Маслоу абрахам харольд пирамида потребностей. Абрахам маслоу биография кратко

«Кто-то спросил меня… Как робкий юноша превратился в “бесстрашного” (на вид) лидера и оратора? Как случилось, что я стремился к откровенности, придерживался непопулярных взглядов, в то время как большинство вело себя иначе? Моим первым порывом было ответить: «Интеллектуальное развитие - всего лишь реалистический взгляд на вещи», но я удержался от такого ответа, потому что в отрыве от остального он был бы неправильным. ”Добрая воля, сострадание и интеллектуальное развитие» — ответил я в конце концов“»… Абрахам Маслоу, американский психолог, основатель гуманистической психологии

История жизни известного американского психолога еврейского происхождения Абрахама Маслоу, известного как автор «пирамиды потребностей», — это история некрасивого еврейского мальчика с очень непростым детством, который стал счастливым человеком и создал теорию, благодаря которой каждый из нас может стать счастливым.

Истории жизни — источники счастья

Трудное детство

Еврейские погромы в начале ХХ века в тогдашней Российской империи заставили родителей будущего ученого, Самуила Маслова и Розу Шиловскую, эмигрировать из Киевской губернии в Америку. 1 апреля 1908 года в Бруклине родился их старший сын Абрахам.

Родители часто ссорились, отец временами исчезал из дома, мать была жестокой и отдавала свое внимание и любовь другим детям. В памяти Абрахама осталась страшная картина: мать разбивает о стену головы двух кошек, которых он принес домой покормить. «Вся моя жизненная философия и мои исследования имеют один общий исток — они питаются ненавистью и отвращением к тому, что воплощала собой она (мать) », — вспоминал Маслоу.

Через пару лет семья переехала в нееврейский район города и Абрахам пошел там в школу. Он был единственным евреем в своем классе, и ему еще в детстве пришлось узнать, что такое антисемитизм. Он был щуплым и некрасивым подростком, который даже стеснялся заходить в вагон метро, где было много людей. «Удивительно, что имея такое детство, я не заболел неврозом или даже психозом… Я был одинок и несчастен. Я вырос в библиотеках, среди книг, без друзей », — признавался он. Жизнь среди книг дала свои результаты — благодаря чтению и постоянному интеллектуальному развитию его IQ достиг 195.


Родная любовь

В ранней юности Абрахам влюбился в свою двоюродную сестру Берту Гудман, но не решался признаться ей в этом, так как боялся быть отвергнутым. Когда же в 20 лет решился, то, к своему удивлению, встретил ответное чувство. Он был переполнен счастьем и испытал так называемое «пиковое переживание», которое дало мощный толчок в жизни и науке. Они поженились в возрасте 20 и 19 лет и прожили счастливую жизнь, вырастили двух дочерей, которые также посвятили свою жизнь психологии. «Жизнь фактически не начиналась для меня, пока я не женился », — писал Маслоу.

Маслоу и студенты

Профессора Абрахама Маслоу очень любили студенты. Он относился к ним с пониманием и уважением. Так как многие из них были выходцами из семей эмигрантов, как и он сам, Маслоу заботился о них и даже помогал устраивать быт. Образно выражаясь, именно студенты внесли его на руках в кресло президента Американской психологической ассоциации.


Шаги на пути к счастью

Чтобы угодить отцу, Абрахам поступил в колледж, где собирался изучать право, но понял, что адвокатская деятельность не приносит ему ровным счетом никакого удовлетворения. Поэтому он поступил в университет Висконсина, где закончил академический курс по психологии и в 1931 году стал магистром гуманитарных наук, а в 1934 году — доктором. Его диссертация была посвящена исследованию доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

После получения докторской степени Маслоу вернулся в Нью-Йорк, где стал работать при Колумбийском университете. В 1937 году он стал профессором при Бруклинском колледже, в котором проработал 14 лет. Именно Нью-Йорк в эти годы стал центром развития психологической науки — там работало множество европейских психологов, укрывшихся от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Карен Хорни, Эрих Фромм, Макс Вертгеймер, Рут Бенедикт и Курт Гольдштейн .

Общение с ними породило идею исследования самоактуализирущихся личностей и основы гуманистической теории, а Гольдштейна Абрахам Маслоу считал одним из своих учителей. Неформальное общение с такими выдающимися учеными и личностями способствовало дальнейшему формированию гуманистических взглядов Маслоу и закладке основ гуманистической теории личности. В это время он занимался и психоанализом.


В 1951 году Маслоу возглавил кафедру психологии в университете Брандейса и проработал здесь до 1969 года. Именно здесь основы гуманистической психологии сформировались как самостоятельное направление и к Маслоу пришло признание.

Летом 1962 года работал приглашенным специалистом в Нон-Линеар Системз, передовой калифорнийской компании в сфере высоких технологий, где проводил семинары по управлению бизнесом. Теоретические основы этих семинаров и сейчас активно используются в менеджменте управления персоналом.

В 1969 году ушел из университета Брандейса и начал работать в Благотворительном фонде Логлина в Менло-Парк, Калифорния. Здесь он приобрел полную свободу для своей интеллектуальной деятельности в области гуманистической психологии и философии.

Маслоу был членом нескольких профессиональных и почетных обществ, в том числе президентом Отделения личности и социальной психологии, Отделения эстетики Американской ассоциации психологов, а в 1967 году его избрали президентом Американской ассоциации психологов, которая ежегодно вручает премию его имени за вклад в область изучения человеческой души.


Также Маслоу был основателем и редактором «Журнала гуманистической психологии» и «Журнала трансперсональной психологии», а также консультантом множества периодических научных изданий. В последние годы жизни он активно поддерживал Институт Эсален в Калифорнии — институт интегрального развития человека, который был поселением-коммуной на западном побережье Калифорнии, основанной в 1962 году американскими психологами Майклом Мерфи и Ричардом Прайсом — и другие сообщества, изучающие возможности человека.

Абрахам Маслоу умер 8 июня 1970 года в Менло-Парке от сердечного приступа, который настиг его во время пробежки.


Рецепт от Маслоу: как стать счастливым

Избавиться от «комплекса Ионы»

«Если вы намеренно собираетесь стать менее значительной личностью, чем позволяют вам ваши способности, я предупреждаю, что вы будете глубоко несчастливы всю жизнь », — говорил Абрахам Маслоу. Он впервые описал комплекс Ионы (библейский пророк, который пытался избежать предназначенной ему Богом участи, так как боялся возложенной на него ответственности), который заключается в боязни человека реализовать заложенные в себе способности.

Такие люди сами обрекают себя на скучное и ограниченное, но налаженное существование. Им кажется, что таким образом они избегают потерь и неудач. «Желая избежать рисков, связанных с преодолением трудностей, с самосовершенствованием и внутренним прогрессом, эти несчастные изначально живут так, словно их постигла тотальная неудача », — отмечал Маслоу.

Двигаться к вершине пирамиды потребностей

Человек, стремясь к самоактуализации (от лат. actualis — «подлинный», «настоящий»), становится тем, кем он может и должен стать, что позволяет жить в гармонии с самим собой.

«Композитор должен сочинять музыку, художнику надлежит создавать картины, поэту - слагать стихотворения », — говорил Маслоу, считая, что свой потенциал может реализовать любой, вне зависимости от профессии.

«Жизнь — это непрерывный процесс, в котором постоянно приходится выбирать. Практически все время для человека существует возможность выбора: отступить или продвинуться вперед. Или возвращение к еще большим страхам, опасениям и защитам, или же развитие и духовный рост. Сделать выбор в сторону развития, а не страха десять раз за день — означает сделать десять уверенных шагов на пути к самореализации », — утверждал знаменитый психолог.

Достижения Абрахама Маслоу

— основоположником гуманистической психологии, которая рассматривает человека как ответственного за свою судьбу, свободно делающего выбор среди предоставляющихся ему возможностей; высшие проявления человека — самоактуализация, высшие ценности и смыслы, свобода и ответственность.

— одним из основателей трансперсональной психологии — направления психологии, которое изучает трансперсональные переживания(у Маслоу «пиковые переживания»), измененные состояния сознания и религиозный опыт, соединяя современные психологические подходы и духовные практики Востока и Запада.

Физиология (голод, сон, половое желание)
Безопасность (жизни ничего не угрожает)
Социальность (дружа, любовь, принадлежность к народности, сообществу)
Признание (уважение, признание полезности в жизни социума)
Познание (природное любопытство — знать, уметь, изучать)
Эстетика (потребность следовать истине)
Я (понимание смысла своего существования).


Каждая ступень в пирамиде — уровень потребностей. Потребности удовлетворяются от простых к более высоким, стремление к более высоким появляется после удовлетворения более простых.

Абрахам Маслоу также сформулировал общие черты самоактуализированных людей (на примере изучения жизни выдающихся личностей, таких как Авраам Линкольн, Томас Джефферсон, Альберт Энштейн, Элеонора Рузвельт, Джейн Адамс, Олдос Хаксли и Барух Спиноза):

1. Эффективное восприятие реальности и удобные отношения с реальностью.
2. Принятие себя, других и природы.
3. Непосредственность, простота и естественность.
4. Сосредоточенность на проблеме.
5. Способность обособиться и потребность в уединении.
6. Автономия: независимость от культурных штампов и окружения.
7. Свежесть восприятия.
8. Мистический и вершинный опыт.
9. Чувство общности с другими.
10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
11. Демократичность.
12. Способность распознавать добро и зло, цели и средства.
13. Философский доброжелательный юмор.
14. Креативность.
15. Сопротивление окультуриванию, пребывание вне любой определенной культуры.

Тест удовлетворенности основных потребностей (тест Маслоу) позволяет определить, какие потребности являются главными на данном этапе. В современной жизни он применяется в управлении персоналом, мотивации сотрудников и в теории прогрессивного управления.

— «Мотивация и личность» (1954)
— «Эупсихея: дневник» (1965)
— «Психология науки: рекогносцировка» (1966)

Тания Вайсман

Маслоу Абрахам Харольд (1908 – 1970 гг.) – американский психолог, один из основателей гуманистического направления в психологии и идейный вдохновитель едва ли не всех последующих гуманистических психологов. Маслоу полагал, что психология должна интересоваться не только глубинами человеческого духа, но и его высотами – духовным миром и онтологическими ценностями.

Начало гуманистической психологии положила рубежная статья «Теория человеческой мотивации» (1943 г.), в которой Маслоу отводит психологии роль одного из средств, способствующих социальному и психологическому благосостоянию человека, и связывает психологию с проблематикой личного роста и развития. Подоплеку научных взглядов Маслоу составил протест против тенденции, господствующей в бихевиоризме и психоанализе, усматривать во всех проявлениях психической жизни субъекта следствия дефицитарной мотивации. Приписывая человеческому поведению исключительно мотивы удовлетворения фрустрированных потребностей и неудовлетворенных желаний, бихевиоризм и психоанализ, по меткому выражению Маслоу, «объясняли до уничтожения» творчество, любовь, альтруизм.

Нужно сказать, что большинство работ Маслоу увидели свет в последнее десятилетие его жизни, и в большей степени, они являются собранием гипотез, мыслей и точек зрения, нежели развитой теоретической системой. Хотя Маслоу получил неформальное психотерапевтическое образование и имел личный опыт прохождения психоанализа, в своих работах он практически не затрагивает тему психотерапии. Более того, Маслоу утверждал, что поддержка, полученная человеком в теплых дружеских отношениях, может быть равнозначна профессиональной психотерапевтической помощи.

Маслоу многократно упрекали в слишком оптимистичном взгляде на человеческую природу, в недостаточном внимании к противоречиям и дисгармонии, свойственным многим выдающимся личностям. Однако Маслоу оставался убежденным теоретиком – новатором, верящим в силу потенциала человеческой личности. Он признавал недостаточность экспериментального подтверждения своих исследований, что позволяло многим видеть в нем «кабинетного» ученого.

Для того, чтобы понять религиозные взгляды Маслоу, нужно обратиться к его биографии и более детально ознакомиться с теоретическими положениями гуманистической психологии.

Абрахам Маслоу родился в Нью-Йорке (1908 г.), и был старшим из семи детей в семье еврейских эмигрирантов из России. Семья жила в Бруклине – районе, где евреи не жили, и будучи единственным еврейским мальчиком среди неевреев, Маслоу чувствовал себя весьма незащищенным. Он сравнивал свое тогдашнее состояние с состоянием единственного негра в школе для белых: «Я был одиноким и несчастным. Я вырос в библиотеках, среди книг, почти без друзей» . Он рано стал зарабатывать на жизнь, продавая газеты и помогая в бочарном производстве, которым занималась его семья.



Родители Маслоу были необразованными, не очень любящими людьми. Отношения с матерью складывались особенно тяжело. Маслоу характеризовал свою мать как жестокую, враждебную и невежественную женщину. Она была очень религиозной, но не любила своих детей, и слишком часто угрожала старшему сыну, что Бог накажет его за неблаговиные поступки. Отношения с матерью были настолько плохи, что сопровождались ненавистью, продлившейся всю жизнь – даже на похороны матери Маслоу отказался приехать. Вряд ли имеет смысл говорить об истинной религиозности человека с такими личностными качествами, которыми отличалась мать Маслоу, но, тем не менее, ненависть Маслоу к матери распространилась на его отношение к религии и породила сомнения в Боге. С отцом, который тоже не отличался добрым нравом, увлекался алкоголем и драками, внушал сыну, что он уродлив и глуп, Маслоу со временем смог примириться и часто отзывался о нем с теплотой и любовью.

Маслоу посещал курс в Корнеллском Университете, затем перешел в Университет Висконсина, где получил степень бакалавра (1930 г.) по специальности психология, степень магистра по гуманитарным наукам (1931 г.) и докторскую степень (1934 г.). Докторская диссертация Маслоу была посвящена исследованию сексуального и доминантного поведения обезьян. Маслоу женился (1928 г.) на Берте Гудман, и связывал с женитьбой и переездом в Висконсин настоящее начало своей жизни. Рождение первого ребенка превратило Маслоу из убежденного бихевиориста в скептика: «Я сказал себе, что тот, кто имеет ребенка, не может быть бихевиористом» – настолько неадекватным показался ему бихевиоризм по отношению к тайне человеческой жизни. Маслоу интересовался гештальт-психологией и психоанализом, работами социальных антропологов – Малиновского, Мид, Бенедикта и Линтона.

Переезд в Нью-Йорк (1930 г.) был связан с работой Маслоу в качестве профессора психологии Бруклинского университета. К тому времени Нью-Йорк, по выражению Маслоу, превратился в центр психологической вселенной – значительная часть европейской интеллектуальной элиты, эмигрировавшая из гитлеровской Германии, осела в Нью-Йорке. Пятничные семинары в доме А. Адлера, знакомство с Э. Фроммом, Р. Бенедикт, М. Вертхаймером значительно обогатили жизнь Маслоу. «Я учился у всех и оставлял открытыми все двери» , – писал Маслоу об этом периоде жизни, но более всех он выделял влияние, оказанное на его взгляды М. Мид, Г. Мэрфи, Р. Мэем, К. Роджерсом, К. Гольдштейном и Г. Оллпортом.

Начало второй мировой войны послужило для Маслоу толчком к тому, чтобы синтезировать различные научные взгляды на природу человека и создать новый: «Я хотел сделать так, чтобы наука могла рассмотреть те проблемы, которыми занимаются не ученые: проблемы религии, поэзии, ценностей, философии, искусства» . Первоначальное представление новой концепции Маслоу произошло в книге «Мотивация и личность» (1954 г.), затем последовал поток публикаций, развивающих и дополняющих эту концепцию. В предисловии «К психологии Бытия» (1962 г.), концепция Маслоу, получившая к тому времени известность под именем гуманистической психологии, названа «жизнеспособной альтернативой объективистской психологии и ортодоксальному фрейдизму» . Маслоу указывает на истоки своей теоретической концепции: «Если выразить в одной фразе, что значит для меня гуманистическая психология, то я бы сказал, что это – интеграция Гольдштейна (и гештальт-психологии) с Фрейдом (и различными психодинамическими психологиями), под эгидой научного духа моих учителей в Висконсинском Университете». Далее был Брандеисский университет (Маслоу – председатель психологического отделения (1951 – 1961 гг.), и профессор психологии), Американская Психологическая Ассоциация (Маслоу – президент (1967 – 1968 гг.)), Лафлиновский благотворительный фонд в Калифорнии (Маслоу – член совета (1968 – 1970 гг.)). Внезапная кончина Маслоу (1970 г.) в возрасте 62 лет от сердечного приступа, не ослабила интереса к его работам. К тому времени увидели свет его книги: «По направлению к психологии бытия» (1968 г.), «Религии, ценности и вершинные переживания» (1964 г.), «Эупсихея: дневник» (1965 г.), «Психология науки: рекогносцировка» (1966 г.), «Мотивация и личность» (1987 г.), «Новые измерения человеческой природы» (1971 г.). Том «Памяти Абрахама Маслоу» (1972 г.) был составлен при участии вдовы Маслоу и опубликован посмертно.

Маслоу определяет невроз и психологическую неприспособленность человека к жизни, как «болезни лишенности», т.е. как болезни, вызванные неудовлетворенностью фундаментальных потребностей, которые Маслоу расположил в иерархической последовательности:

1. Физиологические потребности (пища, вода, сон и т.п.);

2. Потребность в безопасности (стабильность, порядок);

3. Потребность в любви и принадлежности (семья, дружба);

4. Потребность в уважении (самоуважение, признание);

5. Потребности самоактуализации (развитие способностей).

Маслоу сделал допущение, что последовательное расположение базовых нужд в иерархии, является ведущим принципом организации мотивации человека. Потребности, расположенные внизу, являются доминирующими и должны быть более или менее удовлетворены для того, чтобы человек смог осознать наличие потребностей, расположенных выше, и был мотивирован ими. Исключения составляют:

· творческие люди, которые могут развить и выразить свой талант, невзирая на трудности и препятствия;

· люди, чьи ценности и идеалы настолько сильны, что они готовы переносить голод, жажду и даже умереть, нежели отказаться от собственных ценностей и идеалов;

· люди, которые могут создать собственную иерархию потребностей сообразно особенностям своей биографии (например, потребность в уважении может значить для человека больше, чем потребность в любви и принадлежности).

Потребности возникают постепенно, частично совпадают, человек может быть мотивирован одновременно на двух и более уровнях потребностей, они никогда не бывают удовлетворены по принципу «все или ничего». Различные жалобы соответствуют различным уровням фрустрированных потребностей – чем выше уровень жалоб (несовершенство мира, неэстетичность среды), тем более благополучно обстоят дела. Чем выше в иерархической последовательности расположена потребность, тем большую индивидуальность, человеческие качества и психическое здоровье демонстрирует человек, испытывающий ее.

Как продолжение иерархической концепции мотивации, Маслоу выделил две мотивационных категории: «дефицитную» (дефицитарная или Д-мотивы), построенную на потребности удовлетворения базовых дефицитарных состояний и «бытийную» (мотивы роста, метапотребности, Б-мотивы), преследующую отдаленную цель реализации человеческого потенциала.

В рамках дефицитарной и бытийной категорий Маслоу ввел понятия «бытийные ценности» / «дефициентные ценности», «бытийное / дефициентное познание», а также «бытийная / дефициентная любовь». Можно сказать, что основное различие между понятиями «бытийное» и «дефициентное» заключается в том, что «бытийное» предполагает принятие и любовное отношение, а «дефициентное» – неудовлетворенную потребность и потребительское отношение. Так, к примеру, «Б-познание» отличается незамутненным безоценочным, неискаженным восприятием и способностью ценить воспринимаемое, тогда как «Д-познание» менее точно, неэффективно, пристрастно, искажено неудовлетворенным желанием и нуждой. «Б-любовь» – любовь к сущности, «бытию» или «существу» другого, не претендующая на обладание и улучшение предмета любви, тогда как «Д-любовь» зиждется на неудовлетворенной потребности в самоуважении, сексе или страхе одиночества. Маслоу считал, что «Б-любовь» приносит больше удовлетворения, более длительна, чем «Д-любовь», которая со временем утрачивает свежесть и остроту.

В работе «Новые рубежи человеческой природы» Маслоу выдвигает гипотезу, что «…бытийные ценности могут выступить как определяющие признаки «истинной» (функциональной, пригодной для использования, полезной) религии. Вероятно, этому критерию ныне наилучшим образом соответствует сочетание дзен-буддизма и даосизма с гуманизмом» .

Можно сказать, что высказанная Аристотелем идея, согласно которой, хорошим является то, что считает хорошим достойный человек, составила фундамент гуманистической психологии. Маслоу писал: «Изучение уродливого, недоразвитого, незрелого и нездорового может создать только уродливую психологию и уродливую философию. Изучение самоактуализирующихся людей должно стать основой для более универсальной психологической науки» .

Самоактуализация – одно из центральных понятий гуманистической психологии. Маслоу определил самоактуализацию как полное использование человеком талантов, способностей и возможностей. Самоактуализация – это не достижение, а бесконечный процесс, подобный буддистскому Пути просветления, способ жизни и построения отношений с миром. Маслоу утверждал, что самореализующиеся люди представляют собой руководство к действию для всего человечества и их ценности должны лечь в основу научной этики.

Чтобы сформировать образ самоактуализировавшейся личности, Маслоу изучал лучших, с его точки зрения, представителей человечества: девяти современников и девяти исторических личностей – Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонор Рузвельт, Джейн Адаме, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозы.

В результате исследований и наблюдений, Маслоу выделил следующие характеристики самоактуализирующихся личностей:

1. Более эффективное, чем у других, восприятие реальности;

2. Более развитая способность принимать себя, других и мир в целом такими, какими они есть на самом деле;

3. Спонтанность, простота и естественность в поведении;

4. Более развитая способность сосредоточиваться на проблеме;

5. Выраженная автономность, стремление к уединению;

6. Независимость от влияния культуры и окружения, самобытность;

7. Свежесть восприятия и богатство эмоциональных реакций;

8. Способность к пиковым или мистическим переживаниям;

9. Способность отождествления себя с человечеством, способность к состраданию;

10. Наличие глубоких межличностных отношений;

11. Демократичные взгляды и поведение;

12. Развитые творческие способности, креативность;

13. Способность к различению средств и целей;

14. Развитое чувство юмора;

15. Сопротивление окультуриванию.

Однако, самоактуализаторы могут быть чрезвычайно неудобными для окружающих. Поскольку они независимы и нетрадиционны во взглядах и в поведении, они могут выглядеть непокорными и эксцентричными.

Если общество состоит из посредственных, невыразительных, незаметных людей, считал Маслоу, значит, это общество дурно устроено, поскольку оно не дает человеку простора для самоактуализации. Процесс самоактуализации может быть заторможен негативным влиянием прошлого опыта и возникшими в результате непродуктивными привычками, социальным влиянием, групповым давлением и внутренними защитами. К традиционному психоаналитическому перечню защит Маслоу добавил еще две: десакрализацию и «комплекс Ионы».

Под десакрализацией Маслоу понимал ухудшение человеком качества собственной жизни посредством отказа от глубокого, серьезного и вовлеченного отношения к чему бы то ни было. Маслоу считал, что культурные и религиозные символы утратили свою вдохновляющую, возвышающую, побуждающую и мотивирующую силу, и не вызывают должного уважения и заботы. Десакрализированный символ уменьшает возможность фрустрации и травмы, но, вместе с тем, утрачивает свою значительность.

Термином «Комплекс Ионы» Маслоу назвал отказ человека от попыток полной реализации своих способностей. Подобно ветхозаветному Ионе, который пытался избежать исполнения пророчества, люди боятся полнокровной реализации своих способностей, предпочитая безопасную среднестатистическую жизнь без особых достижений.

Введенные Маслоу понятия «пик-переживание» и «плато-переживание», описывают вершину самоактуализации, т.е. жизненные реалии метамотивированных людей. Термином «пик-переживание» Маслоу обобщил лучшие моменты человеческой жизни, сопровождающиеся опытом экстаза, восторга, блаженства и величайшей радости. «Пик-переживания» вызываются интенсивными, вдохновляющими событиями, чувством любви, исключительной красотой произведений искусства и природы. Они выражаются в переживании экстаза или мистических переживаниях, длятся от нескольких минут до нескольких часов, редко дольше. В терминах гештальт-психологии «пик-переживанием» можно назвать завершение гештальта, в райхианской парадигме – полную разрядку или оргазм.

В отличие от «пик-переживаний», «плато-переживания» более устойчивы и длительны, меняют точку зрения и осознание мира. «Плато-переживания» привязаны к реальности, увиденной символически, мифически, метафорически, поэтически или трансцендентно.

Маслоу утверждал, что характеристики мира, сопровождающие пиковые переживания, соответствуют «вечным ценностям»: «Мы встречаемся здесь со старой знакомой триадой истины, красоты и добра … Именно эти характеристики ценили великие религиозные деятели и философы, и этот перечень включает практически все то, что наиболее серьезные мыслители согласно считают конечными или высшими жизненными ценностями» .

Маслоу получил собственный опыт мистического переживания после первого сердечного приступа, практически в конце жизни. Маслоу сравнивал отношения между человеком, испытавшим пиковые переживания, которые он назвал высшими, и не испытавшим таковых, с отношениями между одиноким мистиком и религиозной организацией.

Трансцендирование самоактуализации Маслоу обнаружил, изучая самоактуализирующихся индивидуумов, испытавших много «пик-переживаний» и психологически здоровых, продуктивных людей с незначительным опытом трансценденции или вообще без него. Люди, трансцендирующие самоактуализацию, отмечал Маслоу, чаще чувствуют мистичность мира, видят трансцендентное измерение жизни под покровом повседневности, а пиковые или мистические переживания расценивают как наиболее важный аспект собственной жизни. Такие люди мыслят более холистично, способны воспринимать единство за кажущейся сложностью и противоречивостью жизни. Это, прежде всего, новаторы и оригинальные мыслители, а не систематизаторы чужих идей. Духовное и интеллектуальное развитие таких людей способствует осознанию ими собственного невежества, ничтожества перед грандиозностью вселенной, что ведет к развитию у них чувства смирения. Трансцендирующие люди больше других склонны считать себя «носителями», а не «обладателями» талантов и способностей, они менее эгоистично вовлечены в свою работу. Между тем, не каждый, имеющий мистические переживания, является трансцендирующим самоактуализатором – некоторые просто не обладают психологическим здоровьем и продуктивностью, которые, согласно Маслоу, являются существенными свойствами самоактуализации.

В самоактуализирующихся людях Маслоу обнаружил присутствие т.н. «духовного измерения»: «Несколькими веками раньше они воспринимались бы как люди, идущие Путями Божьими, Божьи люди... Если определять религию в социально-бихевиоральных терминах, всех их можно считать религиозными людьми, даже атеистов» . Маслоу, не без оснований, полагал, что человек нуждается в ценностной системе отсчета, в смыслообразующей философии жизни, так же, как нуждается в солнце, в кальции и в любви.

Ф. Гобл писал, что из всей совокупности субъектов, изученных Маслоу, только один был религиозен в ортодоксальном смысле этого слова. Еще один был убежденным атеистом. Все же остальные верили в осмысленную вселенную и духовную жизнь. Практически все они имели ясное представление о правильном и неправильном, построенные на собственном опыте, а не на религиозных догматах, но эти представления удивительным образом походят на ценности и идеалы, декларируемые ортодоксальными религиями. В частности, цитируя Маслоу: «Преодоление себя, слияние истины, добра и красоты, благодеяния другим людям, мудрость, честность, естественность, выход за рамки эгоистичных и личных мотивов, отказ от более «низких» желаний в пользу более «высоких» … уменьшение враждебности, жестокости и деструктивности и повышение дружелюбия, доброты и т.п.» .

Маслоу предрек появление новой – трансперсональной психологии: «Я должен также сказать, что считаю гуманистическую психологию, психологию третьей силы, переходной, подготовительной к еще более «высокой». Четвертой психологии, трансперсональной, трансчеловеческой, центрированной на космосе, а не на человеческих потребностях и интересах, выходящей за пределы человеческого, самоопределения, самоактуализации и т.п. ...Мы нуждаемся в чем-то «большем, чем мы сами», перед чем мы могли бы благоговеть, чему мы могли бы посвятить себя новым, натуралистическим, эмпирическим, нецерковным образом, подобно, может быть, Торо и Уитмену, Уильяму Джеймсу и Джону Дьюи» .

Согласно замыслу Маслоу, трансперсональная психология должна изучать религию и религиозный опыт, поскольку исторически феномен мистического опыта и представление о предельных человеческих возможностях связаны именно со сферой религии и изначально формулировались в религиозных терминах. Маслоу считал, что официальная психология чурается данных видов опыта именно из-за ненаучных, мистических, догматических способов их изложения. Незатухающий в западном обществе интерес к восточным религиям Маслоу так же объяснял менее теологическим и более психологическим подходом восточных религий и учений к объяснению человеческой природы. В восточных религиозных традициях существуют и ясно описаны пути психического и духовного развития, а также медитативные техники, способствующие переживанию мистического опыта. Трансперсональная психология, считал Маслоу, призвана теоретически и эмпирически изучать медитацию, йогу и другие духовные дисциплины: «Религиозная литература – это полезный источник, если знаешь, что искать и использовать» .

Маслоу питал устойчивую неприязнь к институциализированным формам религии. В исследовании «Религии, ценности и пиковые переживания» (1964 г.) Маслоу обосновал важность различения мистицизма от «организованной» религии». Маслоу утверждал, что главным врагом мистицизма является именно «организованная» религия, и говорил о двух «религиях» человечества: первая включает мистический опыт, вторая отвергает его. Это утверждение Маслоу весьма спорно, поскольку любая традиция включает в себя феномены религиозных переживаний и чувств. Чистых форм мистицизма нет так же, как нет и чистых форм «организованных» религий, которые основывались бы на абстрактных представлениях, свободных от религиозных переживаний.

Маслоу писал, что организованная религия, церкви могут стать главными врагами религиозного переживания и людей, испытывающих такие переживания. Он был уверен, что следует отбросить «старые претензии организованной религии быть единственным арбитром в вопросе веры и морали». Свою задачу он видел в доказательстве того, что «духовные ценности имеют естественное происхождение и не являются исключительной принадлежностью организованных церквей». Сущность религии, по Маслоу, заключается в свойственном всем вероучениям единообразии – в их основе лежит «личное озарение, откровение или экстаз некоего остро чувствующего пророка». Религия, т.о., представляет собой лишь один из возможных типов высших переживаний, свойственных людям как индустриальных, так и традиционных культур.

Отвергая организованную религию, Маслоу сосредоточил внимание на религии индивида, с ее специфическими переживаниями, окрашенными личностными оттенками, считая, что религиозные чувства и ценности – это частный случай индивидуальных чувств и ценностей, а не наоборот.

Индивидуальная религия, согласно Маслоу, предстает перед нами как совокупность ценностных, этических установок, норм, предписаний, опосредованных этнокультурными особенностями личности и специфическим мистическим опытом. Он полагал, что каждый человек имеет свою собственную религию, развиваемую «в соответствии со своим собственным озарением, открывающим его личные мифы, символы и ритуалы», которые не имеют значения ни для кого другого. Проблема индивидуальной религии, считал Маслоу, заключается в том, что она не способствует коммуникации и не решает проблему сосуществования людей. Возможность частичного преодоления этой разобщенности Маслоу видел в различных неформальных объединениях, не отягощенных бюрократической структурой, но радикальное преодоление разобщенности, по его мнению, возможно лишь в результате переустройства общества. Для такого обновленного общества Маслоу создал специальный термин «Эупсихика» и вложил в него оригинальный смысл – объединение психологически здоровых, самоактуализирующихся индивидуумов. Маслоу мыслил «Эупсихику» отличной от утопии, идея которой казалась ему популистской и непрактичной. В идеальном обществе, автором которого был Маслоу, важную роль должна была играть гуманистическая религия – идеология, объединяющая людей, исповедующих культ добра, истины и красоты. Маслоу считал гуманистическую религию способной заменить религии и квазирелигии современности. Существенными чертами эупсихического общества должны стать: высокий уровень безопасности и возможность для каждого индивида максимально развить способности и реализовать свой потенциал.

По мнению А. Маслоу, позитивистски ориентированная наука не подходит для изучения духовных ценностей и внутреннего мира человека. Он считал эмпирический, позитивистский и бихевиористский подходы к изучению внутреннего мира человека не приемлемыми, поскольку они исключают духовные ценности из сферы рассмотрения науки. Иными словами, Маслоу протестовал против науки, из которой выхолощено человеческое содержание, а заодно и против «организованной» религии, монополизирующей духовную жизнь человека.

А. Маслоу был убежден, что наука поступила справедливо, отвергая ответы религии на вопросы о смысле жизни и духовных ценностях, но ошиблась, отвергая сами вопросы. Маслоу писал, что наука выносит за скобки понятие любви, но жизнь без любви ничего не стоит. Он стремился отделить духовные ценности от религиозного контекста и указывал на то, что позитивистская наука своим индифферентным отношением к духовным вопросам поддерживает религию. Позитивисты, игнорируя духовную сторону жизни, не видя за религиозной формой физическое и социальное содержание проблем, отдают духовность на откуп религии. Маслоу считал, что области науки, занимающиеся изучением человека, должны подвергнуться радикальным изменениям. В центре исследования гуманистической науки должен быть целостный, особенный, состоявшийся человек, достигший высот в контексте его собственной культуры. Методы исследования должны разрабатываться в рамках холистического интеграционного подхода. Также Маслоу считал необходимым включение в предмет исследования проблемы ценностей, переживаний, красоты и т.п.

Религия, по мнению Маслоу, также должна быть подвержена анализу обновленной трансформированной наукой, гуманистической психологией или философией, чтобы отсеять зерна от плевел, под которыми Маслоу подразумевал бюрократическую организацию, навязывание догматического взгляда на мир, т.д.

Итак, концепция А. Маслоу представляет собой конкретную философию жизни, философию человеческой природы и является одной из первых попыток построения синтетической теории Человека. Гуманистический подход ученого к человеку есть определенное мировоззрение, а также общефилософская система видения человека в мире. Существенно при этом, что его теория получила реализацию в различных областях науки и в практической деятельности. Маслоу нетрадиционно ставил вечный философский вопрос: соотношение индивидуального сознания (Дух, Воля) и тела (организм) человека . Маслоу считал важной задачей установление контакта, коммуникации между людьми трансцендирующими и не имеющими мистического опыта. Он считал, что «организованная религия» не способна решить подобную задачу в силу ее сложной бюрократической системы: ключевые посты в ней могут занимать люди рациональные, не испытывающие высших переживаний, верующие не по убеждению, а по расчету.

Маслоу писал о том, что корни и источники религии лежат в опыте мистических озарений и переживаний, а корни науки следует искать в недоверии к свидетельствам такого рода переживаний и опыте разрушения религиозных иллюзий. Он призывал подходить к вопросам переживания мистического опыта со «сдержанностью, осторожностью и трезвостью» и надеялся на создание в рамках науки «измерителя продуктивности» или прагматического теста, способного проверить истинность такого рода утверждений.

Маслоу считал, что психотерапии и образованию необходимо придти к удобным для применения нормативным понятиям, которые позволят приобщить человека к бытийным ценностям, помогут стать «более честным, хорошим (в смысле ценности «добро»), красивым, интегрированным и т.д.» . «Примерно то же справедливо для определенных версий крупных теистических и нетеистических религий, – писал Маслоу, – причем как для догматических, так и для мистических версий каждой из них. В общем, они проповедуют, что (а) Бог является воплощением большинства бытийных ценностей; (б) идеальный, религиозный и преданный Богу человек – это тот, кто наилучшим образом воплощает в себе эти «божественные» бытийные ценности или, по меньшей мере, стремится к этому; (в) все используемые им методы, церемонии, ритуалы, догмы можно считать средствами для достижения указанных ценностей как целей; (г) небеса – это место, или состояние, или время достижения таких целей. Спасение, искупление, преображение – это все разновидности принятия вышеприведенных истин» . На основании изложенного выше, Маслоу счел возможным предложить «Б- ценности» в качестве критерия на практическую «пригодность» религии.

Развивая традицию экзистенциальной философии – смотреть на человека, как на существо созидательное и достойное, гуманистическая психология оказала влияние на ряд областей научных исследований: религиоведение, межкультурное изучение личности и психологию науки, теорию и практику управления. Маслоу положил начало научным исследованиям в области экстатических состояний в религиозных ритуалах и в повседневной жизни. Он создал иерархическую модель мотивации, в свете которой исследовал науку, религию, управление и организацию производства, обучение, психотерапию и медицину в целом. Весьма оригинальной является разработанная Маслоу модель идеальной культуры «Эупсихии», которая, по замыслу автора, должна была обеспечить обществу возможность полного раскрытия человеческого потенциала. И хотя сегодня эта идея кажется достаточно фантастичной, возможно, в будущем, то, что сегодня выглядит, как исключительные образцы психического здоровья, станет нормой. Ведь Маслоу всего лишь вторил евангельскому призыву: «Будьте совершенны, как совершенен Отец ваш небесный».

Контрольные вопросы:

1. Что послужило толчком для создания гуманистической психологии?

2. Какие биографические факты оказали влияние на религиозные взгляды Маслоу?

3. Перечислите основные теоретические понятия гуманистической психологии. Раскройте их смысл.

4. Раскройте точку зрения Маслоу на феномен мистического опыта.

5. Какие характеристики Маслоу считал свойственными самоактуализирующимся людям?

6. Раскройте понятие «иерархия потребностей». Что подразумевал Маслоу под «дефициентными» и «бытийными» потребностями?

7. Что такое «эупсихика» и каковы ее основные свойства?

8. Объясните причины неприятия Маслоу т.н. «организованных» религий.

Литература:

1. Маслоу А. Новые рубежи человеческой природы / Пер. с англ. М.: Смысл, 1999. – 425с.

Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» - диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека. «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У. Стоппа (1975 год).

Его модель иерархии потребностей нашла широкое применение в экономике, занимая важное место в построении теорий мотивации и поведения потребителей.

Биография

Маслоу был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Его детство сложно назвать счастливым. Отец, работавший бочаром, надолго исчезал из семьи, мать была человеком жестким и полным предрассудков. Родители часто ссорились. Когда ему было девять лет, семья переехала из еврейского района города в другой, и поскольку у Маслоу была ярко выраженная еврейская внешность, то он узнал, что такое антисемитизм. Он был одиноким, застенчивым и подавленным молодым человеком.

Маслоу был одним из лучших учеников в школе. После ее окончания в 1926 году, по совету отца, поступает в юридический Сити-колледж в Нью-Йорке, но буквально через две недели бросает его. С психологией Маслоу знакомится в Корнельском университете. В это время он увлекается театром и классической музыкой, дважды в неделю ходит на концерты в Карнеги-холл, а ради посещения театра приторговывает арахисом.

В 1928 г. Маслоу переводится в Висконсинский университет в Мадисоне, где специализируется на психологии. Его научным руководителем становится Гарри Харлоу, известный исследователь приматов. В том же году Маслоу женится на своей двоюродной сестре Берте, в которую он был влюблен с 12 лет.

В Висконсинском университете он становится бакалавром (1930), магистром (1931) и доктором (1934) психологии. Маслоу получает классическое бихевиористкое образование, а его первая научная работа, которая сулила ему блестящее будущее, была посвящена взаимосвязи сексуальности и социального поведения у приматов.

В 1934 году он начинает работать в Колумбийском университете ассистентом-исследователем у Эдварда Торндайка, известного бихевиориста, теоретика в области научения. Поначалу и Маслоу был приверженцем бихевиористкого подхода, он был восхищен работами Джона Б. Уотсона, но постепенно увлекается и другими идеями.

В 1937 году Маслоу принимает предложение стать профессором Бруклинского колледжа, где он работал на протяжении 14 лет. В это время происходит его знакомство с плеядой самых известных европейских психологов, укрывшихся в США от преследований нацистов, в их числе Альфред Адлер, Эрих Фромм, Карен Хорни, Маргарет Мид, а также основатель гештальтпсихологии Макс Вертгеймер и антрополог Рут Бенедикт. Двое последних стали не только учителями и друзьями Маслоу, но и теми людьми, благодаря которым и возникла идея исследования самоактуализирующихся личностей.

Но первые попытки Маслоу заявить о своих новых идеях вызвали негативную реакцию в американском психологическом сообществе, где доминировали бихевиористы. Даже коллеги по факультету сторонились его, ведущие психологические журналы отказывались публиковать научные работы. В 1951 г. Маслоу становится первым деканом психологического факультета недавно созданного университета Брандейса. Он проработал там до 1969 г. Именно в этот период происходит постепенно признание его идей, оформляется как отдельное направление гуманистическая психология. В 60-е годы Маслоу становится популярным, а в 1967-м даже избирается президентом Американской психологической ассоциации, что вызывало удивление его самого.

Научные воззрения Маслоу

Маслоу был одним из первых, кто стал изучать положительные стороны человеческого поведения. Его исследования самоактуализирующихся личностей позволили сформулировать позитивный, гуманистический взгляд на человеческую природу. Если прежде психология, особенно психоанализ, изучала людей с различными психическими отклонениями и на основе этого и были сформулированы теории личности, то Маслоу взял в качестве образцов здоровых и реализованных людей, как следствие, он получил новые данные о природе человека.

Бихевиоризм и психоанализ, или дефицитарные психологии, как называл их Маслоу, избегали многих культурных, социальных и индивидуальных аспектов проявления человека, таких, как креативность, любовь, альтруизм и так далее. Для бытийной психологии, которую предложил Маслоу, именно эти проявления человека и были наиболее интересны. Самая известная теория Маслоу? теория мотивация, основанная на модели иерархии потребностей. Самой высшей потребностью, которая подталкивает человека к раскрытию своих способностей и талантов, является потребность в самоактуализации.

Развивая теорию мотивации? можно выделить три этапа развития этой теории? Маслоу уходит от жестко-заданой иерархии потребностей и разделяет все мотивы на две группы: дефицитарные и бытийные. Первая группа направлена на восполнение дефицита, как например потребности в еде или во сне. Это неизбежные потребности, которые обеспечивают выживание человека. Вторая группа мотивов служит развитию, это бытийные мотивы? активность, которая возникает не для удовлетворения потребностей, а связана с получением удовольствия, удовлетворения, с поиском более высокой цели и ее достижением. На третьем этапе в теории Маслоу появляются понятия метамотивации и метапотребности, которые связаны с бытийными ценностями человека, такими как истина, добро, красота и другие. Этот бытийный пласт существования личности может открываться человеку в так называемых "пик-переживаниях" (peak-experience), представляющих собой опыт восторга, эстетического наслаждения, сильных положительных эмоций. Развивая эти идеи Маслоу приходит к пониманию ограниченности рамок гуманистической психологии и участвует в создании новой, "четвертой силы" ? трансперсональной психологии.

Идеи Маслоу привлекали к себе большое внимание как сторонников, так и критиков. Последние утверждали, что выборки исследований были слишком малы для подобных обобщений. Особенно сильно досталось Маслоу за субъективность критериев выбора самоактуализирующихся личностей, а также за отcутствие в его теориях учета социальных факторов, окружающего контекста.

Диаграмма Маслоу показывает, в каком порядке человек в среднем удовлетворяет свои потребности. Хотя статистически диаграмма верна, бывают случаи, когда, например, потребность в признании для человека важнее потребности в любви.

Маслоу считал, что все самоактуализированные люди имеют общие характерные черты:

  1. Более эффективное восприятие реальности и более удобные отношения с реальностью.
  2. Приятие (себя, других, природы).
  3. Непосредственность; простота; естественность.
  4. Сосредоточенность на проблеме [в противоположность эго-центрированности].
  5. Способность обособиться; потребность в уединении.
  6. Автономия; независимость от культурных штампов и окружения.
  7. Сохраняющаяся свежесть восприятия.
  8. Мистический и вершинный опыт.
  9. Gemeinschaftgefuhl [чувство общности с другими].
  10. Более глубокие и проникновенные взаимоотношения.
  11. Демократичность.
  12. Способность распознавать цели и средства, хорошее и плохое.
  13. Философский, незлобный доброжелательный юмор.
  14. Креативность.
  15. Сопротивление окультуриванию; вне любой определенной культуры.

К числу таких самоактуализированных людей Маслоу относил Авраама Линкольна, Томаса Джефферсона, Альберта Эйнштейна, Элеонору Рузвельт, Джейн Адамс, Уильяма Джеймса, Альберта Швейцера, Олдоса Хаксли и Баруха Спинозу.

Провидец и революционер в науке ушедшего века, один из самых ярких и влиятельных психологов Абрахам Маслоу существенно изменил наше мировоззрение на человеческую природу и свои возможности, убедив нас в том, что мы являемся .

Биография Абрахама Маслоу заслуживает особого внимания.

«Я — антидоктринер. Я против того, что закрывает перед нами двери и отрезает возможности.»

А. Маслоу

По стопам детства в Бруклине

Родился, выдающийся психолог и психотерапевт Абрахам Гарольд Маслоу 1 апреля 1908 года в Бруклине, в не самом представительном районе Нью-Йорка. Родители его были необразованными евреями, которые эмигрировали с России. Маслоу был первенцем в семье из семи детей. Родители возлагали на него большие надежды и очень хотели, чтобы он стал грамотным и интеллигентным человеком.

Маслоу, по собственному признанию, свои детские годы вспоминает без всякого энтузиазма и восхищения, потому как был очень одинок и несчастен: «Странно, что с таким детством я не заболел психозом или неврозом. Я был маленьким еврейским мальчиком между людей неевреев. Это напоминает похожую ситуацию, когда первый чернокожий посещает школу для белых. Я был несчастен и одинок. Я вырос среди книг в библиотеках, без товарищей и друзей». Такие годы Маслоу могли бы стать отличным сюжетом для психоаналитического очерка.

Взаимоотношения между Маслоу и матерью были довольно напряженные и враждебные. Один из авторов описывает в биографии Маслоу то, что его ненависть к матери длилась до конца ее дней, и он даже не пришел на ее похороны.

Она была очень строгой религиозной женщиной и зачастую угрожала своим детям, что Бог накажет их за все неверные проступки. Такое отношение вынудило Маслоу возненавидеть религию и не верить в Бога.

Отец Маслоу был далеко не примерным семьянином. Человек, который «любил виски, женщин и драки», вспоминает Абрахам. Больше того, отец убеждал сына, в том, что он глуп и уродлив.

Временем позже, Маслоу сумел простить отца, в отличие от матери, и часто говорил о нем с гордостью и любовью. Несмотря на такую отцовскую репутацию, семейный бизнес удачно развивался и вполне благополучно обеспечивал семью.

Позже и сам Маслоу, который был уже дипломированным психологом, участвовал в руководстве бизнесом отца по производству бочек.

Юные годы

Стоить отметить, что Маслоу был далеко не красавцем. В юности он очень комплексовал по поводу недостатков своей внешности. Попытки улучшить свое щуплое тело усиленными занятиями спорта оказались неудачными. После этого он серьезно углубился в науку.

В 18-м возрасте, по желанию отца, Маслоу поступает в Сити-колледж в Нью-Йорке, изучать закон и право. Однако юридическая карьера не заинтересовала юного Маслоу и он начал посещать более эклектический курс в Корнелском Университете.

На предпоследнем курсе колледжа Маслоу увлекся психологией. Вследствие этот юноша поступил в Университет Висконсина. В 1931 году он получает звание магистра гуманитарных наук, а 1934 году – степень доктора. Докторскую диссертацию Маслоу посвятил изучению доминантного и полового поведения в колонии обезьян.

В школьные годы он пылко любил свою кузину Берту Гудман. Родители не благословляли этой любви, потому как они опасались, что дети могут родиться с генетическими дефектами.

Но вопреки всем родственным запретам они поженились незадолго до переезда в Висконсин (ему было 20, а ей 19). После он сказал: «Жизнь практически не начиналась для меня, пока я не уехал в Висконсин и не женился».

Зрелые годы

С получением докторской степени, Маслоу возвращается в Нью-Йорк для сотрудничества со знаменитым теоретиком в сфере обучения Э. Л. Торндайком из Колумбийского университета. Далее в течении последующих 14 лет, Маслоу переходит в Бруклинский колледж.

Он описывал свои проведенные годы в Нью-Йорке, как центр психологической вселенной. Консультации психотерапевта, психологическое консультирование, психологические услуги в то время в Нью-Йорке были представлены в достаточной мере.

Именно в этот период он знакомится с элитой европейских интеллектуалов — Эрих Фромм, Альфред Адлер, Карен Хорни, Рут Бенедикт и Макс Вертгеймер. Это только часть тех, к кому обращался Маслоу, чтобы раскрыть и изучить поведение человека.

Неформальное общение с такими знаменитыми учеными позволило сформировать интеллектуальную основу будущих гуманистических взглядов Маслоу, параллельно изучающего в тот момент психоанализ.

С 1951 по 1961 год Маслоу занимает должность заведующего кафедрой психологии Университета Брандеиса, после чего становится профессором психологии.

В 1969 году Маслоу уходит из Брандеиса и посвящает себя академическому посту в Благотворительном фонде У. П. Логлина в Менлоу-парк, Калифорния. Подобное направление дает ему свободу увлечения философией демократической политики, этики и экономики.

1970 год Маслоу умирает в возрасте 62 лет от сердечного приступа, который являлся следствием хронического сердечного заболевания.

Маслоу был членом многих почетных и профессиональных обществ. Будучи членом Американской психологической ассоциации, Маслоу был главой Отделения эстетики и Отделения личности и социальной психологии, а также был назначен президентом всей Ассоциации год 1967-1968 .

Маслоу являлся редактором-создателем «Журнала трансперсональной психологии» и «Журнала гуманистической психологии». А также был редактором-консультантом многих научных периодических изданий.

Он изучал возрастную психологию, и на последнем этапе свой жизни поддержал Институт Иссален, Калифорнии, и похожие группы, которые изучали возможности человека.

В последнии 10 лет Маслоу написал основную часть своих книг.

Том был составлен при участии его жены и был опубликован посмертно в 1972 году, который получил название «Памяти Абрахама Маслоу». Биография Абрахама Маслоу вполне способна вдохновить любого человека, ведь этот великий ученый фактически сделал себя сам.

Из всех классиков психологии Маслоу в наибольшей степени подходит под определения гения ввиду своей глубокой увлеченности своим делом. В его честь названа известная ныне , которая олицетворяет распределение нужд человека от низменных физиологических до высших, духовных.

Введение

Абрахам Маслоу один из ведущих ученых XXв. Его иерархия потребностей уже десятки лет считается ведущей классификацией. Основная работа Маслоу «Мотивация и личность» раскрывает зависимость и порядок потребностей.

Цель моей работы заключается в рассмотрении пирамиды Маслоу и в выявлении закономерности развития потребностей. Актуальность заключается в том, что хоть данная классификация является ведущей на сегодняшний день, но она не идеальна и не смогла охватить всего спектра потребностей человека

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

· Проанализировать иерархию потребностей А. Маслоу

· Подробно разобрать потребность в самоактуализации, как вершину человеческих потрбеностей

· Выявить способы удовлетворения потребности в самоактуализации

Абрахам Маслоу

Биография

Амбрахам Маслому (1 апреля 1908 -- 8 июня 1970) -- видный американский психолог, основатель гуманистической психологии

Абрахам Маслоу (Abraham Maslow) родился в 1908 году в Нью-Йорке в районе Бруклина в еврейской семье. Был самым старшим из семи детей Самуила Маслова и Розы Шиловской. Родители его эмигрировали из России. Отец приехал в Соединенные Штаты, будучи совсем молодым человеком и занялся изготовлением бочек для продажи. Позднее Маслоу-старший вызвал из России свою будущую жену. В юности Абрахам был чрезвычайно застенчивым и очень нервным. Способный, несчастный и одинокий мальчик был настолько убежден в своей некрасивости, что садился в пустые вагоны метро, чтобы на него не смотрели.

Маслоу поступил в Сити-Колледж в Нью-Йорке в возрасте 18 лет. Отец хотел, чтобы Абрахам стал адвокатом, но сыну сама мысль о юридической школе была невыносима.

В юности Маслоу влюбился в свою двоюродную сестру и находил любые предлоги, чтобы провести какое-то время в ее семье. То, что кузина не отвергла его, чего он боялся, было огромной поддержкой для его еще не устоявшегося самоуважения. В возрасте 20 лет он женился на этой девушке. Женитьба и увлечение психологией стали новым поворотом в жизни Маслоу.

На первом курсе колледжа Маслоу открыл для себя мир музыки и драматического искусства. Любовь к музыке и театру он пронес через всю жизнь. Маслоу перевелся в Висконсинский университет, его интерес сосредоточился на психологии. Он был увлечен идеей Дж. Б. Уотсона (J. B. Watson) о бихевиоризме как о мощном орудии воздействия на человеческую жизнь. В Висконсине Маслоу практиковался в экспериментальной методике и работал в психологической лаборатории, где проводил исследования на крысах и других животных. В 1930 году Маслоу получил степень бакалавра, а в 1934 году, в возрасте 26 лет, получил степень доктора.

После получения ученой степени Маслоу возвратился в Нью-Йорк для работы с Эдвардом Торндайком, известным психологом Колумбийского университета.

Через полтора года Маслоу получил место преподавателя в Бруклинском колледже, где и проработал 14 лет. В то время Нью-Йорк был весьма притягательным интеллектуальным центром для многих блестящих ученых, спасавшихся от нацистского преследования. Маслоу довелось работать со многими психотерапевтами, включая Альфреда Адлера, Эрика Фромма и Карен Хорни. Больше всех на него повлияли Макс Вертхаймер, один из создателей гештальт-психологии, и Рут Бенедикт, замечательный специалист по культурной антропологии.

В период Второй мировой войны Маслоу понял, что психология может внести лишь незначительный вклад в уменьшение международного конфликта. В это время Маслоу стал заниматься вместо экспериментальной психологии социальной и персональной.

Во время длительной болезни Маслоу помимо своей профессиональной работы занимался семейным бизнесом по производству бочек. Интерес к бизнесу и прикладной психологии привел его в конце концов к созданию работы EupsychianManagement («Эупсихический менеджмент», 1965), в которой были собраны мысли и статьи, связанные с менеджментом и промышленной психологией. Он писал эту работу летом, которое он провел как приглашенный специалист на небольшом электронном заводе в Дель Маре, в Калифорнии.

В 1951 году Маслоу пригласили во вновь открытый Университет Брандеса, под Бостоном. Маслоу принял предложение и остался там до 1968 года. Он заведовал кафедрой первого психологического факультета и своей деятельностью способствовал развитию всего университета.На протяжении всей карьеры Маслоу его новаторские работы почти всегда отклонялись как ненаучные и несоответствующие основному направлению в психологии. Но постепенно его работы получили более высокую оценку. В 1967 году Маслоу был избран президентом Американской психологической ассоциации, что очень удивило самого Маслоу. На этом посту он пробыл один год.

В январе 1969 года Маслоу ушел из Университета Брандеса, членство в научном обществе давало ему возможность полностью заняться научными трудами. В июне 1970-го, в возрасте 62 лет, Маслоу умер от сердечного приступа.

Работы А. Маслоу

«Широко известна иногда приписываемая Маслоу так называемая «Пирамида Маслоу» -- диаграмма, иерархически представляющая человеческие потребности. Однако ни в одной из его публикаций такой схемы нет, напротив, он считал, что иерархия потребностей не является фиксированной и в наибольшей степени зависит от индивидуальных особенностей каждого человека». Маслоу, Абрахам Харольд// Википедия - свободная энциклопедия (электронный ресурс), режим доступа: «Пирамида потребностей», введённая, вероятно, для упрощённого изложения идеи иерархии потребностей, встречается впервые в немецкоязычной литературе 1970-х годов, например, в первом издании учебника У.Стоппа (1975 год).

В середине тридцатых годов он приступил к работе над тем, что стало основным трудом его жизни, книгой «Motivation and Personality» («Мотивация и личность»), опубликованной в 1954 г. Маслоу изучал гештальт-психологию у Карла Вертхаймера и Курта Коффки в Новой Школе Социальных Исследований и обучался психоанализу, в том числе и у Эриха Фромма. Ознакомившись с психоанализом, он продолжил изучение психологии под руководством Альфреда Адлера. Он изучал антропологию вместе с Рут Бенедикт и Маргарет Мид и участвовал в экспедиции, занимавшейся изучением индейского племени «Северных черноногих», одного из алгонкинских племен.

В 1943 г. он опубликовал две работы: «A Preface to Motivation Theory» («Введение в теорию мотивации») и «A Theory of Human Motivation» («Теория человеческой мотивации»), где сформулировал позитивную теорию мотивации, определяемую им, как «обобщенно-динамическую». Между 1947 и 1949г. Маслоу оставил академическую карьеру и организовал Maslow Cooperage Corporation, решив заняться собственным бизнесом. Тем не менее, он сохранил свои академические связи и продолжал публиковать статьи в научной периодике и в этот период.

Поздние работы Маслоу приобретают все более утопический и даже мистический характер.