении, значение безличных предложений.

3. Формировать умение употреблять безличные предложения в устной и письменной речи.

4. Развивать память, речь, мышление учащихся.

5. Воспитывать интерес к предмету, активное отношение к процессу познания, способствовать развитию представлений о богатстве выражения мыслей, красоте русского языка.

Тип урока : урок закрепления нового материала и формирований умений и навыков.

Оборудование: учебник, компьютер, проектор, интерактивная доска или/ и раздаточный дидактический материал (тесты, тексты).

ХОД УРОКА

I . Организационный момент.

Добрый день, ребята. Сегодня мы продолжим изучение темы «Безличные предложения» и начнем мы с проверки домашнего задания.

II . Актуализация знаний, проверка домашнего задания.

Сначала ответим на вопросы, которые я вам буду задавать. Ответ должен быть односложным: ДА или НЕТ

1. Безличное предложение – это односоставное предложение? (ДА )

2. Есть ли подлежащее, т.е. лицо, выполняющее действие, в безличном предложении? (НЕТ)

3.Связаны ли понятия безличный глагол и безличное предложение? (ДА)

4. Изменяются ли безличные глаголы по лицам и числам? (НЕТ)

5.Можно ли восстановить подлежащее в безличном предложении? (НЕТ)

6.Сказуемое в безличных предложениях может быть выражено словами нет, не было? (ДА)

Как еще может быть выражено сказуемое в безличном предложении? (Безличным глаголом, личным глаголом в безличном употреблении., с ловом категории состояния, сочетанием глагола или слова категории состояния –о инфинитивом,отрицательным словом или конструкцией, выражающей отрицание, кратким страдательным причастием, инфинитивом(модальное слово в сочетании с инфинитивом)

- Что обозначают, выражают безличные предложения? (Состояния человека, состояния природы)

А теперь послушаем ваши сочинения на тему «Осенний день», состоящие только из безличных предложений (заслушиваются и оцениваются работы нескольких учеников).

III . Основная часть (углубление знаний, формирование умений, отработка навыков)

В каких текстах употребляются безличные предложения? (в текстах художественной литературы)

Сегодня нам предстоит раскрыть богатство значений безличных предложений и их функционально-стилистические возможности, используя тексты произведений великого русского писателя И.С. Тургенева.

Может быть проведена беседа о писателе, с опорой на знания учащихся, можно заранее подготовить с несколькими учащимися сообщения, можно ограничиться словом учителя.

На уроках литературы, которые были посвящены творчеству И.С. Тургенева, мы изучали его рассказы из сборника «Записки охотника». Напомните какие («Бежин луг», «Бурмистр», «Два помещика», «Ермолай и мельничиха», «Хорь и Калиныч» ).

И.А. Гончаров писал о тургеневских «Записках охотника»: « Как живо рассказано - прелесть!.. Тургенев истинный художник, творец.…» И за этой высокой оценкой умение Тургенева рассказать о России так, как её видишь. Он обладает удивительным мастерством в описании русского человека и русской природы.

Давайте прикоснёмся к этому богатству и увидим, сколько возможностей выражения мыслей и чувств таят в себе односоставные безличные предложения.

В течение урока мы будем обращаться к примерам из произведений этого прекрасного русского писателя. И вот первое задание.

Прочитайте предложения. Найдите лишнее предложений, обоснуйте свой ответ. Запишите предложения, укажите способ выражения сказуемого. (Учащиеся работают самостоятельно, потом осуществляется проверка м.б проверка в паре или фронтальная проверка) .

Задание на доске или карточках:

Ветру не было.(состояние погоды )

Между тем на дворе совсем стемнело. (состояние природы )

А в прочем, перейдем теперь и к другому помещику.(О\Л)

Жаль мне было расставаться со стариком. (состояние человека )

Кругом так дрёматно и тихо. (состояние окружающей среды )

Ведь это грешно. (оценка действия )

Мне самому случалось подмечать в нём невольные признаки какой-то угрюмой свирепости. (обозначение случайности действия )

Давайте обратим внимание на значения предложений. Обратите внимание, что в предложении может содержаться оценка действия, действие происходит без производителя, возникает независимо от чьей-то воли, т.е. стихийно. Безличные предложения предоставляют возможность выразить наиболее тонко и точно такого рода действия и состояния, которые происходят стихийно, сами по себе, а внутри нас – помимо нашей воли, выразить модальное отношение говорящего к сообщаемому.

Обратимся к тексту.

Текст может быть предъявлен различными способами: с пропусками знаков препинания, с пропуском орфограмм, в деформированном виде.

- Прочитайте текст.

Учащиеся читают отрывок из текста самостоятельно, затем кто-то один читает вслух.

Из какого произведения И.С. Тургенева этот отрывок? («Бежин луг»)

О чем говорится в этом отрывке? (Рассказчик потерял дорогу, заблудился….

Давайте запишем первое предложение, выполним его разбор.

Один учащийся работает у доски.

Есть ли в составе этого сложного предложения односоставное предложение? (Да, …там не было никакой дороги … , данное предложение указывает на отсутствие чего- либо).

Скажите, в этом отрывке есть еще безличные предложения? (Да, Теперь опять нужно вправо взять.)

- Что выражает это предложение, какое значение имеет? (Предложение имеет модальное значение долженствования).

- А где находится это предложение, в какой части текста? (в конце абзаца, замыкает ССЦ)

- Функционирование безличных глагольных предложений связано с формированием целостности текста. Такие предложения могут выступать средством связности в ССЦ, т.е. реализовать внутренние связи в раскрытии микротемы, создавая смысловую цельность текста. Первое предложение дает оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается, а последнее завершает ССЦ организуя текст, деля его на смысловые части.

Безличные предложения вплетаются в художественный текст как необходимая составная часть повествования. Безличные глагольные структуры в начале повествования могут выражать общий зрительный фон явления, которое далее детально описывается, общее состояние психофизического восприятия человека, давать оценку какого-либо явления или действия, которое затем раскрывается. В безличных структурах может содержаться итог, показываться завершение процесса, вывод о состоянии, ощущениях героя. Еще раз прочтите отрывок.

IV . Подведение итогов урока

Что нового вы узнали о безличных предложениях? Какой вывод мы можем сделать? (Безличные предложения очень разнообразны по значению. С помощью безличных предложений можно дать выразительную характеристику физического или нравственного состояния человека. Часто безличные предложения используются в художественной речи для описания пейзажей, обстановки, где происходят события, для выражения различных оттенков – необходимости, возможности и т.п. С помощью них действию можно придать оттенок стихийности. в произведениях И.С.Тургенева безличные предложения используются в речи рассказчика, в диалогах персонажей. Это делает их речь более выразительной. Безличные предложения участвуют в организации текста).

В качестве завершающего этапа урока я предлагаю вам следующее задание. Внимательно прочтите предложения из произведений И.С. Тургенева и заполните таблицу, указав номера предложений. Дополнительный плюс, если рядом укажете из какого рассказа это предложение.

Тип предложения

Порядковый номер предложения

Двусоставные

Определенно-личные

Неопределенно-личные

Безличные

    Нам принесли туда соломы, сена… Н/Л

    Мальчик лет пятнадцати сидел кучером и с трудом удерживал сытого жеребца. Д

    Вообще аркадий Павлыч считается одним из образованнейших дворян и завиднейших женихов нашей губернии… Б

    Между тем подали ужин. Н /Л

    Арина вернулась с небольшим графинчиком и стаканом. Д

    Ветру не было… Б

    Ермолаю было приказано доставлять на господскую кухню пару перепелов. Б

    Если позволишь, останусь ночевать у тебя в сенном сарае. О/Л

    Я открыл глаза и увидел Калиныча. Д

    Жаль мне было расставаться со стариком. Б

    А ко мне зайди погостить. О/Л

    Аркадий Павлыч потупил голову и задумчиво посмотрел на него исподлобья. Д.

    Меня откупили. Н /Л

Работа может быть ограничена по времени, проверена учителем после урока, или выборочно во время урока.

VI . Домашнее задание.

Выполните упражнение, в котором нужно заменить безличное предложение синонимичной конструкцией, из повести Тургенева «Ася» выпишите безличные предложения (6-7).

1. Безличными именуются предложения , сказуемое которых не допускает при для себя под-лежащего, не смешивается с именительным падежом; они обозначают действия и состояния, протекающие сами по для себя, в отсутствие их производителя. Ср.: Небо темнеет. Темнеет уж в равнине. 1-ое предложение личное: в нём говорится о небе (что оно темне-ет). 2-ое предложение безличное: в нём говорится о дейст-вии, однако не указывается, кто его производит.

Безличные предложения могут обозначать:

1. Бытие, существование: Так было , однако так больше не будет . Я наде-ялся, однако вышло по другому.

2. Явления природы и стихийные явления: Светает! Ах, как скоро ночь минула! А на дворе издавна уж побелело. Зажгло грозою дерево. На лесопильном дворе пылает!

3. Явления, приписываемые судьбе, року: Не везёт ! Угораздило меня придти не впору.

4. Чувственные восприятия, чувства: Пахло смолой. С моря несло сырым и солёным воздухом. По сонной реке тихо сверкнуло маленькой рябью.

5. Состояния организма, нередко болезненные: Глаза слипаются, голову клонит вниз. Мой друг, мне уши заложило . В это самое время его лихорадило и разламывало .

6. Психологические переживания: Взгрустнулось как-то мне.

2. Глаголы-сказуемые в безличном предложении имеют форму 3-го лица единст-венного числа либо форму среднего рода единственного числа — в обоих случаях в отсутствие указания производителя дейст-вия: Мне не спится что-то. Утром меня лихорадило .

3. Сказуемое безличных предложений в большинстве случаев выражается последующими глаголами:

1) Личными глаголами в безличном употреблении (это глаголы, которые теряют формы конфигурации и застывают в форме 3-го лица единственного числа либо в форме прошедшего времени): Сеном пахнет ; Волной разбило лодку (ср. Сено пахнет ; Волна разбила лодку — те же глаголы употреблены в личной форме).

2) Личными глаголами в безличном употреблении, которые заполучили но-вое лексическое значение и перевоплотился в безличные глаголы: Вам везёт (о счастье, удаче). Работы хватает (довольно). Их личные формы везёт (Лошадка везёт ), хватает (Рыба хватает приманку) имеют совершенно дру-гое значение.

3) Фактически безличными глаголами, у каких нет омонимов посреди личных глаголов: Смеркается. Светает.

4) Безличное сказуемое нередко выражается особенной безличной формой глаголов, образуемой от формы 3-го лица либо формы среднего рода добавлением суффикса -ся (-сь): не дремлет — не дремлется ; не веровало — не веровалось . Сказуемое это обозначает разные состояния людей, не зависящие от их воли: Два часа ночи… Не спится .

5) В качестве безличного может употребляться и глагол бы-ло — будет (в значении «имелось» — «имеется»): Работы было недели на две. Истинное время при утверждении обозначается паузой на месте опущенного глагола: Работы — недели на две, а при от-рицании — безличной формой нет: Не было времени.— Нет времени.

4. Другие методы выражения сказуемого в безличных предложениях (эти сказуемые — состав-ные):

1) Составное глагольное сказуемое: Приметно ста-ло светлеть . Начинало смеркаться . Мне хотелось спать .

2) Составное сказуемое, в состав которого входят наречия категории состояния (есть возможность, обязано, нужно, нужно, необходимо, нельзя, постыдно, боязно, противно, жалко, пора, обидно, забавно, радостно, тепло, больно, сухо, сыровато, холодно, комфортно и др.), связка и ча-сто неопределённая форма глагола , к примеру: Было уже тем-но . Вам холодно чуть-чуть. Мне было жалко ста-рика. Нужно перестраивать всю жизнь. Нам пора ехать . Забавно было слышать побрякиванье российского колокольчика. Жалко было мне рас-ставаться со стариком. Страшно было оставаться в потём-ках. О путешествии нельзя было и мыслить .

3) Составное именное сказуемое, в состав которого заходит форма среднего рода лаконичного страдательного причастия (на -но и то ) : Про обиду было позабыто . Уж послано почтой.

4) Составное сказуемое в вопросительных безличных пред-ложениях, в состав которого входят неопределённая форма гла-гола и вопросительные местоимения либо местоименные наречия : Как проехать в Сокольники? Кому поручить эту ра-боту? Что сейчас делать ? Куда деваться от заморочек?

5) Составное сказуемое, в состав которого входят неопреде-лённая форма и неразложимые словосочетания , состоящие из глагола было — будет — есть (в значении «имеется» — «име-лось») и местоимения либо местоименного наречия при нём (было с кем, будет где, есть когда и т. п.): Вам будет на что поглядеть и подивиться . Мне было где перено-чевать . Есть когда мне чаи распивать! и т. п. При отрицании в этих сочетаниях возникают отрицатель-ные местоимения либо отрицательные местоименные наречия (с частичкой не ): Мне не к кому было обратиться за советом. Вам нечем будет заняться. При выражении реального време-ни глагол есть при отрицательном местоимении либо наречии отсутствует: Мне не на кого сетовать — сам повинет. Неза-чем закрываться!

5. Инфинитивные предложения — это безличные предложения, сказуемые которых могут быть выражены одной неопределённой фор-мой, в отсутствие всяких второстепенных слов. Безличные предложения с подобным ска-зуемым обычно употребляются в разговорной речи. Выражение их сопро-вождается особенной выразительной интонацией. Примечание. Некие языковеды выделяют инфинитивные предложения в отдельный класс односоставных предложений.

Сказуемое в инфинитивных предложениях, выраженное неоп-ределённой формой, обозначает:

1) неизбежность действия: Быть грозе ве-ликой;

2) необходимость действия: Не упрямься, душенька! Теперь-то себя и показать !;

3) сильное желание: Ещё одну минутку ви-деть её, попрощаться с нею, пожать ей руку;

4) невозможность действия (выраженного неопределённой формой глагола с отрицанием не ): Не на-гнать для тебя обезумевшой тройки! Никогда для тебя этого не сделать!

5) возмуще-ние, негодование: Шутить , и век шутить !;

6) ка-тегорический приказ: Молчать ! Встать !

В соединении с частичкой бы неопределенная форма передает все цвета сослагательного наклонения, как-то:

1) возможность действия: Быть бы дождю, кабы не ветер;

2) желательность действия: Эх, и мне бы туда поехать .

6. Упражнения на тему «Безличные предложения».

Упражнение 1 . Спишите, вставляя пропущенные буквы. Найдите без-личные предложения, обусловьте их сказуемое и укажите, чем оно выра-жено.

1) Кругом было тихо, так тихо, что по жу…анию комара есть возможность было смотреть за его полётом.

2) Забавно было слышать посреди этого мёртвого сна природы фырканье усталой тройки и неровное побряк…ванье российского колокольчика.

3) Душно стало в сакл…, и я вышел на воздух освежи…ся.

4) Он [Печо-рин] явился ко мне в полной форме и объявил, что ему велено оста…ся у меня в крепост… .

5) Он как тополь меж ними — только н… расти, н… цвести ему в нашем саду.

6) А лошадка его славилась в целой Кабарде, и, точно, лучше этой лошадки н…чего придумать н…может быть. Недаром ему завид…вали все наездники и н… раз пробовали её украсть, только н… уд…валось. 7) Лучше было бы мне его [коня] кинуть у опушки и скры…ся в лесу пешком, да жалко с ним расстава…ся.

8) Когда отец воз-вратился, то н… дочери, н… отпрыска не было.

9) Воздух становился так редок, что было больно дышать.

10) Нам было надо спуска…ся ещё вёрст 5 по облед…невшим горам и топкому снегу. (М. Ю. Лермонтов.)

Упражнение 2. По образчикам поменяйте личные предложения безличными.

Эталон. Я желаю учить историю Москвы. Мне охото учить ис-торию Москвы.

1) Я не желал отставать от других.

2) Он не посиживает обители.

3) Бабушка не дремлет.

4) Я не веровал в фуррор поездки.

Эталон. Снег занёс все дороги. Снегом внесло все дороги.

1) Дождь освежил зелень.

2) Ветер сломал сук на дереве.

3) Град попортил ростки.

4) Узкий ледок подёрнул лужи.

5) Огнь в ту же минутку окутал всю крышу.

6) Всё небо за-тянули сероватые облака.

7) Ураган снёс огромное количество хижин.

Эталон. У меня есть лыжи. У меня нет лыж.

1) У меня есть коньки.

2) Тут были белоснежные грибы.

3) У ме-ня была лошадка.

4) У меня было свободное время.

5) У него было рвение отрисовывать.

Источник материала Интернет-сайт

  • § 32 «Безличные предложения» в пособии А.М. Земского и др. «Русский язык в 2-ух частях. Синтаксис» (под редакцией В.В. Виноградова)
  • Дополнительно на сайт:

  • Что такое назывное предложение?
  • Что такое определённо-личное предложение?
  • Что такое обобщённо-личные предложения?
  • Что такое двусоставное предложение?
  • Что такое односоставные предложения?
  • Что такое неполное предложение?
  • Как отличать односоставные предложения от неполных двусоставных предложений?
  • Что такое генитивные предложения?
    • Чем выражаются сказуемые в безличных предложениях?

      1. Безличными именуются предложения, сказуемое которых не допускает при для себя под-лежащего, не смешивается с именительным падежом; они обозначают действия и состояния, протекающие сами по для себя, в отсутствие их производителя. Ср.: Небо темнеет. Темнеет уж в равнине. 1-ое предложение личное: в нём говорится о небе (что оно темне-ет). 2-ое предложение безличное: в нём говорится...