Экзистенциальный кризис преодоление. Экзистенциальный кризис: определение в психологии, признаки, как преодолеть

С таким явлением как экзистенциальный кризис приходится сталкиваться большинству цивилизованных людей, имеющих определенное социальное положение. Если критический период возник, то проблему необходимо обязательно решить, иначе вся последующая жизнь человека будет нести отпечаток бренности существования и бессмысленности бытия, обостряется такое состояние во время сложных периодов жизни.

Ознакомление с философскими трудами экзистенциалистов помогает осознать, что ощущение поиска смысла жизни не является сугубо личной проблемой, а будоражило умы не одно поколение мыслящих людей. Причастность выдающихся философов к животрепещущему вопросу помогает бороться отдельному человеку с кризисом.

Способы выхода из кризиса можно успешно разрешить с помощью знающих и квалифицированных людей, способных выслушать и понять страдающего человека. Самоанализ и осуществление сложной внутренней работы также способны нормализовать утрату гармонии в психической жизни.

Для успешного разрешения кризисной ситуации следует разобраться в том, что же такое экзистенциальный кризис. Это явление характерно для большинства людей с высоким уровнем интеллектуального развития, которые задумываются о смысле жизни и своем месте во всеобщем вселенском процессе. Поиски причин своего появления на свет и необходимости выполнения определенной миссии имеют первостепенное значение.

Почему появляется

Появление экзистенциального кризиса может наблюдаться в любом возрасте, но наиболее подвержены этому состоянию люди в среднем возрасте (35-55 лет), это явление можно расценивать как кризис половины жизни, когда приходит осознание, что прожитые годы требуют подведения итогов и оценку дальнейших перспектив. Необходимо отдельно выделить кризис переживания среднего возраста, когда возникает чувство непрожитой в полной мере жизни.

Наиболее болезненное состояние отмечается у людей, которые прекратили свое развитие в интеллектуальном, духовном и физическом плане. Осознание неизбежного регресса у них вызывает депрессию и упадок духа.

По философскому определению экзистенция может развиться в любом возрасте. Нередко ощущение трагичности конечности существования человека появляется в детстве, или на двадцатом году (кризис четверти жизни).

Основными причинами развития экзистенциального кризиса является переживание сложных жизненных ситуаций:

  • уход из семьи детей;
  • потеря работы или выход на пенсию;
  • серьезная болезнь.

Обращает на себя тот факт, что такое явление как экзистенциальный кризис, наиболее характерен для представителей цивилизованного общества, которые не должны тяжело трудиться ради удовлетворения основных потребностей. Но теории возникновения экзистенциальных состояний не исключают возможности их появления у представителей любых слоев общества.

Как проявляется

Проявление экзистенциального кризиса сопровождается появлением негативных эмоциональных реакций, которые приводят к снижению настроения, утраты интереса к своим обязанностям. Каждый признак кризиса требуют ранней диагностики, так как дальнейшее развитие может привести к депрессии и невротической реакции.

Страх

Появление страха сопровождается повышенной тревожностью, которая имеет определенный характер. Состояния фобии могут проявляться опасениями за собственную жизнь, здоровье, а также за безопасность детей и близких людей.

В ряде случае причины страха с трудом поддаются описанию и при детальном выяснении определяются, как боязнь встретиться со смертью. Постоянное чувство страха не позволяет наслаждаться мгновениями жизни, вызывает угнетенность, подавленность и конфликты.

Вина

Чувство вины часто возникает на фоне болезни и смерти близкого человека. При этом обвинения в свой адрес обычно сопровождаются тем, что не все что можно, было сделано для спасения.

Вина может появиться как чувство бессилия перед жестокостью жизни, в которой присутствует такое явление как убийство (людей, животных, растений).

Самообвинение опасно для психического здоровья, так как без своевременной коррекции велика вероятность присоединения возможных последствий в виде депрессии и психосоматических заболеваний.

Одиночество

Ощущение глубокого одиночества вызвано тем, что индивиду, который занят осмыслением цели существования в этом мире, представляется, что его проблема сугубо индивидуальна и непонятна для окружающих.

Переживания, связанные с конечностью жизни человеческой и осознанием смысла существования глубоко личные. Обычно люди, их испытывающие являются интровертами. Им сложно раскрыть перед другими свой внутренний мир и истинные глубокие проблемы.

Поддержка и понимание извне является важным инструментом преодоления кризиса, так как самостоятельное решение подобной проблемы в некоторых случаях затруднительно.

Возможные последствия

Негативный способ развития кризиса может быть представлен следующими вариантами:

  1. Вытеснение мыслей о смысле жизни и смерти в подсознание с помощью повседневных хлопот и обязанностей;
  2. Пребывание в угнетенном состоянии и скрытие этого факта от окружающих.

Оба способа решения проблемы являются глубоко негативными, так как приводят к истощению жизненной энергии, снижению работоспособности. Длительное пребывание в состоянии угнетенности и ощущения тревоги и витального страха нередко заканчивается психосоматическим заболеванием:

  • стенокардия;
  • артериальная гипертензия;
  • болезни пищеварительной системы и почек;
  • онкологические проблемы;
  • нарушение функционирования эндокринной системы.

Психология определяет позитивный момент выхода из экзистенциального кризиса как развитие личности с выходом на новый этап существования. Каждому человеку, пережившему кризисное состояние, дано оценить свое место во вселенском процессе, осознать бесконечность бытия и личности, которая не ограничивается только пребыванием в данном физическом теле. Способность понять свое предназначение дает возможность прожить остаток жизни полноценно и ярко.

Как помочь самому себе

Перед каждой личностью, переживающей время экзистенциального кризиса, возникает вопрос, как эффективно преодолеть такое состояние.

Чтобы справиться со сложным проявлением в жизни и избавиться от негативных мыслей потребуется провести сложную работу по перестройке собственного мышления. Существует несколько действующих способов преодоления состояния экзистенциальной заостренности чувств и связанного с этим психологического кризиса. Уровень степени кризиса удастся снизить, если последовательно выполнять рекомендации.

Необходимо конкретно выделить действия, которые способны изменить ситуацию и вернуть индивиду радость бытия:

  • сублимация экзистенциальных переживаний в творческую энергию (занятия живописью, музыкой, танцами, поэзией). Как творчество можно рассматривать также рукоделие, кулинарию и другие виды деятельности;
  • процесс воспитания детей, ответственность за их будущее способствует формированию позитивного настроения и расширению перспектив будущего;
  • сознательная изоляция от негативных мыслей;
  • обращение к религии, философской мудрости, истории цивилизаций как способ приобщения к вселенскому процессу;
  • постановка жизненных целей, приобретение увлечений и хобби.

Пережить сложный период можно с помощью современных и традиционных методов. Как эффективно
выйти из экзистенциального кризиса, подскажут следующие специалисты по психологии отношений:

  • психолог;
  • психо-аналитик (метод психоанализа предусматривает установление контакта между подсознанием и сознанием и выявления скрытых проблем прошлого);
  • гештальт-терапевт (эта отрасль психотерапии позволяет осознать скрытые, непроявленные проблемы и прийти к пониманию действительных потребностей).

Если в одиночку не удается справиться с проблемой, стоит отбросить стеснительность, психологический барьер и обратиться за помощью. Решение экзистенциальных проблем – не простая задача, но результатом будет ощущение гармоничности бытия и найденный смысл жизни.

All the lonely people, where do they all come from?

All the lonely people, where do they all belong?

The Beatles, “Eleonor Rigby”

Кризису среднего возраста подвержены более 80%

людей с 35 до 55 лет.

19 млн. человек ежегодно совершают

неудачные попытки самоубийства.

В 70% случаев причина – депрессия.

Статистика.

Сколько человек при этом ведут растительный образ жизни неизвестно…

Экзистенция – это не Сартр и Камю с Фроммом , а Ты - Читатель в опасном возрасте и с симптомами воскресного невроза, твое индивидуальное переживание действительности. И кризис твой рано или поздно закончится летальным исходом.

Болезнь свободы и выбора, от которой ты бежишь, стремишься запить и заесть и укрыть нелепыми хобби или юбками близких, обостряется отчаянием или замирает хроническими болезнями, но проходит только с последним вздохом человека. Ты ведь человек? - Тогда жди своих вопросов, бежать бесполезно!

Понятие экзистенции впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости, пройдя через кризис, а может скитаться в паутине заблуждений до смертной минуты, при этом отрицая ее.

Жил я славно в первой трети

Двадцать лет на белом свете - по учению,

Жил безбедно и при деле,

Плыл, куда глаза глядели, - по течению.

Заскрипит ли в повороте,

Затрещит в водовороте - я не слушаю,

То разуюсь, то обуюсь,

На себя в воде любуюсь, - брагу кушаю.

В.Высоцкий, “Две судьбы”

Кризис юности. Кризис среднего возраста. Кризис старости. Формально различаются причинами, но имеют в основе одну экзистенциальную тоску, тоску по смыслу жизни.

Переход к взрослой жизни не может быть осуществлён без выработки нового мировоззрения. В это время необходимо осознанное принятие определённой системы взглядов на жизнь, на то, как жить в этом мире и какой путь в нём избрать, у человека кристаллизуется система ценностных ориентаций, определяется "смысл жизни", стратегические цели и более или менее амбициозные жизненные планы. И если повезло – ты все правильно сделал. И вот, не заботясь более о хлебе насущном, но о модной машине и коллекционном вине в холодильнике, ты видишь жизнь как телевизор, проходящий без твоего участия, где диктор говорит что делать, а режиссер как играть. И ты больше не помнишь как это: быть собой? Но знаешь как быть комфортно и уютно. Пока не уйдет хлопнув дверью любимый. А может в глаза заглянет нищая девочка с аккордеоном? Или наполненный дом зазвенит пустотой смсок из бутиков?

Но грустно думать, что напрасно

была нам молодость дана,

Что изменяли ей всечастно,

Что обманула нас она;

Что наши лучшие желанья,

Что наши свежие мечтанья

Истлели быстрой чередой,

Как листья осенью гнилой.

А. Пушкин, “Евгений Онегин

Она свободная и самодостаточная женщина.

Это у нее просто хобби такое –

плакать ночью в ванной, обняв колени.

Интернет, шутка

Это кризис среднего возраста, экзистенциальный кризис.

Понятие кризиса середины жизни в научный обиход введено Карлом Юнгом, который относит его к возрастному периоду 35–40 лет. Однако настоящее опередило науку, и быстро растущее поколение, за одно десятилетие поменявшее калькуляторы на гаджеты, делает карьеру или состояние и входит в кризис все раньше. Что характеризует экзистенциальный кризис?

Одиночество. Смертность. Осознание, что жизнь не имеет смысла. Разрушение ценностей и новый взгляд на мир. Чувство и боязнь собственной свободы, и как следствие пиковые боль или наслаждение, ведущие к поиску нового смысла. Это классика жанра.

Наступление собственной смерти перестает быть абстрактным событием. Начинается обратный отсчет времени – теперь ты думаешь, не о том, сколько прожито, а сколько осталось. Именно в этот момент человек начинает отчетливо видеть то, что Хайдеггер назвал «невозможностью дальнейших возможностей». Конфронтация со смертью провоцирует страх, но в то же время может сделать жизнь значительно богаче, поскольку понимая конечность жизни, мы стремимся сделать ее более полной и яркой, - тоже кто-то сказал…

Иначе настигнет кризис старости – отчаянного укрытия от надвигающейся смерти в яростных стереотипах, желчной ненависти, нелепом оптимизме, апатии или религиозном культе. Ну да, на передовой ты уже был и точно знаешь, что смысла в жизни нет. Может Бог есть? Ну хоть в обмен на щедрое пожертвование… Но это позже. Твой шанс - твои вопросы.

Скитаясь по пастбищам этого мира,

Без конца раздвигая высокие заросли,

Я стараюсь найти быка.

Вдоль безымянных рек, по запутанным тропам

Я в горах пробираюсь далёких.

Мои силы уходят, нет мочи терпеть,

Не могу отыскать быка.

И лишь ночью в лесу слышен хруст саранчи.

Какуан, “Десять быков”

Могу ли я быть в этом мире? Это мотивация к физическому выживанию и духовному преодолению бытия, то есть, к тому, чтобы «мочь быть». Почему одни люди более прочно «держаться в седле» своей жизни, чем другие? От чего это зависит? Этих людей еще называют сильными. Они умеют принимать и выдерживать жизнь такой, какая она есть. Нет истерики, есть планы, стратегии, работа.

Другие же ждут, что мир должен подстраиваться под их желания и потребности. Есть мечта, есть уже придуманная запланированная жизнь, которую я хочу жить. И когда обстоятельства жизни не вписываются в эту придуманную жизнь, то может возникать много бессильной ярости, отчаяния и желания бежать.

Я могу быть в этом мире, но хороша ли моя жизнь? Ведь если в жизни меня ничего не радует, не привлекает, стоит ли мне жить такую жизнь? Мотивация к получению психической радости от жизни и переживанию ценностей, т.е. к тому, чтобы «нравилось жить». Это тема депрессий. Речь идет о способности быть эмоционально открытым и включенным в жизнь. Не отключать свою чувствительность из-за страха почувствовать боль и страдания, а набираться смелости и идти навстречу людям, открывать им свою душу, делиться эмоциями, которые рождаются в отношениях.

Имею ли я право быть таким? Оценка собственного поведения, желания, намерения закрепляется в суждении, оправдывающего или обвиняющего себя. Приговор себе является результатом всматривания в себя, наблюдение за собой. А правильный ли Я? А правильно ли я поступаю? Но что есть правильное? То, что согласуется со мной, к чему у меня лежит сердце, и то, что согласуется с моей совестью.

Каков сейчас запрос жизненной ситуации? Что я должен делать? Этот процесс противостоит экзистенциальному вакууму, чувству глубокого разочарования жизнью, переживанию ее бессмысленности. Человек, проживающий свою жизнь всерьез, стремится увидеть ее как включенную в систему более общих взаимосвязей: исторических, культурных, биографических, религиозных.

“Нео, ты - избранный! – О, нет, только не это…”. Поздно, ты проснулся. Нет, до буддийского Пробуждения еще очень далеко, но все же.

Прости меня, все что я сделал не так,

Мои пустые слова,

Мои предвестья войны.

Господи, спаси мою душу! -

Я начинаю движение в сторону весны.

Б. Гребенщиков, “В сторону весны”

Итак, что же делать? Если шанс спасти мир не подворачивается и пятый элемент невидать, некоторые психологи советуют замять дело.

Например известный Петер Цапффе со своими Изоляция - «полнейшее отстранение от всех тревожных и разрушительных мыслей и чувств»; Фиксация - Цапффе сравнивал этот механизм с идеей «лжи жизни» Генрика Ибсена в его пьесе, где семья достигла приемлемого существования, игнорируя скелеты и позволяя каждому жить в собственном мире грез; Отвлечение - проявляется, когда «каждый ограничивает внимание только в пределах самых важных точек через постоянное эмоциональное увлечение»; Сублимация - перенаправление энергии от негативного к позитивному (социально приемлемые цели).

Экзистенцалисты также странным образом проводили зону ответственности. Человек отделен и от природы и от своего тела и, будучи последовательными, от собственного сознания, сотканного из впечатлений, воспоминаний, отпечатков внешнего мира. Таким образом, философское направление, посвященное изучению существования не дает ответ на вопрос об исцелении его от боли, принимает отсутствие Единого и объявляет трусостью любую надежду. Тошнота остается.

Логотерапия Виктора Франкла призывает к поиску смысла жизни.

Люди в одиночестве пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепциии. Зачастую идут на Восток, где Единство растворено в привлекательных мистических понятиях, а многочисленные практики позволяют погрузиться в новый лабиринт на долгие годы.

Одно время был популярен дауншифтинг, означающий попросту «бросить все и вести ненапряжный, простой образ жизни где-нибудь в деревне, желательно на океане», но сейчас это понятие ушло в подполье.

Если не вниз, а вверх? Куда ведут пути и какие они?

Читайте статьи Просветление и Совершенный человек на нашем сайте. ;))

Жан Поль Сартр французский философ, писатель и лаурят нобелевской премии по литературе. Среди его высказываний про экзистенцию и экзистенциальный кризис:

«Достоевский как-то писал, что «если бога нет, то все дозволено». Это – исходный пункт экзистенциализма. В самом деле, все дозволено, если бога не существует, а потому человек заброшен, ему не на что опереться ни в себе, ни вовне. Прежде всего у него нет оправданий. Действительно, если существование предшествует сущности, то ссылкой на раз навсегда данную человеческую природу ничего нельзя объяснить. Иначе говоря, нет детерминизма, человек свободен, человек – это свобода.

С другой стороны, если бога нет, мы не имеем перед собой никаких моральных ценностей или предписаний, которые оправдывали бы наши поступки. Таким образом, ни за собой, ни перед собой – в светлом царстве ценностей – у нас не имеется ни оправданий, ни извинений. Мы одиноки, и нам нет извинений. Это и есть то, что я выражаю словами: человек осуждён быть свободным. Осуждён, потому что не сам себя создал, и всё-таки свободен, потому что, однажды брошенный в мир, отвечает за всё, что делает.

Никакая всеобщая мораль вам не укажет, что нужно делать; в мире нет знамений .”

Быть – значит делать выбор, ну или тошнота.

Альбер Камю – французский философ, писатель и лаурят нобелевской премии по литературе. В том числе изучал Сизифа как неутомимого оптимиста, передвигающего свой камень своей свободной волей. О кризисе: «Когда мир поддается объяснению, хотя бы и не слишком надежному в свои доводах, он для нас родной. Напротив, человек ощущает себя чужаком во вселенной, внезапно избавленной от наших иллюзий и попыток пролить на нее свет. И это изгнанничество неизбывно… Разлад между человеком и окружающей его жизнью, между актером и декорациями и дает собственно чувство абсурда. Все здоровые люди когда-нибудь да задумывались о самоубийстве… » Как альтернативный самоубийству метод предлагается Бунт – «постоянное столкновение человека с собственным неведением » и Свобода «не прожить как можно лучше, а пережить как можно больше ».

Эрих Фромм – немецкий философ и гениальный психолог продуктивного и деструктивного. Об экзистенциальном кризисе: «Когда нарушены связи, дававшие человеку уверенность, когда индивид противостоит миру вокруг себя как чему-то совершенно чуждому, когда ему необходимо преодолеть невыносимое чувство бессилия и одиночества, перед ним открываются два пути. Один путь ведет его к «позитивной» свободе; он может спонтанно связать себя с миром через любовь и труд, через подлинное проявление своих чувственных, интеллектуальных и эмоциональных способностей; таким образом он может вновь обрести единство с людьми, с миром и с самим собой, не отказываясь при этом от независимости и целостности своего собственного «я».

Другой путь – это путь назад: отказ человека от свободы в попытке преодолеть свое одиночество, устранив разрыв, возникший между его личностью и окружающим миром. Этот второй путь никогда не возвращает человека в органическое единство с миром, в котором он пребывал раньше, пока не стал «индивидом», – ведь его отделенность уже необратима, – это попросту бегство из невыносимой ситуации, в которой он не может дальше жить. Индивид оказывается «свободным» в негативном смысле, то есть одиноким и стоящим перед лицом чуждого и враждебного мира. В этой ситуации «нет у человека заботы мучительнее, как найти того, кому бы передать поскорее тот дар свободы, с которым это несчастное существо рождается». Это слова из «Братьев Карамазовых» Достоевского. Испуганный индивид ищет кого-нибудь или что-нибудь, с чем он мог бы связать свою личность; он не в состоянии больше быть самим собой и лихорадочно пытается вновь обрести уверенность, сбросив с себя бремя своего «я».

В жизни практически каждого человека настает момент, когда он остается один на один с вопросом о смысле своего существования. Одни находят смысл в самом бытии, другим же требуется время, чтобы ответить на один из важнейших вопросов своей жизни. На этом пути человек может столкнуться с тревогой, страхом и чувством бессмысленности, которые обозначаются как экзистенциальный кризис.

Что такое экзистенция, какие идеи лежат в основе экзистенциальной психологии, и почему мы приходим к вопросу о смысле существования? Давайте разбираться.

Ключевые понятия экзистенциальной психологии – данности существования, которые априори связаны с нашей жизнью и поддерживают в нас первичную тревогу. Эти данности сопровождают человека от рождения до смерти, а справляется с ними каждый своими способами.

Исходя из этой позиции, мы понимаем, что любые защиты и симптомы, порождаемые нашей психикой – лишь окольный путь к одной из этих данностей.

Всего их четыре:

  • смерть;
  • свобода;
  • бессмысленность;
  • одиночество.

Как же они влияют на жизнь человека и социума в целом?

Отношение к смерти – центральный экзистенциальный конфликт. Хотим мы этого или нет, но приходится принять тот факт, что смерть неизбежна. В психической жизни человека она отражается разными способами, оформляя защитные барьеры на пути к ее принятию:

  • нарциссизм;
  • агрессия;
  • гиперконтроль;
  • навязчивый (фальшивый) героизм – ригидные идеи «защиты» чего-либо (животных, природы, детей, меньшинств);
  • трудоголизм.

Все это – лишь защитное ограждение от принятия конечности бытия. Еще одна форма защиты представлена в идеях о конечном спасении, будь оно дано божественным существом или наукой.

Фанатичная вера в бессмертие души, искусственное омоложение, модификации тела – лишь отголоски идеи продлить свое существование. Развиваясь, подобные способы «спасения» человеком себя от данности смерти приводят к ограничению других сфер жизни, что вызывает неудовлетворение и страдание.

Вторая данность – это свобода. Она неразрывно связана с волей и ответственностью, ведь нельзя быть свободным, не принимая ответственности, как нельзя делать свои выборы безвольно. Лишь сам человек отвечает за все свои решения и поступки. В крайних случаях люди «передают» контроль над своей жизнью внешним факторам – погоде, звездам, предначертаниям. Все это – попытка избавиться от бремени свободы.

Одиночество есть факт нашей непохожести на других. Всегда есть граница, разделяющая нас от не-нас, обрекающая нас на одиночество. Навязчивые попытки спастись от этого одиночества влияют на отношения человека с окружением. Одиночество, переживаемое как неполноценность, пытается быть заменено отношениями, просто другими людьми.

Такие попытки приводят к разрушению собственных границ, выражаясь в эмоциональной зависимости, ревности, слиянием или отчуждением от партнера. Лишь принятие факта изоляции позволяет строит отношения с внешним миром на ином уровне.

И наконец, бессмысленность существования. В рамках этой данности есть две противоположности: от полного отрицания смысла, до бесцельного авантюризма. Первые не знают, во что они верят, но точно знают – во что не верят. Крайние проявления бессмысленности – отказ жить собственную жизнь, не пытаясь что-то менять, пуская все на самотек. Авантюристы же подчиняют свою жизнь некоей сверхценной идее, посвящая ей свою жизнь и утрачивая способность искать удовлетворение в чем-то другом.

Страх и вина

Экзистенциальная вина – это форма ответственности человека перед собой за отказ проживать свою жизнь.

Вина является платой за отказ воплощать свою жизнь, жизнь, отданную другому или идее, за отказ от своих настоящих желаний, чувств и мыслей. Идею экзистенциальной вины можно охарактеризовать как признание того факта, что человек всегда имел возможность изменить свою жизнь, но никогда ее не использовал. Проще говоря – это вина за впустую прожитые годы, которая рождает экзистенциальный кризис личности.

Вина перед собой редко осознается, что не мешает ей активно влиять на нашу жизнь. С возрастом это чувство усугубляется, если человек оказывается не способен открыть жизнь для себя. Чувство недовольство всеми обстоятельствами своего существования есть выражение силы экзистенциальной вины человека перед самим собой. Когда чувство виновности становится слишком тяжелым, человеку проще принять идею фатализма, неизменности ситуации, чем пытаться что-то менять. Нередко столкновения человека с экзистенциальной виной заканчиваются самоубийством, как формой отказа от ответственности за свою жизнь.

Другая категория экзистенциализма – это страхи. Это не фобии в классическом понимании и не удел малой группы людей; экзистенциальные страхи присущи каждому человеку и связанны с данностями бытия. Они лежат глубоко в подсознании, неконкретны и безобъектны, а поэтому изжить их нельзя, только ослабить.

Выделяют четыре группы экзистенциальных страхов:

Первый связан с данностью смерти, непознаваемостью будущего. Пространственные страхи связаны с данностью свободы и часто выражаются в боязни замкнутых пространств, глубины, темноты и свободного места. Страх жизни связан с данностями бессмысленности и одиночества, выражаясь в боязни непохожего, непонятно и непознаваемого, нового. И наконец, последний страх связан с непониманием своего бытия, страхом быть собой и потерять контроль над своими действиями.

Причины кризиса бытия

Причины развития экзистенциального кризиса стоит искать в четырех данностях и связанных страхах. Как правило, экзистенциальный кризис – это непонимание собственной жизни, отчуждение самого себя от проживаемой жизни, отказ от ответственности. Зачастую этот кризис связывается с периодом взрослости, когда человек впервые глобально окидывает взглядом прожитую часть жизни и задается вопросом о том, его ли это жизнь?

Столкновение двух идей – ценности собственной жизни и осознания бессмысленности существования как такового приводит к внутреннему коллапсу. Если человек ощущает свою жизнь по истине своей – то кризис как таковой не развивается, он переживает полноту своей экзистенции (существования), видит свою жизнь как часть бытия (всего сущего), что можно обозначить как Dasein – «вот-бытие».

Когда же человек видит свою жизнь как нечто чуждое, непонятное и пугающие – это приводит к дальнейшему развитию кризиса, который может быть успешно решен через страдание, либо привести к развитию патологических симптомов: наркоманиям, депрессиям, суицидальным попыткам.

Страдание есть необходимое условие для примирения со своей жизнью, кристаллизующее наш опыт и позволяющее принять свою жизнь. Особую роль играет страдание тогда, когда экзистенциальный кризис развивается ввиду утраты: смерти близкого, расставании, смертельного диагноза (утрата здоровья).

В такие моменты рушатся защитные барьеры, не пускающие мысли о конечности существования в сознание и человек сталкивается со страданием. Его функция – помочь нам собрать цельную картину своей жизни и создать в нашей памяти приятные воспоминания об утраченном.

Однако это не делает страдание приятным: его нужно принять и пережить, не пытаясь спрятаться за бравадой.

Преодоление

В принципе, экзистенциальная психология рассматривает каждую экзистенцию (жизнь, существования) как уникальную, поэтому говорить об универсальных способах совладать с экзистенциальным кризисом – грубо. В любом случае, экзистенциальный кризис связан со страданием, которое человек должен пережить сам.

Кто-то это делает это успешно, переосмысляя свою жизнь и находя смыслы в уже сделанном и еще запланированном. Другие сталкиваются с чрезмерно тяжелой ношей и могут оказаться на грани развития патологических симптомов, о которых мы писали выше.

В таком случае стоит искать помощи у экзистенциальных аналитиков, к которым обращаются именно с запросами о бессмысленности существования. В долгой и тяжелой работе со специалистом человек постепенно начинает обнаруживать себя настоящего в своей жизни, что помогает и найти смыслы, и смириться с тем, что не изменить.

Особо важную роль играет кризисное сопровождение, связанное с утратой. Однако стоит понимать, что задача аналитика состоит не в облегчении страданий, а в помощи нахождения ресурсов для того, чтобы их пережить.

Развитие через страдание, катарсис – это нелегкий, но верный путь к своей исполненной экзистенции.

Со школьной скамьи мы задаемся вопросами смысла жизни. В школе нам преподают естественно-научную картину мира, но она, в отличие от религиозной и мифологической картин, не несет в себе нужных нам ответов, за которыми мы приходим в школу. В итоге, знания которые мы накопили к взрослому возрасту не отвечают на те вопросы, которые нас волнуют с детства. Знания, полученные в школе: о том, как устроен мир на физическом, химическом, биологическом уровне оставляют нас неудовлетворенными в наших духовных исканиях. Мы хотим узнать зачем, для чего он существует? Зачем мы живём? Какой в этом смысл? Мы ищем основания нашей жизни и не находя их, в итоге стараемся забыть, не думать об этом. Вопрос о смысле жизни зачастую ставит в тупик, вызывает иронию, а иногда и агрессию даже у взрослого человека. Дети более расположены к тому, чтобы задаваться вопросами смысла, но не находя ответов в школе и у родителей, перестают их активно задавать.

Однако потребность в поиске смысла у них остается. В нас остается внутренняя тревога, страх вызванный неразрешенной проблемой смысла, который, накопившись, может вылиться в кризис.

Экзистенциальный кризис – это чувство беспокойства, тревоги и страха, вызванного вопросами о смысле, осознания ничтожности человеческого существования. Кризис может настигнуть человека в любой момент жизни, обычно в рутине повседневности мы склонны избегать этого состояния. Современная культура "помогает" бегству: развлечения, алкоголь и работа являются лишь способами отвлечься от ощущения потери смысла, но лишь до какого-то момента. В итоге, оставаясь наедине с собой, мы приходим все к тем же вопросам об основаниях нашего существования, обычно подавляемых нашей психикой.

Смысл и бессмысленность

Есть ли смысл или все в этом мире случайно и бессмысленно? Зачастую к этому вопросу нас возвращает смерть близких нам людей. Мы понимаем, что они прожили свою жизнь, представляем как, но не знаем зачем. Это "зачем" терзает наше сознание днем и ночью. Вспомним Будду, для которого столкновение со смертью человека, стало началом пути к просветлению.

Если Я – это то, что я делаю, значит, моя работа – это часть меня. Вот только обычно наша работа имеет весьма фрагментарный характер, мы вынуждены делать одно и тоже каждый день. Задаваясь проблемой смысла, А. Камю рассказывает нам миф о Сизифе.

В этом мифе Сизиф вынужден тащить камень на вершину горы. Возведение камня на вершину - это тяжелое занятие, каждый раз требующее Сизифа воли и мужества. Но, когда камень оказывается на вершине, он снова скатывается обратно вниз, и Сизифу приходится вновь и вновь катить его на вершину. Эта деятельность не имеет никакого смысла, она придумана богами в качестве наказания для Сизифа за обман. Он попытался обмануть смерть, за что и несет тяжкое бремя. Так же и наша жизнь, по мнению А.Камю - это абсурд, лишенный смысла. Мы, подобно Сизифу, каждый день пытаемся возводить камень на вершину, который все равно скатится с нее, но в отличие от нас, Сизиф счастлив, ему все же удалось противостоять смерти и богам. Наша деятельность приносит нам только страдания. Единственное, что мы можем сделать - это выражать свое несогласие с таким порядком вещей, то есть бунтовать. Бунт против абсурда - единственный смысл имеющий право на существование в бессмысленном мире. Однако выход ли это?

Выбор и ответственность

Нам известно, что мы сами наделяем смыслом свои поступки, так как несем ответственность за то, что делаем. Каждый раз совершая выбор, мы соизмеряем степень ответственности, которую за него понесем и свои способности его нести. Бунт тоже выступает таким выбором, поэтому к бунту необходимо подходить с осознанием ответственности за способы и методы бунта, одним из которых, как считает А. Камю, является бунт через творчество.

Ж. П. Сартр заявил о том, что каждый человек создает себя и несет ответственность перед собой и обществом за этот созданный им образ. В этой ответственности за свой образ и заключается смысл жизни. Если этот образ не соответствует, планам и ожиданиям человека, то нужно иметь мужество это признать и жить с ним до конца.

Взаимодействие с равнодушным миром

В естественно-научной картине мир нейтрален по отношению к человеку, человек хоть и включен в него, но его действия не влияют на движение небесных светил или смену времен года. Мы начинаем чувствовать себя заброшенными, оставленными в мире, где все и так существовало бы без нашего присутствия. Это чувство заброшенности и не дает нам смириться с равнодушием мира. Мы начинаем вносить смыслы в свою деятельность, взаимодействовать с миром осознано и эти смыслы оживляют безжизненный мир. Мир перестает быть безликим и равнодушным, он становится пространством смыслов, которые дают нам возможности для духовного развития. Смыслы, которые мы обнаруживаем в искусстве и природе, оживляют нас, а потому творчество имеет силу, способную возвысить человека над обыденностью и придать ему мужество взаимодействовать с миром, но уже не равнодушным миром, а миром красоты и смыслов.

Страх перед смертью

Страх перед смертью, самый сильный страх, которому подвержен любой человек, независимо от социального положения или религиозных убеждений. Мы не знаем, что там, а потому страх перед смертью – это страх перед ничто, перед неизвестным. Этот страх отлично описал М. Хайдеггер, назвав его первобытным ужасом.

Хайдеггер пишет о том, что когда-то человек был один, окружающий мир его пугал, он не знал, что от него ожидать в следующее мгновение. Познавая мир, человек научился его обозначать словом. Процесс обозначения словом – называние, которое постепенно стало снимать тревогу и ужас человека перед миром. Но и сегодня еще остались те области, о которых мы не чего не можем сказать, а потому они вызывают в нас чувство тревоги и ужаса. Ужас - это страх перед неизвестным, который может преодолеть только познание. "Познай самого себя" - вот основной способ борьбы с экзистенциальным кризисом.

Вера

Часто в состоянии кризиса мы не знаем, где искать поддержки, на что опираться. Мы как бы находимся в состоянии постоянного падения в бездну. Представьте, что вы возвращаетесь поздно вечером домой, но по какой-то причине фонари вдоль вашей улицы уже не горят. Эту дорогу вы знаете наизусть, но, так как сегодня весь день шел дождь, вы не знаете наверняка, в какой момент под ногами у вас может оказаться лужа или грязь. Скорее всего, вы будете идти очень осторожно, пытаясь осмыслить каждый сделанный вами шаг. Вера в этой ситуации подобна внезапному свету от загоревшегося рядом фонаря, который делает ваш путь к дому ясным и понятным. А главное, вы больше не испытываете тревоги и страха наступить в яму или лужу. В состоянии экзистенциального кризиса человек находится в постоянном стрессе, он начинает искать опору, любой источник света, для того чтобы ощутить твердое основание под ногами. Однако этим основанием могут оказаться и сомнительные социальные связи и организации: деструктивные секты, субкультуры, маги и шарлатаны. Важно помнить, что существуют дипломированные специалисты способные помочь в случае кризисной ситуации.

Любовь

Любовь способна вывести нас из кризиса и дать основания для дальнейшей жизни, которую мы будем выстраивать с принятием активной роли любимого в наших повседневных делах.

Встречая на своем жизненном пути другого человека, мы можем заинтересоваться им. Что лежит в основании этого интереса - не столь важно. Важно, что по мере общения этот интерес усиливается и никогда не бывает полностью удовлетворен. Мы хотим узнать о нем все. Чем он занимается, как и почему носит именно такую одежду, какую музыку он слушает и т. п. Мы настолько привязываемся к любимому, что хотим узнать его в разных жизненных ситуациях, однако, мы должны всегда помнить, что познать полностью другого человека невозможно. Получается, мы можем принять на веру, что то, чего мы не знаем, не существенно, а потому не угрожает нам. Любовь - это всегда доверие, придающее смысл нашему существованию, поэтому вера – неотъемлемая часть любви. В любви человек получает уверенность в себе и основание, придающее ему силы для преодоления трудных жизненных ситуаций.

Любовь – преобразующая мир сила, способная спасти человека. Появляясь в жизни каждого, она дает нам свободу преобразовывать себя и мир, потому что дает ответ на вопрос зачем это необходимо делать.

Творчество

Экзистенциальный кризис не всегда является деструктивным для человека и не всегда приводит к негативным последствиям. Кризис дает нам возможность остановиться, уединиться и задуматься о себе и своей жизни. В результате уединения мы можем открыть в себе ранее неизвестные нам способности к творчеству. Писатели "потерянного поколения" (Э. М. Ремарк, Э. Хемингуэй, Ф. С. Фицджеральд), столкнувшись с экзистенциальным кризисом на войне, вернулись с нее, осознав свой долг перед человечеством – писать. Их творчество – это правда о себе и своей жизни, у каждого из них своя жизнь и свои взгляды на роль войны в ней. Однако творчество писателей "потерянного поколения" стало для них единственным способом спасения души, единственным выходом из экзистенциального кризиса.

Благодаря творческому общению человек способен измениться и преодолеть кризис. Если он может доверить свои переживания другому человеку, а другой принять их как свои, поддержать его и помочь поверить в себя, то такое общение может дать человеку твердое основание под ногами.

«Экзистенциальный кризис» - типичная first world problem: у разумного существа, освобожденного от необходимости постоянно решать самые насущные вопросы выживания, появляется достаточно времени на то, чтобы задуматься о смысле собственной жизни, а зачастую и прийти к неутешительным выводам. Но перед тем, как диагностировать у себя экзистенциальный кризис, стоит узнать побольше о философии экзистенциализма и выросшей из нее экзистенциальной психологии.

Экзистенциализм оказал огромное влияние на культуру ХХ века, но, что примечательно, никогда не существовал в чистом виде как отдельное философское направление. Практически никто из философов, которых мы сейчас относим к экзистенциалистам, не обозначал свою принадлежность этому течению - исключение составляет лишь французский философ и писатель Жан-Поль Сартр, однозначно проявивший свою позицию в докладе «Экзистенциализм - это гуманизм». И тем не менее к экзистенциалистам причисляют Мориса Мерло-Понти, Альбера Камю, Хосе Ортегу-и-Гассета, Ролана Барта, Карла Ясперса, Мартина Хайдеггера. В интеллектуальных поисках этих мыслителей было нечто общее - все они уделяли особенное внимание уникальности человеческого бытия. Само название «экзистенциализм» произошло от латинского слова existentia - «существование». Впрочем, под «экзистенцией» философы-экзистенциалисты имеют в виду не просто существование как таковое, а индивидуальное переживание этого существования конкретной личностью.

Человек хочет верить в то, что его жизнь важна, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла

Это понятие впервые ввел предтеча экзистенциалистов, датский философ XIX века Серен Кьеркегор, определив его как осознание внутреннего бытия человека в мире. Человек может обрести «экзистенцию» через осознанный выбор, переходя от «неподлинного», созерцательно-чувственного и ориентированного на внешний мир существования к постижению самого себя и собственной неповторимости.

Но осознать себя как «экзистенцию» человеку удается далеко не всегда - его слишком отвлекают повседневные заботы, сиюминутные удовольствия и прочие внешние факторы. Как считал один из экзистенциалистов, Карл Ясперс, это знание приходит к нему в особой, «пограничной» ситуации - такой, как угроза его жизни, страдание, борьба, беззащитность перед волей случая, глубокое чувство вины. Например, экзистенциальные поиски Гамлета - «быть или не быть?» - были спровоцированы смертью его отца.

И если в такой критический момент человека начинают терзать вопросы о смысле собственного существования, на которые он не может дать удовлетворительного ответа, у него возникает экзистенциальный кризис. Человек хочет верить в то, что его жизнь имеет ценность, и в то же время, глядя на свое бытие как бы со стороны, он вдруг понимает, что человеческое существование не имеет ни заданного предназначения, ни объективного смысла. Такое открытие может вызвать глубокую депрессию или повлечь за собой радикальные изменения в жизни.

Как подходить к решению этого вопроса - личное дело каждого. Но, как и в случае с многие люди пытаются справиться с экзистенциальным кризисом самым простым способом - не через поиск своей индивидуальной истины, а через принятие какой-либо готовой концепции, будь то религия, традиция или просто определенная мировоззренческая система.

Но раз мы называем этот кризис «экзистенциальным», одно из возможных решений проблемы тоже лежит в поле экзистенциализма. А эта философия не дает готовых ответов, подчеркивая, что человек должен в первую очередь ориентироваться на себя и на свой уникальный внутренний опыт. В этом плане с концепцией экзистенциализма в чем-то созвучна знаменитая фраза из «Терминатора» - «нет судьбы, кроме той, что мы творим сами». А если немного перефразировать - нет смысла, кроме того, что мы определяем себе сами. Таким образом, экзистенциализм отдает жизнь каждого человека ему в полное владение, предоставляя максимальную свободу действий. Но оборотная сторона этой свободы - ответственность перед собой и всем остальным миром. Ведь если никакого «исходного» смысла у жизни нет, ее ценность проявляется именно в том, как человек сам себя осуществляет, в сделанных им выборах и совершенных поступках. Он сам должен ставить себе индивидуальные задачи, опираясь во многом на интуицию и самопознание, и сам будет оценивать, насколько хорошо удалось с ними справиться.

Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог, - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить

Искать истину в самом себе, не опираясь на внешнюю «систему координат» и осознавая всю абсурдность бытия, - серьезный вызов, к которому готовы далеко не все, и именно поэтому экзистенциализм часто называют «философией отчаяния». И все-таки такой подход позволяет в некотором роде взглянуть на жизнь более творчески. В этом помогает экзистенциальное направление в психологии, помогающее человеку осознать свою жизнь и взять за нее ответственность. Самый интересный сторонник этого направления - австрийский психотерапевт, психиатр и невролог Виктор Франкл, на протяжении трех лет бывший узником фашистского концлагеря и все же сумевший преодолеть муки душевной опустошенности и безнадежного существования. В своих работах он говорит об «экзистенциальном вакууме», своего рода болезни ХХ века, эпохи перемен и разрушений, когда люди почувствовали себя оторванными от традиционных ценностей и теряющими опору. Франкл основал новый метод психотерапии - логотерапию, ориентированную на то, чтобы помочь человеку обрести смысл жизни. Три главных пути к этому, считал психолог - творчество, переживание жизненных ценностей и осознанное принятие определенного отношения к обстоятельствам, которые мы не можем изменить.

Франкл рассказывает и о частном проявлении экзистенциального кризиса - «воскресном неврозе». Это подавленное состояние и ощущение пустоты, которое люди часто испытывают в конце трудовой недели - как только они перестают занимать себя срочными делами, они начинают чувствовать опустошенность из-за отсутствия смысла в их жизни. Возможно, именно это печальное явление во многом поддерживает доходы баров в пятничные вечера.

Как говорить

Неправильно «Петю бросила девушка, и теперь у него экзистенциальный кризис». Правильно - «Он в подавленном состоянии».

Правильно «Он вышел из экзистенциального кризиса, ударившись в религию».

Правильно «Экзистенциальный кризис - болезнь эпохи перемен».