Психодинамический подход в социальной психологии. Психодинамический подход в психологии

Даже если вы очень мало знаете о психологии, в любом случае вы слышали об одном психологе – это Зигмунд Фрейд , основатель психодинамического подхода к психологии, или психоанализа.

Фрейд ассоциируется у неспециалистов психологии с пациентом, лежащим на диване и рассказывающим о своих глубоких тайнах.

В отличие от поведенческой психологии, психодинамические психологи игнорируют инструменты науки и вместо этого предлагают заглянуть внутрь головы людей для того, чтобы разобраться в их отношениях, опыте и том, как они видят мир.

Психодинамический подход включает в себя психологические теории, которые видят человеческое функционирование во взаимодействии приводов и сил внутри человека, в частности бессознательном, а также различных структур личности.

Психоанализ Фрейда был оригинальной психодинамической теорией, но психодинамический подход в целом включает в себя все теории, которые были основаны на этой идее такими учеными, как (1964), Адлер (1927) и (1950).

Понятия психодинамические и часто путают. Помните, что теории Фрейда были психоаналитические, в то время как психодинамический термин относится к теории не только Фрейда, но и его последователей.

Зигмунд Фрейд между 1890 и 1930 годами разработал ряд теорий, которые легли в основу психодинамического подхода к психологии. Его теории получены клинически, т.е. основаны на данных, полученных от пациентов во время терапии. Психодинамическое терапевты, как правило, лечат пациента от депрессии или тревоги, расстройств.

Положения психодинамического подхода

* На наше поведение и чувства сильно влияют бессознательные мотивы.

* Наше поведение и чувства, в том числе психологические проблемы, кроются в наших детских переживаниях.

* Любое поведение имеет причину (обычно бессознательную), даже оговорки.

* Личность состоит из трех частей (то есть трехсторонняя): ид, эго и супер-эго.

* Поведение объясняется двумя инстинктивными влечениями – это эрос (половое влечение и инстинкт жизни) и танатос (агрессивное и инстинкт смерти). Оба эти инстинкта исходят от «ид».

* Часть подсознания (и сверх-Я) находятся в постоянном конфликте с сознательной частью ума (эго).

* Личность имеет форму диска, модифицируется в различных конфликтах в разное время в детстве (во время ).

История психодинамического подхода

* Анна O. пациентка доктора Йозефа Брейера (наставник Фрейда и друг), с 1800-го по 1882 год страдала от истерии.

* В 1895 году Брейер и его помощник Зигмунд Фрейд написали книгу «Очерки об истерии» . В ней они объяснили свою теорию: любая истерия является результатом травматического опыта, который не может быть интегрирован в понимании человеком мира. Фрейда в публикациях начинают называть отцом психоанализа.

* К 1896 году Фрейд нашел ключ к своей собственной системе, назвав ее psychoanalysi . В ней он заменил гипноз на свободные ассоциации.

* В 1902 году Фрейд основал Психологическое общество , позже преобразованное в Венское психоаналитическое общество . Организация росла, Фрейд определил внутренний круг преданных последователей, так называемый Комитет (в него вошли в том числе Шандор Ференци, Ганса Сакса (стоя) Отто Ранк, Карл Абрахам, Макс Эйтингон и Эрнест Джонс).

* Фрейд и его коллеги в Массачусетсе в 1909 году читали лекции по новым методам их понимания психических заболеваний. Слушателями были некоторые наиболее важные интеллектуальные представители страны, такие как Уильям Джеймс, Франц Боас и Адольф Майер.

* В первые годы после визита в США была основана Международная психоаналитическая ассоциация. Фрейд назначил Карла Юнга своим преемником, чтобы организовать ассоциации. Представительства были созданы в крупных городах в Европе и в других местах Стали проводиться регулярные встречи и съезды для обсуждения теории, методов лечения и культурного применения новой дисциплины.

* Исследование Юнга шизофрении «Психология раннего слабоумия» послужило началом его сотрудничества с Зигмундом Фрейдом.

* Тесное сотрудничество Юнга с Фрейдом продолжалось до 1913 года. Юнг все более критически начинает относиться к исключительно сексуальному определению Фрейда либидо и инцеста. Публикация Wandlungen Юнга и символы либидо (известная в английском языке как «Психология бессознательного») послужила поводом к окончательному разрыву между учеными.

* После выхода из этого кризисного периода Юнг начал развивать собственные теории в аналитической психологии . Концепции Юнга о коллективном бессознательном и архетипах привели его к изучению религии на Востоке и Западе, мифов, алхимии, а позднее летающих тарелок.

* Анна Фрейд (дочь Фрейда) стала основным представителем направления в британской психологии, специализирующегося на применении психоанализа к детям. Среди ее самых известных работ «Эго и механизм защиты» (1936).

Основы психодинамического подхода

ОСНОВНЫЕ ХАРАКТЕРИСТИКИ И МЕТОДОЛОГИЯ

  • Коллективное бессознательное (Карл Юнг)
  • Психосексуальное развитие (Фрейд)
  • Подсознание (Фрейд)
  • Психея (Фрейд)
  • Защитные механизмы (Фрейд)
  • Психосоциальное развитие
  • Case Study (Маленький Ганс)
  • Анализ сновидений
  • Свободная ассоциация
  • Оговорки (parapraxes)
  • Гипноз

ОСНОВНЫЕ ДОПУЩЕНИЯ, ОБЛАСТИ ПРИМЕНЕНИЯ

  • Основные причины поведения берут свое начало в бессознательном.
  • Психический детерминизм: все поведение имеет причину/причины.
  • Различные части подсознания находятся в постоянной борьбе.
  • Наше поведение и чувства, в том числе психологические проблемы, коренятся в нашем опыте детства.
  • Развитие гендерно-ролевого начала
  • Терапия (психоанализ)
  • Вложение (Боулби)
  • Нравственное развитие (супер-эго)
  • Агрессия (смещение/Танатос)
  • Личность (Эриксон, Фрейд)
  • Важность подсознания
  • Анализ сновидений

ДОСТИЖЕНИЯ/ НЕДОСТАТКИ

  • Популяризация метода Case Study в психологии
  • Защитные механизмы
  • Свободная ассоциация
  • Проективные тесты (ТАТ, Роршаха)
  • Важность детства
  • Субъективность истории успеха – нельзя обобщить результаты
  • Ненаучность (не хватает эмпирической поддержки)
  • Слишком детерминированный (нет свободной воли)
  • Смещенная выборка (например, женщины среднего возраста из Вены)
  • Игнорирование Mediational процессов (например, мышления, памяти)
  • Unfalsifiable (трудно доказать)

Критика психодинамического подхода

Наибольшая критика психодинамического подхода в том, что она ненаучна в своем анализе человеческого поведения. Многие из концепций центральных теорий Фрейда являются субъективными и их невозможно проверить научно. Например, как это возможно, чтобы научное исследование выявило, что такое подсознание или трехсторонняя личность? В этом отношении психодинамическая перспектива как теория не может быть эмпирически исследована.

Кроме того, большинство доказательств психодинамических теорий взято из исследований Фрейда (например, маленький Ганс, Анна O.). Основная проблема здесь в том, что исследования основаны на изучении одного человека в деталях, а также это ссылки лиц и организаций на результаты исследований Фрейда чаще всего женщин среднего возраста из Вены (т.е. его пациенток). Это делает невозможным обобщение для более широких слоев населения.

Со стороны гуманистического подхода критика в том, что психодинамический подход слишком детерминированный, т.е. оставляет мало места для личного участия (то есть свободной воли).

Психодинамическое направление

Под термином "психодинамика" обычно понимают движение, разворачивание, рост и затухание, взаимодействие и борьба сил внутри психики человека.

К психодинамическому направлению относят виды психотерапии, ориентированные на психоаналитическую концепцию:
- классический психоанализ З. Фрейда (в центре внимания бессознательные психические процессы и мотивации);
- индивидуальную психологию А. Адлера;
- аналитическую психологию К.Г. Юнга;
- эго-психология А. Фрейд;
- психология самости Хайнца Хартманна;
- психоаналитическая теория объектных отношений М. Кляйн, Р. Фэйрнбейрн;
- интерперсональную психология Г.С. Салливана,
- структурный психоанализ Жака Лакана,
- групповой психоанализ А.Адлер, Т.Барроу. Р.Дрейкурс, Э.Лазелл, Дж.Морено, К.Оберндорф, Л.Уэндер, П.Шильдер мн.др.

В основе данного направления - работы 3. Фрейда.
З. Фрейд первый охарактеризовал психику как поле боя между инстинктом, рассудком, сознанием. Термин «психодинамический» указывает именно на эту непрекращающуюся борьбу между различными составляющими личности.
Суть психодинамического направления - рассмотрение личности в ее динамической конфигурации, как результат нескончаемого конфликта внутри нее.
Основные положения психодинамического направления:
1. Теории личности. Зигмунд Фрейд.
Фрейд предложил разделить психику на две части: сознательное и бессознательное. Сознание состоит из ощущений и переживаний, которые человек сознает в данный момент времени. Бессознательное занимает гораздо большую часть человеческой психики и, согласно Фрейду самая глубокая и значимая область разума. Бессознательное представляет собой хранилище примитивных инстинктивных побуждений, эмоций и воспоминаний, которые настолько угрожают сознанию, что были вытеснены в область бессознательного. Согласно Фрейду, такой неосознанный материал во многом определяет наше повседневное функционирование
Понятие динамики применительно к личности предполагает, что поведение человека не является произвольным или случайным. Предполагаемый психодинамическим направлением детерминизм обусловлен бессознательными психическими процессами. Соответственно, в нем подчеркивает важность для разрешения проблемы клиента, осознания им, клиентом, интрапсихических конфликтов, которые являются результатом бессознательной борьбы противоречивых, часто неосознаваемых мотивов внутри личности. Однако неосознанный материал может выразится в замаскированной или символической форме, подобно тому как неосознаваемые инстинктивные побуждения косвенно находят удовлетворение в снах, фантазиях. игре и работе. В бессознательном нет времени, нет порядка, и в момент появления одного из элементов вместе с ним может появиться и другой. Так, во сне, приходят малоосознанные переживания из разных временных промежутков жизни человека. Сон является вместилищем дневного остатка (за 3 прошлых дня) + элементы из значимого прошлого. Иногда в состоянии бодрствования можно отследить, что вместе с информацией (воспоминаниями, необходимой в данный момент, в сознании всплывает материал, который не актуален и который даже не хочется вспоминать.
Бессознательное содержит в себе часть, которая называется предсознанием, но не является частью самостоятельной частью психики.
Область предсознательного включает в себя весь опыт, который не осознается в данный момент, но может легко вернуться в сознание, или спонтанно, или в результате минимального усилия. Предсознательное является частью психики, которая переводит вытесненный болезненный материал в символическую речь в сновидениях и является «цензором». Такое представление о взаимоотношениях сознательного и бессознательного является топографической моделью психического аппарата.
2. Структура личности: Ид, Эго, Суперэго. Фрейдом была разработана структурная модель психического аппарата, согласно которой личность человека включает в себя три структурных компонента: Ид, Эго и Супер-Эго.
«Ид» (с лат. Оно), по Фрейду, означает исключительно примитивные, инстинктивные и врожденные аспекты личности. Ид – нечто темное, биологическое, хаотичное, не знающее законов, не подчиняющиеся правилам. Ид сохраняет свое центральное значение для индивидуума на протяжении всей его жизни. Оно выражает первичный принцип всей человеческой жизни – немедленную разрядку психической энергии, производимой биологически обусловленными побуждениями (особенно сексуальными и агрессивными). Последние, если они сдерживаются и не находят разрядки, создают напряжение в функционировании личности. Немедленная разрядка напряжения получила название «принцип удовольствия». Ид подчиняется этому принципу, выражая себя в импульсивной, иррациональной и нарциссической манере, невзирая на последствия для других и вопреки самосохранению.
Эго (от лат. «Я») – это компонент психического аппарата, отвечающий за принятие решений. Эго подчиняется принципу реальности, цель которого- сохранение целостности организма путем отсрочки удовлетворения инстинктов до момента, когда будет найдена возможность подходящим способом. Принцип реальности дает возможность индивидууму тормозить, переадресовывать или давать выход грубой энергии Ид в рамках социальных ограничений и совести индивидуума.
Для эффективного функционирования в обществе человек должен иметь систему ценностей, норм и этики, разумно совместимых с теми, которые приняты в его окружении. Все это приобретается посредством формирования «Супер-Эго». Организм человека не рождается с Супер-Эго, а обретает его благодаря взаимодействию с родителями, учителями и другими формирующими фигурами. Фрейд разделил Супер-Эго на две подсистемы: Совесть и Эго-Идеал. Супер-Эго считается полностью сформировавшимся, когда родительский контроль заменяется самоконтролем. Супер-Эго отвечает за мораль, нравственность и религию, принимаемые личностью, и формируется в результате идентификации с формирующими фигурами.
3. Энергетическая модель психики по Фрейду. У человека есть врожденное биологически детерминированное побуждение к действию. Фрейд выделял два значимых инстинкта: сексуальный с энергией либидо и разрушительный(или инстинкт смерти) с энергией мортидо. Поэтому в каждом человеке изначально существует два стремления, определяющих его поведение в жизни, в зависимости от накопления той или иной энергии.
4. Психологическая защита как понятие было введено З.Фрейдом. Все защитные механизмы обладают общими характеристиками:
а. Они действуют на неосознанном уровне и поэтому являются средствами самообмана.
б. Они искажают, отрицают или фальсифицируют восприятие реальности, чтобы сделать тревогу менее угрожающей для индивидуума.
Выделяют несколько основных защитных стратегий: вытеснение, перенос, замещение, отрицание, рационализация, регрессия, сублимация и др.
5. Концепция невроза
В классическом психоанализе Фрейд выделил три типа психоневроза: истерическая конверсия, истерический страх (фобия) и невроз навязчивых состояний. Симптомы этих неврозов можно интерпретировать как конфликт между «Эго» и «Ид». [Психоневроз обратимое психическое расстройство с преобладанием аффективной лабильности, страха, тревоги, явлений навязчивых мыслей на фоне невротического состояния (Никифоров А. С. Неврология. Полный толковый словарь, 2010 г.). Психоневроз обусловлен причинами, относящимися к прошлому, и объясним только в терминах личности и истории жизни].

Фрейд писал: «Человек заболевает в результате интрапсихического конфликта между требованиями инстинктивной жизни и сопротивления им».

Основные положения данного направления:
· главное значение в возникновении проблем имеют инстинктивные импульсы, их выражение, трансформация, подавление;
· развитие проблемы обусловлено борьбой между внутренними импульсами и защитными механизмами.
Конечная цель в психодинамическом направлении видится в осознании бессознательного. Задача психодинамического направления состоит в том, чтобы помочь человеку понять истинную причину его страданий, скрытую в бессознательном, вспомнить забытые травмирующие переживания, сделать их сознательными и как бы пережить заново; это приводит к эффекту катарсиса.[Катарсис (греч. kathatsis - очищение) состояние внутреннего очищения, наступающее после определённых переживаний и потрясений. Человек вспоминает, воспроизводит и переживает заново забытые драматические сцены из своей жизни, послужившие причиной его невротического конфликта. Так клиент словно очищает свою психику].
Практикующий в динамическом направлении специалист ориентирован на поиск и раскрытие у клиента подавленного содержания и сопротивления. «Он добивается этого при помощи медленного, скрупулезного объяснения и разгадывания исторического значения психических явлений и косвенных форм, в которых выражаются закамуфлированные конфликты, лежащие в их основе». Предполагается, что инсайта, как момента осознания, достаточно для начала личностных изменений.

Основные процедуры данного направления:
1. Конфронтация[Сначала аналитик должен показать клиенту, что тот чего-то избегает. Когда клиент это видит и сам различает тот психический феномен, то можно переходить к прояснению];
2. Прояснение [Необходимо поместить анализируемый психический феномен в четкий фокус. Значимые детали должны быть тщательно выделены, обозначены их границы от второстепенных];
3. Интерпретация [Разъяснение неясного или скрытого для клиента смысла некоторых аспектов его переживания и поведения. Необходимо реконструировать ту часть жизни клиента, которая предопределяет появление этого неосознанного психического события. Слишком раннее или слишком позднее проведение интерпретации нежелательно. Если нет полной уверенности в правильности интерпретации, можно придать ей форму предложения, вопроса, гипотезы или намёка];
4. Прорабатывание [Это тщательный комплекс процедур и процессов, имеющих место после (инсайта) внезапного понимания решения проблемы, состояния либо причины этого состояния, которые ранее были непонятны для клиента. Проработка часто относится к сопротивлениям, которые предшествуют тому, чтобы понимание привело к изменению. Из всех процедур тщательная проработка - самая длительная - иногда она затягивается на полгода и более].
Итак:
Конфронтация - распознавание клиентом специфических психических явлений, подлежащих исследованию.
Прояснение - помещение обнаруженных явлений в «резкий фокус» для отделения важных моментов от незначительных.
Интерпретация - определение основного смысла и/или причины события.
Прорабатывание- повторение, тщательное исследование интерпретаций и сопротивлений до тех пор, пока представленный материал не интегрируется в понимании клиента.
В психодинамическом подходе, в основном, используются средства вербализации:
- интерпретации свободных ассоциаций клиента;
- анализ реакций переноса и сопротивления;
- анализ сновидений;
- анализ ошибочных действий (обмолвки, описки).
Требования, предъявляемые к возможным клиентам, которых можно с успехом подвергнуть психоанализу, разнообразны: у них должны быть нормальное психическое состояние, определенная степень природной интеллигентности и этического развития. Резко выраженные черты извращенности характера, дегенеративности вызывают при терапии почти непреодолимое сопротивление. Возраст, приближающийся к 50 годам, создает неблагоприятные условия для психоанализа из-за необходимости обработать массу психического материала, а излечение требует слишком много времени по причине не способности искоренить психические процессы.
Конкретные методы работы зависят от течения внутри данного направления.

гуманистический психосоциальный клиент

Психодинамический подход базируется на психоанализе Фрейда. Отношения, которые складываются между клиентом и терапевтом, такие же, как и между врачом и пациентом, вот почему в психоаналитических подходах клиент, просящий помощи, определяется как пациент. Первоначально данный метод жестко определял установки пациента и необходимые процедуры, тем самым выстраивалась, как и в медицинской практике, директивные принципы взаимоотношений. Позднее 3. Фрейд приходит к тому, что взаимоотношения между аналитиком и пациентом являются частью терапевтического контакта, и они могут мешать или помогать решению проблем пациента.

В основе концепции 3. Фрейда о личности лежит предположение о конфликтах как движущей силе развития. Эти конфликты между сексуальными инстинктами и инстинктами голода и боли позднее он расширил, выделив в развитии индивидуальности такие важные конфликты, как конфликт между инстинктом жизни и разрушением или смерти.

Концепция базируется на следующих положениях:

  • 1. Поведение имеет психологическую обусловленность (психический детерминизм).
  • 2. Неосознанные ментальные процессы определяют мысли и поведение человека больше, чем сознательные процессы, поэтому большинство истинных причин нашего поведения нам неизвестно. Отсюда делается вывод:
  • 1. Люди действуют таким образом, чтобы избежать боли и неприятности, что приводит к подавлению чувств и эмоций.
  • 2. При достаточно долгом подавлении чувств и эмоций происходит либо их выплеск, либо они замаскированы определенным символическим образом.
  • 3. Фрейд вводит специальное понятие - либидо, изначально оно означало как лежащую в основе всех сексуальных проявлений специфическую сексуальную энергию, которая количественно может быть измерена, но на данный момент она не измерима. 3. Фрейд считал, что человеческая индивидуальность могла бы быть понята исходя из знания о количестве либидо и ее направленности на тот или иной объект, т.к. человек ищет в окружающей среде объекты для удаления напряжения или восстановления саморавновесия.

Согласно концепции 3. Фрейда о структуре личности, человеческое поведение организовано вокруг трех основных структур: Ид, Это и Суперэго (Оно, Я, Сверх-Я)

Ид - основная часть личности, наиболее архаичная. С точки зрения 3. Фрейда, эта часть структуры определена от рождения, генетически. Ид служит источником энергии для всей личности, в ней вы первичные иррациональные процессы, характеризуются неспособностью подавлять импульсы. Ид целиком связано с бессознательным и инстинктивными биологическими потребностями (сон, еда и т.д.). 3. Фрейд считал, что Ид является проводником между соматическими и психичесими процессами в организме.

Эго развивается из Ид. 3. Фрейд по этому поводу писал «Я» - является измененной частью «Оно». Изменение произошло вследствие прямого влияния внешнего мира при посредстве сознательного. Оно стремится также применить на деле влияние внешнего мира и его намерений и старается принцип наслаждения, неограниченно царящий в «ОНО», заменить принципом реальности. Восприятие для «Я» играет ту роль, какую занимает инстинкт».

Эго питается энергией Ид, оно стремится в процессе приобретения опыта избегать опасных раздражителей, развиваясь постепенно, берет контроль над требованиями Ид. Эго находится под постоянным воздействием внешних (среда) и внутренних (Ид) импульсов. Нарастание или снижение этих импульсов приводит соответственно либо к «напряжению», либо к «релаксации».

Суперэго - следующая компонента в с личности. Суперэго развивается в процессе социализации и в нем находят отражение общественные си норм и ценностей. 3. Фрейд считал, что у Суперэго три функции: совесть, самонаблюдение и формирование идеалов.

Выступая в качестве совести, Суперэго ограничивает или разрешает сознательную деятельность; сформированная посредством родительских наставлений эта подсистема тесно связана с самонаблюдением. Самонаблюдение возникает из способности Суперэго оценивать деятельность, направленную на удовлетворение потребностей. Формирование идеалов связано с развитием самого Суперэго. В процессе развития Эго учится справляться с источниками тревоги, вырабатывая при этом механизмы защиты: подавление, сублимацию, формирование реакции, отрицание, фиксация, регресс, проекция.

Психоаналитики считают, что пациент должен признавать, что источник проблем находится в нем самом и что его трудности исходят из конфликта между желаниями и страхом, конфликтом между несовместимыми желаниями. Отсюда, как считает К. Хорни, перед пациентом стоят три задачи:

¦ «выразить себя как можно полнее и откровеннее;

¦ осознать собственные бессознательные движущие силы и их влияние на свою Жизнь;

¦ выработать способность изменять те отношения, которые нарушают отношения с самим собой и окружающим миром».

Свободные ассоциации клиента помогают выяснить природу конфликтов, обнаружить изначальные проблемные ситуации. Способность-неспособность «порождать» свободные ассоциации позволила К. Хорни ни выделить основные типы пациентов:

  • * пациенты, у которых спонтанные ассоциации вызывают страхи или внутренние запреты;
  • * пациенты, которые носят «маски» и не позволяют «вторгаться» в свободные ассоциации;
  • * пациент, не способный порождать свободные ассоциации без активного вмешательства аналитика.

Познание природы Проблем клиента осуществляется не только на понимании симптоматики аналитиком, но и самим клиентом. Этот важный принцип, как и стратегия позитивных взаимоотношений, и ранний опыт, сформировавший жизнь пациента находят отражение в природе познания клиента в социальной работе.

Под понятием «психодинамика» принято подразумевать движение, согласование и противоборство сил, которые происходят внутри человеческой психики. Поэтому — это такой подход, в соответствии с которым, обличаемые для человека процессы, происходящие в психике, формируются не факторами извне, не разумом либо же волей человеческой, а самостоятельной динамикой сил.

Согласно психодинамическому подходу, все психические феномены являются результатом согласования и борьбы интрапсихических сил. Психологи зачастую игнорируют разные рычаги природы, и подталкивают на то, чтоб заглянуть в разум человека, чтобы появилась возможность понять человеческие отношения, приоткрыть створку в осознании мира, как он его видит.

Психодинамический подход содержит психологические теории внутри самого человека, на бессознательном уровне. Такие понятия как психодинамические и психоаналитические подходы зачастую смешивают. Необходимо запомнить, что теории Фрейда — психоаналитические, а вот психодинамический термин можно смело отнести как к Фрейду, так и к последователям.

Данный подход берет свое начало от методики психоанализа, который исходит из понимания психических событий. Выделение психотерапии как независимой области случилось приблизительно 150 лет тому назад. Это повлекло за собой разработку психотерапевтических методов. Сам подход состоит не только лишь из подхода Фрейда, но и из всей теории в психологии, которые сконцентрированы на анализе человеческой индивидуальности, определении взаимодействующих в людях сил и частей его психики.

Зигмунд Фрейд начиная с 1891 года и в последующие 40 лет разработал целый ряд теорий, они вошли в основу психодинамического подхода к психологии. Все его теории подтверждены на протяжении долгого времени и проверены на пациентах. Психодинамическое терапевты излечивают своих пациентов от таких недуг, как: депрессии, расстройства психики, постоянное чувство тревоги.

Основные положения данного подхода:

  • неосознанные мотивы оказывают сильнейшее влияние на наши чувства и поведение в целом;
  • все самые потаенные боязни и переживания, страхи и опаски кроются именно в детских и юношеских переживаниях;
  • различное поведение, либо оговорки имеют зачастую неосознанную причину;
  • личность слагается из 3 составляющих – это: ид, эго и супер-эго;
  • от ид исходят 2 основных инстинкта: эрос и танатос;
  • определенная доля подсознания непрерывно конфликтует с эго;
  • личность представлена в виде диска и видоизменяется при разных конфликтах и в различное время психосексуального развития.

Методология

  • Анализ сновидений
  • Case Study (Маленький Ганс)
  • Свободная ассоциация
  • Оговорки (parapraxes)
  • Гипноз

Основные вехи психодинамического подхода

  • Коллективное бессознательное (Карл Юнг)
  • Подсознание (Фрейд)
  • Психосексуальное развитие (Фрейд)
  • Защитные механизмы (Фрейд)
  • Психея (Фрейд)
  • Психосоциальное развитие

Область применения

  • Терапия (психоанализ)
  • Анализ сновидений
  • Личность (Эриксон, Фрейд)
  • Нравственное развитие (супер-эго)
  • Вложение (Боулби)
  • Важность подсознания
  • Агрессия (смещение/танатос)
  • Развитие гендерно-ролевого начала

Допущения

  • Основные причины поведения идут из бессознательного.
  • Психический детерминизм: все имеет причину(ы).
  • Разные части подсознания пребывают в постоянной борьбе.
  • Поведение и чувства, включая проблемы, идут из опыта детства.

Что достигнуто

  • Свободная ассоциация
  • Популяризация кейс-метода в психологии
  • Проективные тесты (ТАТ, Роршаха)
  • Защитные механизмы
  • Важность детства

Кртитика

  • Ненаучность (мало эмпирической поддержки)
  • Субъективность методов – нельзя обобщить результаты
  • Смещенная выборка (например, женщины среднего возраста из Вены)
  • Игнорирование медидативных процессов (например, мышления, памяти)
  • Слишком детерминированный (нет понятия свободной воли)
  • Недоказуем

Критикуют в основном из-за того, что он ненаучен, и не малое число концепций теории Фрейда лишь субъективны, а научно их невозможно доказать. Примером этому может послужить невозможность проверки, что же на самом деле подсознание, либо 2-х сторонняя личность. Также, большое количество доказательств теории было взято из наблюдений Фрейда. Психодинамический подход чересчур детерминирован (однозначная предопределённость).

Другие статьи по этой теме:

Гуманизм в психологии Кратко о когнитивной психологии Основные направления в психологии Механизмы психологической защиты Что такое психоанализ? Высказывания великих людей Эрик Эриксон биография