Выготский лев семенович род занятий. Культура определяет психику. Возрастная и педагогическая психология

Выготский Лев Семенович (1896-1934 Орша, Российская империя) - известный в мировой психологии сов. психолог.

Наибольшую известность принесла В. созданная им культурно-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой еще не исчерпан (что можно сказать практически о всех др. аспектах творчества В.).

В ранний период творчества (до 1925) Выготский разрабатывал проблемы психологии искусства, считая, что объективная структура произведения искусства вызывает в субъекте как минимум 2 против. аффекта, противоречие между которыми разрешается в катарсисе, лежащем в основе эстетических реакций. Чуть позже В. разрабатывает проблемы методологии и теории психологии («Исторический смысл психологического кризиса»), намечает программу построения конкретно-научной методологии психологии на основе философии марксизма (см. Каузально-динамический анализ).

В течение 10 лет Выготский Л.С. занимался дефектологией, создав в М. лабораторию психологии аномального детства (1925-1926), ставшую впоследствии составной частью Экспериментально-дефектологического ин-та (ЭДИ), и разработав качественно новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества занялся проблемами соотношения мышления и речи, развития значений в онтогенезе, проблемами эгоцентрической речи и др. («Мышление и речь », 1934). Кроме этого, разрабатывал проблемы системного и смыслового строения сознания и самосознания, единства аффекта и интеллекта, различные проблемы детской психологии (см . Зона ближайшего развития , Обучение и развитие ), проблемы развития психики в фило- и социогенезах, проблему мозговой локализации высших психических функций и многие др.

Оказал значительное влияние на отечественную и мировую психологию и др. смежные с психологией науки (педологию, педагогику, дефектологию, языкознание, искусствоведение, философию, семиотику, нейронауку, когнитивную науку, культурную антропологию, системный подход и др.). Первыми и ближайшими учениками В. были А.Р. Лурия и А.Н. Леонтьев («тройка»), впоследствии к ним присоединились Л.И. Божович , А.В. Запорожец , Р.Е. Левина , Н.Г. Морозова , Л.С. Славина («пятерка»), создавшие свои оригинальные психологические концепции. Идеи В. разрабатываются его последователями во многих странах мира. (Е.Е. Соколова)

Психологический словарь. А.В. Петровского М.Г. Ярошевского

Выготский Лев Семенович (1896–1934) - российский психолог. Разработал, ориентируясь на методологию марксизма, учение о развитии психических функций в процессе опосредствованного общением освоения индивидом ценностей культуры.

Культурные знаки (прежде всего знаки языка) служат своего рода орудиями, оперируя которыми субъект, воздействуя на другого, формирует собственный внутренний мир, основными единицами к-рого являются значения (обобщения, когнитивные компоненты сознания) и смыслы (аффективно-мотивационные компоненты).

Психические функции, данные природой («натуральные»), преобразуются в функции высшего уровня развития («культурные»). Так, механическая память становится логической, ассоциативное (см . Ассоциация ) течение представлений - целенаправленным мышлением или творческим воображением, импульсивное действие - произвольным и т.п. Все эти внутренние процессы - продукт интериоризации. «Всякая функция в культурном развитии ребенка появляется на сцену дважды, в двух планах, - сперва социальном, потом - психологическом. Сперва между людьми как категория интерпсихическая, затем внутри ребенка как категория интрапсихическая». Зарождаясь в прямых социальных контактах ребенка со взрослыми, высшие функции затем «вращиваются» в его Сознание . «История развития высших психических функций», 1931).

На основе этой идеи В. было создано новое направление в детской психологии, включающее положение о «зоне ближайшего развития», оказавшее большое влияние на современные отечественные и зарубежные экспериментальные исследования развития поведения ребенка. Принцип развития сочетался в концепции В. с принципом системности. Он разработал понятие о «психологических системах», под к-рыми понимались целостные образования в виде различных форм межфункциональных связей (например, связей между мышлением и памятью, мышлением и речью). В построении этих систем главная роль была придана первоначально знаку, а затем - значению как «клеточке», из к-рой разрастается ткань человеческой психики в отличие ее от психики животных.


Вопросы теории и истории психологии.

Первый том включает ряд работ выдающегося советского психолога Л. С. Выготского, посвященных методологическим основам научной психологии и анализирующих историю развития психологической мысли у нас в стране и за рубежом. Сюда входит и публикуемый впервые труд «Исторический смысл психологического кризиса*, представляющий как бы синтез идей Выготского, касающихся специальной методологии Психологического познания.

Собрание сочинений в 6 томах. Том 2. Проблемы общей психологии

Во второй том Собрания сочинений Л.С. Выготского включены работы, содержащие основные психологические идеи автора. Сюда входит известная монография «Мышление и речь», представляющая итог творчества Выготского. В том включены также лекции по психологии.

Данный том непосредственно продолжает и развивает круг идей изложенных в первом томе Собрания сочинений.

Собрание сочинений в 6 томах. Том 3. Проблемы развития психики

Третий том включает основное теоретическое исследование Л.С. Выготского по проблемам развития высших психических функций. Том составили как ранее публиковавшиеся, так и новые материалы. Автор рассматривает развитие высших психологических функций (внимания, памяти, мышления, речи, арифметических операций, высших форм волевого поведения; личности и мировоззрения ребенка) как переход "естественных" функций в "культурные", который происходит в ходе общения ребенка со взрослым на основе опосредования этих функций речью и другими знаковыми структурами.

Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Детская психология

Кроме известной по прежней публикации монографии «Педология подростка» в том включены печатающиеся впервые главы из работ «Проблемы возраста», «Младенческий возраст», а также ряд специальных статей.

Собрание сочинений в 6 томах. Том 4. Часть 2. Проблема возраста

Том посвящен основным проблемам детской психологии: общим вопросам периодизации детства, переходу от одного возрастного периода к другому, характерным особенностях развития в отдельные периоды детства и др.

Кроме известной по прежней публикации монографии «Педология подростка» в том включены печатающиеся впервые главы из работ «Проблемы возраста», «Младенческий возраст».

Собрание сочинений в 6 томах. Том 6. Научное наследство

В том вошли не публиковавшиеся ранее труды: «Учение об эмоциях (учение Декарта и Спинозы о страстях)», представляющий собой теоретико-историческое исследование ряда философских, психологических и физиологических концепций о закономерностях и нейромеханизмах эмоциональной жизни человека; «Орудие и знак в развитии ребенка», освещающий проблемы формирования практического интеллекта, роль речи в орудийных действиях, функции знаковых операций в организации психических процессов.

Представлена подробная библиография трудов Л. С. Выготского, а также литература о нем.

Воображение и творчество в детском возрасте

Рассматриваются психолого-педагогические основы развития творческого воображения детей. Впервые увидевшая свет в 1930 году и переизданная «Просвещением» в 1967 году, эта работа не потеряла своей актуальности и практической ценности.

Книга снабжена специальным послесловием, в котором дается оценка трудам Л.С.Выготского в. области детского творчества.

Мышление и речь

Классическая работа Льва Семеновича Выготского занимает особое место в серии по психолингвистике. Это труд, которым фактически была основана сама психолингвистическая наука, хотя даже название ее еще не было известно. Данное издание "Мышления и речи" предлагает наиболее аутентичный вариант текста, не тронутый позднейшими редакторскими переработками.

Основные течения современной психологии

Авторы сборника представляют и развивают взгляды на психологию победившего клана анти-механистов в советской философии и открыто поддерживают позиции группы А.М. Деборина, монополизировавшей занятия философией в стране на протяжении практически всего 1930 г.

Тем не менее, уже в конце 1930 г. Деборин и его группа подверглись критике за «меньшевиствующий идеализм» и были отстранены от руководства философией в стране. В результате этой критики и кампании по борьбе на два фронта против механицизма (левый перегиб) и «меньшевиствующего идеализма» (правый перегиб) эта публикация стала малодоступной и раритетной.

Основы дефектологии

Книга включает опубликованные в 20-30-х гг. труды, посвященные теоретическим и практическим вопросам дефектологии: монографию "Общие вопросы дефектологии", ряд статей, докладов и выступлений.Детей с дефектами зрения, слуха и т. д. можно и нужно воспитывать так, чтобы они чувствовали себя полноправными и активными членами общества, - вот ведущая идея работ Л. С. Выготского.

Педагогическая психология

Книга содержит основные научные положения крупнейшего отечественного психолога Льва Семеновича Выготского (1896-1934), касающиеся связи психологии с педагогикой, воспитания у детей внимания, мышления, эмоций.

В ней рассматриваются психолого-педагогические проблемы трудового и эстетического воспитания школьников, учета их одаренности и индивидуальных особенностей в процессе обучения и воспитания. Особое внимание уделяется изучению личности школьников и роли психологических знаний в учительском труде.

Проблема культурного развития ребенка

В процессе своего развития ребенок усваивает не только содержание культурного опыта, но приемы и формы культурного поведения, культурные способы мышления. В развитии поведения ребенка следует, таким образом, различать две основные линии. Одна - это линия естественного развития поведения, тесно связанная с процессами общеорганического роста и созревания ребенка. Другая - линия культурного совершенствования психологических функций, выработки новых способов мышления, овладения культурными средствами поведения.

Так, например, ребенок старшего возраста может запоминать лучше и больше, чем ребенок младшего возраста по двум совершенно различным причинам. Процессы запоминания проделали в течение этого срока известное развитие, они поднялись на высшую ступень, но по какой из двух линий шло это развитие памяти, - это может быть вскрыто только при помощи психологического анализа.

Психология

В книге собраны все основные работы выдающегося российского ученого, одного из наиболее авторитетных и известных психологов Льва Семеновича Выготского.

Структурное построение книги сделано с учетом программных требований к курсам «Общая психология» и «Возрастная психология» психологических факультетов вузов. Для студентов, преподавателей и всех интересующихся вопросами психологии.

Психология искусства

Книга выдающегося советского ученого Л. С. Выготского «Психология искусства» вышла первым изданием в 1965 г., вторым — в 1968 г. и завоевала всеобщее признание. В ней автор резюмирует свои работы 1915 1922 годов и вместе с тем готовит те новые психологические идеи, которые составили главный вклад Выготского в науку. «Психология искусства» является одной из фундаментальных работ, характеризующих развитие советской теории и искусства

Выготский Лев Семёнович (1896-1934) - советский психолог, создатель культурно-исторической теории развития высших психических функций. Лев Семенович Выготский родился 5 ноября 1896 г. в городе Орша. Через год семья Выготских переехала в Гомель. Именно в этом городе Лев закончил школу. Окончив гимназию, Л.С. Выготский поступил в Московский университет, где обучался на юридическом факультете.

Работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии (1924-1928), в Государственном институте научной педагогики (ГИНП) при ЛГПИ и в ЛГПИ им. А. И. Герцена (оба в 1927-1934), Академии Коммунистического воспитания (АКВ) (1929-1931), 2-м МГУ (1927-1930), а после реорганизации 2-го МГУ - в МГПИ им. А. С. Бубнова (1930-1934), а также в основанном им Экспериментальном дефектологическом институте (1929-1934); также читал курсы лекций в ряде учебных заведений и исследовательских организаций Москвы, Ленинграда, Ташкента и Харькова, например, в Средне-азиатском государственном университете (САГУ) (в 1929 году).

Выготский в широком объеме занимался педагогикой, консультационной и исследовательской деятельностью. Он был членом многих редколлегий, и сам много писал. Несмотря на материалистическую форму своей теории, Выготский придерживался эмпирического эволюционистского направления в изучении культурных различий мышления, создав подход к психологии. Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных волевых и интеллектуальных процессов.

В 1928-32 Выготский вместе с коллегами Лурией и Леонтьевым участвовал в экспериментальных исследованиях в Академии коммунистического образования. Выготский возглавлял психологическую лабораторию, а Лурия – весь факультет. Наибольшую известность принесла Выготскому созданная им психологическая теория, приобретшая широкую известность под названием Культуро-историческая концепция развития высших психических функций, теоретический и эмпирический потенциал которой не исчерпан до сих пор. Сутью этой концепции является синтез учения о природе и учения о культуре. Теория представляет альтернативу существовавшим поведенческим теориям, и прежде всего бихевиоризму. По мнению самого автора, изучение основных закономерностей развития культуры может дать представление о законах формирования личности. Лев Семенович рассматривал эту проблему в свете детской психологии. Духовное развитие ребенка было поставлено в определенную зависимость от организованного воздействия на него взрослых. У Льва Семеновича много работ посвящено изучению психического развития и закономерностей становления личности в детском возрасте, проблемам учения и обучения детей в школе. Именно Выготскому принадлежит самая выдающаяся роль в становлении науки дефектологии. Он создал в Москве лабораторию психологии аномального детства, которая стала впоследствии составной частью Экспериментального дефектологического института. Основной упор при изучении психологических особенностей аномальных детей Выготский делал на умственно отсталых и слепоглухонемых.

В работах Выготского подробно рассмотрена проблема соотношения роли созревания и обучения в развитии высших психических функций ребёнка. Им был сформулирован важнейший принцип, согласно которому сохранность и своевременное созревание структур мозга есть необходимое, но недостаточное условие развития высших психических функций. Главным же источником для этого развития является изменяющаяся социальная среда, для описания которой Выготским введён термин социальная ситуация развития, определяемая как «своеобразное, специфическое для данного возраста, исключительное, единственное и неповторимое отношение между ребенком и окружающей его действительностью, прежде всего социальной». Именно это отношение определяет ход развития психики ребёнка на определённом возрастном этапе.

Существенным вкладом в педагогическую психологию является введённое Выготским понятие зона ближайшего развития. Зона ближайшего развития - «область не созревших, но созревающих процессов», объемлющая задачи, с которыми ребёнок на данном уровне развития не может справиться сам, но которые способен решить с помощью взрослого; это уровень, достигаемый ребёнком пока лишь в ходе совместной деятельности с взрослым.

На последнем этапе своей научной деятельности Выготского заинтересовали проблемы мышления и речи и им была написана научная работа Мышление и речь. В этом фундаментальном научном труде основной является мысль о неразрывной связи, существующей между мышлением и речью. Выготский сначала высказал предположение, которое вскоре сам же и подтвердил, что от формирования и развития речи зависит уровень развития мышления. Он выявил взаимообусловленность двух этих процессов.

При жизни Льва Семеновича его работы не допускались к публикации в СССР. С начала 1930-х гг. на него началась настоящая травля, власти обвиняли его в идеологических извращениях. 11 июня 1934 г. после продолжительной болезни, в возрасте 37 лет Лев Семенович Выготский умер.

Среди выдающихся деятелей в области психологии есть множество отечественных ученых, фамилии которых до сих пор почитаемы в мировой научной среде. И одним из величайших умов прошлого века является Лев Семенович Выготский.

Благодаря его трудам в настоящее время мы знакомы с теорией культурного развития, историей становления и развития высших психологических функций, а также с другими авторскими гипотезами и основными терминами психологии. Какая именно работа Выготского прославила его как знаменитого отечественного психолога, а также какой жизненный путь прошел ученый, читайте в этой статье.

Лев Семенович Выготский – новатор, выдающийся русский психолог, мыслитель, преподаватель, критик, литературовед, ученый. Он был тем исследователем, который создал предпосылки для соединения таких двух научных направлений, как психология и педагогика.

Жизнь и творчество отечественного ученого

Биография этого знаменитого человека начинается в 1896 году – 17 ноября в одной из многодетных семей города Орша на свет появился мальчик, названный Львом Выготским. Спустя год семейство Выготских переезжает в Гомель, где отец мальчика (бывший банковский служащий) открывает библиотеку.

Будущий новатор в детстве овладевал науками на дому. Обучением Льва, как и его братьев и сестер, занимался Соломон Маркович Ашпиз, методы преподавания которого существенно отличались от традиционных. Практиковавший почти не использовавшиеся в программах обучения того времени сократические учения, он зарекомендовал себя как весьма примечательная личность.

К тому моменту, когда Выготскому нужно было поступать в высшее учебное заведение, он уже знал несколько иностранных языков (в том числе латынь и эсперанто). Поступив на медицинский факультет Московского университета, Лев Семенович вскоре подал прошение о переводе на другой факультет для изучения юриспруденции. Однако, осваивая правоведение одновременно на двух факультетах разных учебных заведений, Выготский все же пришел к мысли, что профессия юриста не для него, и целиком углубился в постижении философии и истории.

Результаты его исследований не заставили себя долго ждать. Уже в 1916 году Лев написал свое первое творение – анализ драмы «Гамлет» Вильяма Шекспира. Работу, которая занимала ровно 200 страниц рукописного текста, автор позже представил в качестве дипломной.

Как и все последующие труды отечественного мыслителя, новаторский двухсотстраничный анализ шекспировского Гамлета вызвал оживленный интерес у специалистов. И не удивительно, ведь в своей работе Лев Семенович использовал совершенно неожиданный прием, который изменил привычное понимание «трагической истории о датском принце».

Немногим позднее, будучи студентом, Лев начал активно писать и публиковать литературные анализы произведений уже отечественных писателей – Андрея Белого (Б.Н. Бугаева), М.Ю. Лермонтова.

Л.С. Выготский окончил обучение в университетах в 1917 году и после революции перебрался со своей семьей в Самару, а затем – в Киев. Но спустя какое-то время они все снова возвращаются в родной город, где молодой Выготский устраивается учителем.

В кратком изложении жизнь мыслителя по возвращении на родину может уложиться в несколько предложений (хотя Википедия предлагает куда более развернутую версию): он работает в школах, преподает в техникумах и даже читает лекции, пробует себя в роли редактора в местном издании. Одновременно он заведует театральным, а также художественным отделом образования.

Однако серьезная практическая работа молодого учителя в преподавательской и научной сферах началась примерно в 1923—1924 годах, когда на одном из своих выступлений он впервые заговорил о новом направлении в психологии.

Практическая деятельность мыслителя и ученого

Заявив общественности о зарождении нового, самостоятельного научного направления, Выготский был замечен другими специалистами и приглашен на работу в Москву, в институт, где уже трудились выдающиеся умы того времени. Молодой педагог отлично вписался в их коллектив, став инициатором, а позже и идейным лидером в институте экспериментальной психологии.

Основные свои работы и книги отечественный ученый и психолог Выготский напишет позже, а пока он активно занимается практикой в роли педагога и терапевта. Начав практиковать, Выготский буквально сразу же становится востребованным, и к нему на прием выстраивается многочисленная очередь из родителей особенных детей.

Что же было такого в его деятельности и работах, благодаря чему всему миру известна фамилия Выготский? Психология развития и теории, которые создавал отечественный ученый, особое внимание уделяли осознанным процессам формирования личности. При этом Лев Семенович был первым, кто проводил свои исследования, не рассматривая развитие личности с точки зрения рефлексологии. В частности, Льва Семеновича интересовало взаимодействие факторов, предопределяющих формирование личности.

Основные работы Выготского, которые детально отразили интересы литературоведа, мыслителя, психолога и педагога от Бога, таковы:

  • «Психология развития ребенка».
  • «Конкретная психология развития человека».
  • «Проблема культурного развития ребенка».
  • «Мышление и речь».
  • «Педагогическая психология» Выготский Л.С.

По мнению выдающегося мыслителя, нельзя рассматривать по отдельности психику и результаты ее функционирования. Так, например, сознание человека выступает самостоятельным элементом личности, и его составляющими являются язык и культура.

Именно они влияют на процесс формирования и становления самого сознания. Следовательно, личность развивается не в вакуумном пространстве, а в контексте определенных культурных ценностей и в языковых рамках, которые влияют непосредственно на психическое здоровье человека.

Новаторские идеи и концепции учителя

Выготский глубоко изучал вопросы детской психологии. Возможно, потому, что сам он очень любил детей. И не только своих. Искренний добряк и педагог от Бога, он умел проникаться чувствами других людей и снисходительно относился к их недостаткам. Такие способности и привели ученого в .

Выготский считал выявленные у детей «дефекты» лишь ограничениями физического характера, которые организм ребенка пытается побороть на уровне инстинктов. И такую идею наглядно демонстрирует концепция Выготского, полагавшего, что обязанностью психологов и педагогов является оказание помощи детям с недостатками в виде поддержки и предоставления альтернативных способов для получения необходимой информации и общения с окружающим миром, людьми.

Детская психология – основная сфера, в которой осуществлял свою деятельность Лев Семенович. Особое внимание он уделял проблемам обучения и социализации особенных детей.

Большой вклад отечественный мыслитель внес в организацию обучения детей, составив специальную программу, позволяющую объяснять развитие психологического здоровья через связи организма с окружающей средой. И именно потому, что наиболее ярко проследить внутренние психические процессы можно было у детей, Выготским и была выбрана детская психология как ключевое направление его практики.

Ученый наблюдал за тенденциями развития психики, исследуя закономерности внутренних процессов у обычных детей и у пациентов с аномалиями (дефектами). В ходе своей работы Лев Семенович пришел к выводу, что развитие ребенка и его воспитание – процессы взаимосвязанные. А так как нюансами воспитания и образования занималась наука педагогика, то отечественный психолог начал исследования и в данной области. Так обычный учитель с дипломом юриста стал популярным детским психологом.

Идеи Выготского действительно являлись новаторскими. Благодаря его исследованиям были раскрыты законы развития личности в контексте конкретных культурных ценностей, выявлены глубокие психические функции (этому посвящена книга: Выготский «Мышление и речь») и закономерности психических процессов у ребенка в рамках его взаимосвязи с окружением.

Прочным фундаментом для коррекционной педагогики и дефектологии, позволяющей на практике оказывать помощь детям с особенностями в развитии, стали идеи, которые предложил Выготский. Педагогическая психология в настоящее время использует множество программ, систем и развивающих методик, в основе которых лежат концепции ученого по рациональной организации воспитания и образования детей с аномалиями в развитии.

Библиография – сокровищница работ выдающегося психолога

На протяжении всей своей жизни отечественный мыслитель и педагог, ставший впоследствии психологом, не только осуществлял практическую деятельность, но и писал книги. Некоторые из них публиковались при жизни ученого, но есть и множество работ, изданных посмертно. Всего библиография классика отечественной психологии насчитывает более 250 трудов, в которых Выготский излагал свои идеи, концепции, а также результаты исследований в области психологии и педагогики.

Наиболее ценными считаются следующие работы новатора:

Выготский Л.С. «Педагогическая психология» — книга, в которой представлены основные концепции ученого, а также его идеи относительно решения проблем воспитания и обучения детей-школьников с учетом их индивидуальных способностей и физиологических особенностей. Во время написания этой книги Лев Семенович заострял свое внимание на изучении связи психологических знаний и практической деятельности педагогов, а также на исследованиях личности школьников.

«Собрание сочинений в 6 томах»: том 4 – издание, в котором освещены главные вопросы детской психологии. В этом томе выдающийся мыслитель Лев Семенович предложил свою знаменитую концепцию, определяющую сензитивные периоды развития человека на разных этапах его жизни. Так, периодизация психического развития, по Выготскому, представляет собой график развития ребенка в виде поэтапного перехода его с момента появления на свет от одного возрастного уровня к другому через зоны нестабильного становления.

«Психология развития человека» — фундаментальное издание, в котором объединены труды отечественного ученого в нескольких областях: общая, педагогическая и возрастная психология. По большей части эта работа была посвящена организации деятельности психологов. Изложенные в книге идеи и концепции школы Выготского стали основным ориентиром для многих современников.

«Основы дефектологии» — книга, в которой педагогом, историком и психологом Выготским были изложены основные положения данного научного направления, а также его знаменитая теория компенсации. Ее суть заключается в том, что у каждой аномалии (дефекта) двойственная роль, так как, являясь физическим или психическим ограничением, он также является и стимулом для начала компенсационной деятельности.

Это лишь некоторые из трудов выдающегося ученого. Но поверьте, все его книги заслуживают пристального внимания и представляют собой бесценный источник для многих поколений отечественных психологов. Выготский даже в последние годы жизни продолжал реализовывать свои идеи и писать книги, одновременно работая над созданием специализированного отделения психологии в Московском Всесоюзном институте экспериментальной медицины.

Но, увы, планам ученого не суждено было воплотиться в жизнь в связи с его госпитализацией на фоне обострения туберкулеза и скорой смертью. Так, можно сказать, внезапно, в 1934 году, 11 июня, ушел из жизни классик отечественной психологии – Лев Семенович Выготский. Автор: Елена Суворова

Лев Семенович Выготский

Выготский Лев Семёнович , советский психолог. Подвергнув критике попытки объяснить поведение человека путём сведения высших форм поведения к низшим элементам, Выготский разработал культурно-историческую теорию развития психики («Развитие высших психич. функций», 1930-31, опубл. 1960).

По Выготскому, необходимо различать два плана поведения - натуральный (результат биологической эволюции животного мира) и культурный (результат исторического развития общества), слитые в развитии психики. Суть культурного поведения - в его опосредованности орудиями и знаками, причём первые направлены «во вне», на преобразование действительности, а вторые - «во внутрь», сначала на преобразование других людей, затем - на управление собственным поведением. В последние годы жизни Выготский основное внимание уделял изучению структуры сознания («Мышление и речь», 1934). Исследуя речевое мышление, Выготский по-новому решает проблему локализации высших психических функций как структурных единиц деятельности мозга. Изучая развитие и распад высших психических функций на материале детской психологии, дефектологии и психиатрии, Выготский приходит к выводу, что структура сознания - это динамическая смысловая система находящихся в единстве аффективных, волевых и интеллектуальных процессов.

Культурно-историческая теория Выготского породила крупнейшую в советской психологии школу, из которой вышли А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия , П. Я. Гальперин, А. В. Запорожец , П. И. Зинченко, Д. Б. Эльконин и др.

Философский энциклопедический словарь. - М.: Советская энциклопедия. Гл. редакция: Л. Ф. Ильичёв , П. Н. Федосеев , С. М. Ковалёв, В. Г. Панов. 1983.

Сочинения: Этюды по истории поведения, М.- Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Избр. психологич. исследования, М., 1956; Психология иск-ва, М., 19682; Собр. соч., т. 1 - 2-, M., 1982.

Выготский Лев Семенович - русский психолог. Окончил, юридический факультет Московского университета (участвовал в семинаре Г. Г. Шпета ) и историко-философское отделение университета Шанявского (где прослушал курсы П. П. Блонского , сыгравшего важную роль в его духовном развитии). После учебы работает в Гомеле в различных учебных заведениях, организует психологическую лабораторию (1922-23). Ранние работы - «Трагедия о Гамлете, принце Датском, У. Шекспира» (1915-16), «Психология искусства» (1925, опубл. 1965) и «Педагогическая психология» (1924, опубл. 1926) - стали важным этапом в формировании его новаторской концепции психологии. После доклада на 2-м Всероссийском съезде по психоневрологии в январе 1924 приглашается на работу в Государственный институт экспериментальной психологии в Москве. В 1925 году защищает диссертацию «Психология искусства», выступает с докладом на Международном конгрессе по обучению глухонемых детей (Лондон). Зимой 1925-1926 годов написал большую работу «Исторический смысл психологического кризиса» (опубл. 1982), в которой дал анализ кризиса современной психологии и предпринял попытку использовать ряд философских принципов марксизма для определения программы выхода из этого кризиса. Высокая философско-методологическая культура - знакомство с психологическими течениями современности, творческая продуктивность определили стремительную и богатую по результатам эволюцию воззрений ученого. В те же годы складывается его тесное сотрудничество с А. Н. Леонтьевым, А. Р. Лурия и др. психологами, формируется одна из ведущих школ в мировой психологии - школа Выготского. Крупными вехами в его творческой биографии стали труды: «Орудие и знак в развитии ребенка» (1930, опубл. 1982), «История развития высших психических функций» (1931, опубл. 1960), где получили обоснование принципы культурно-исторической теории развития психики и экспериментально-генетический метод ее исследования. Существо культурного поведения Выготский усматривает в его опосредованности орудиями и знаками, а само формирование психических умений и способностей - в качестве процесса интериоризации. Последние годы его жизни были посвящены исследованию проблемы структуры сознания, его смыслового и системного строения. В книге «Мышление и речь» (1934) обосновывается подход к структуре сознания как динамической смысловой системе, представляющей собой единство аффективных, волевых и интеллектуальных процессов, и выявляется центральная роль слова в сознании в целом, а не в его отдельных функциях. Преждевременная смерть не позволила Выготскому завершить многие замыслы и начинания.

На протяжении десятилетий развитие советской психологии, представленное такими именами, как А. Р. Лурия, А. Н. Леонтьев, А. В. Запорожец, П. Я. Гальперин, Д. Б. Эльконин, П. И. Зинченко и др., протекало под влиянием Выготского. Недобросовестная научная критика (уже с нач. 1930-х гг.) после разгрома педологии завершилась забвением его имени. После 1956 идеи Выготского обрели значительную по-пулярность. В 1960-70-х гг. появилось несколько десятков изданий его трудов в других странах мира. Выготский - один из творцов неклассической психологии, представляющей собой (по определению Эльконина) науку о том, как из объективного мира искусства, из мира материальной культуры и промышленности рождается и возникает субъективный мир отдельного человека.

А. И. Алешин

Новая философская энциклопедия. В четырех томах. / Ин-т философии РАН. Научно-ред. совет: В.С. Степин , А.А. Гусейнов , Г.Ю. Семигин. М., Мысль, 2010, т. I, А - Д, с. 468.

Выготский Лев Семенович (1896-1934) - отечественный психолог, создатель культурно-исторической концепции развития высших психических функций.

Биография . В 1917 г. окончил юридический факультет Московского университета, одновременно - историко-философский факультет Университета Шанявского. С 1924 г. работал в Московском государственном институте экспериментальной психологии, затем - в основанном им Институте дефектологии. Читал курсы в ряде вузов Москвы, Ленинграда, Харькова. Профессор Института психологии в Москве.

Исследования . До второй половины 1920-х гг. занимался проблемой восприятия искусства. Выделял в эмоциональной сфере индивида, воспринимающего то или иное произведение искусства, два разнонаправленных аффекта, противоположность которых снимается в катарсисе, являющемся основой эстетической реакции. В работе «Исторический смысл психологического кризиса» приступил к анализу общих проблем методологии и теории психологии и построению методологии марксистской психологии. Разработал основы культурно-исторической психологии, в которой ведущую роль играют орудийные действия и деятельность со знаком. Занимался проблемами дефектологии в созданной им лаборатории психологии аномального детства (1925-1926), сформулировав новую теорию развития аномального ребенка. В последний этап своего творчества исследовал соотношение мышления и речи, развитие значений в онтогенезе, эгоцентрическую речь (Мышление и речь. 1934; Мышление и речь // Собр. соч.: В 6 т. М.: Педагогика, 1982. Т. 2). Л. С. Выготский считал, что внутренняя речь происходит из так называемой эгоцентрической речи, представляющей собой разговор ребенка с самим собой вслух во время игры и других занятий. По мере постепенного обеззвучивания и синтаксического редуцирования эта речь становится все более сокращенной, идиоматической и предикативной, в ней доминирующими становятся глагольные формы. При достижении школьного возраста эгоцентрическая речь окончательно преобразуется во внутреннюю. Л. С. Выготский пришел к выводу, что сознание представляет собой динамическую смысловую систему, в которой находятся в единстве аффективные, волевые и интеллектуальные процессы. Ввел понятие зоны ближайшего развития.

Исторический контекст . Оказал существенное влияние как на отечественную (А. Н. Леонтьев, А. Р. Лурия, А. В. Запорожец и др.), так и на мировую психологическую мысль.

Кондаков И.М. Психология. Иллюстрированный словарь. // И.М. Кондаков. – 2-е изд. доп. И перераб. – СПб., 2007, с. 114-115.

Сочинения : Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924; Педагогическая психология. М., 1926; Воображение и творчество в детском возрасте. М.; Л, 1930; Этюды по истории поведения. М.; Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия); Мышление и речь. Соцэкгиз, М.Л., 1934; Умственное развитие детей в процессе обучения. М, 1935; Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соцэкгиз, М.-Л., 1936; Избранные психологические произведения. М., 1956; Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3; Развитие высших психических функций. М, 1960; Психология искусства. М., 1968; Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

Литература : Петровский А. В. История советской психологии. М., 1967; Научное творчество Выготского и современная психология / Под ред. В. В. Давыдова. М., 1981; Пумрей А. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М,: Изд-во МГУ, 1986; Veer R, Understanding Vygotsky. Oxford, 1991; Ярошевский M. Г. Л. Выготский в поисках новой психологии. СПб., 1993; Ярошевский М. Г. Наука о поведении: русский пун,. М.; Воронеж, 1996; Выготская Г. Л. Лев Семенович Выготский: жизнь, деятельность, штрихи к портрету. М.: Смысл, 1996; Л. С. Выготский // Психология: Биографический библиографический словарь / Под ред. Н. Шихи, Э. Дж. Чепмана, У. А. Конроя. СПб.: Евразия, 1999; Леонтьев А. А. Ключевые идеи Л. С. Выготского - вклад в мировую психологию XX столетия // Психологический журнал. 2001. № 4. Т. 22

Выготский Лев Семенович (5(17). 11.1896, Орша - 11.06.1934, Москва) - психолог. В дореволюционный период автор близкого к импрессионизму и экзистенциализму подхода, проявившегося в трактате о «Гамлете», где звучат мотивы об известной «скорби бытия», С 1917 года - учитель в Гомеле. По своим взглядам Выготский становится сторонником естественнонаучной психологии, ориентированной на учение Сеченова и И. П. Павлова как фундамент, на котором должна быть выстроена новая система представлений о детерминации человеческого поведения (Педагогическая психология, 1924, опубликована - 1926 ), в т. ч. при восприятии произведений искусства (Психология искусства, 1925, опубликована - 1965). В 1924 году Выготский переезжает в Москву, работает в Институте психологии, перед которым была поставлена задача перестройки исследований на основе философии марксизма. В статье «Сознание как проблема психологии поведения» (1925) он намечает план исследования психических функций, исходя из их роли в качестве регуляторов поведения, корторое у человека включает речевые компоненты. Опираясь на положение К. Маркса о различии между инстинктом и сознанием, Выготский указывает, что благодаря труду происходит «удвоение опыта» и человек приобретает способность «строить дважды: сперва в мыслях, потом на деле» (Педагогическая психология. 1926. С. 177).

Понимая слово как действие (сперва речевой рефлекс, затем речевую реакцию), Выготский усматривает в нем особого социокультурного посредника между индивидом и миром. Он придает большое значение его знаковой природе, благодаря чему качественно меняется структура душевной жизни человека и его психических функций (восприятие, память, внимание, мышление). Из элементарных они становятся высшими. Трактуя знаки культуры как психические орудия, которые, в отличие от орудий труда, изменяют не физический мир, а сознание оперирующего ими субъекта, Выготский предложил экспериментальную программу изучения того, как благодаря этим орудиям развивается система высших психических функций. Данная программа успешно выполнялась им совместно с коллективом сотрудников, образовавших школу Выготского, в центре интересов которой было культурное развитие ребенка. Наряду с нормальными детьми Выготский большое внимание уделял аномальным (страдающим от дефектов зрения, слуха, умственной отсталости), став основоположником особой науки - дефектологии, в разработке которой отстаивал гуманистические идеалы. Первым сочинением, анализирующим закономерности психики в индивидуальном развитии человека, была его работа «Развитие высших психических функций» (1931, опубликована 1960), где представлена схема формирования человеческой психики в процессе использования знаков как средств регуляции психической деятельности сперва во внешнем взаимодействии индивида с другими людьми, а затем в сфере управления им собственным поведением, способность к чему он обретет благодаря переводу процесса взаимодействия извне вовнутрь (интериоризации ). В последующих работах Выготский делает упор на значение знака, т. е, на сопряженном с ним (преимущественно интеллектуальном) содержании. Благодаря этому подходу, он совместно с учениками разработал теорию умственного развития человека, запечатленную в его главном труде «Мышление и речь» (1934). Эти исследования Выготского тесно связывал с проблемой обучения и его воздействия на умственное развитие. В этом плане приобрело популярность положение о «зоне ближайшего развития», согласно которому, только то обучение является эффективным, которое «забегает вперед развития», как бы «тянет» его за собой, выявляя возможности ребенка решать при участии педагога те задачи, с которыми он самостоятельно справиться не может. Умственное развитие трактовалось Выготским как нераздельно сопряженное с мотивационным (по его терминологии, аффективным), поэтому в своих исследованиях он утверждал принцип единства «интеллекта и аффекта». Однако реализовать указанную программу ему помешала ранняя смерть. Сохранились лишь подготовительные работы в виде большой рукописи «Учение об эмоциях. Историко-психологическое исследование» (1933), основное содержание которой составляет анализ «Страстей души» Р. Декарта - работы, согласно Выготскому, определяющей облик современной психологии чувств с ее дуализмом низших и высших эмоций. При этом он полагал, что перспективы преодоления дуализма заложены в «Этике» Спинозы. Труды Выготского отличала высокая методологическая культура. Изложение конкретных экспериментально-теоретических проблем неизменно сопрягалось с философским их осмыслением. Наиболее ярко это сказалось как в сочинении о мышлении, речи, эмоциях, так и при анализе путей развития психологии и причин ее кризиса в начале XX века.

В работе «Исторический смысл психологического кризиса» (1927, опубликовано - 1982) он усматривал этот кризис в распаде психологии на отдельные направления, каждое из которых предлагает собственное, несовместимое с др. Понимание предмета и методов психологии, и считал необходимым для преодоления этого процесса создание особой «общей психологии» как учения об основных понятиях и объяснительных принципах. На этом пути, полагал Выготский, психология будет избавлена от спиритуалистических влияний, от всякого рода версий, от несоответствия исследования внутреннего мира субъекта объективному методу и причинному анализу. Под влиянием марксиста Ж. Политцера Выготский выдвигал проект разработки психологии «в терминах драмы». Драматизм, по Выготскому, выражен во внешнем поведении человека (когда происходит столкновение людей, исполняющих различные роли «на сцене жизни») и во внутреннем, например, при конфликте между умом и чувством. Именно драматизация (в т. ч. столкновение биологического с социальным), а не сама по себе членораздельная речь служит фактором, характеризующим специфику сознания человека в отличие от других живых существ. Его творческие поиски с началом идеологических репрессий были «заклеймлены» как «идеалистическая ревизия исторического материализма». Еще более суровые обвинения предъявлялись ему с запретом педологии, поскольку, как изучавший психологию ребенка, он считался одним из ее лидеров. Его труды оказались в спецхране и тем самым были изъяты из научного оборота. Только во 2-й половине 50-х годов они стали публиковаться, вызывая интерес как в нашей стране, так и за рубежом. Они получили широкий резонанс во многих дисциплинах, в том числе эстетике, семиотике, этнографии, истории культуры, науковедении и др.

Русская философия. Энциклопедия. Изд. второе, доработанное и дополненное. Под общей редакцией М.А. Маслина . Сост. П.П. Апрышко , А.П. Поляков . – М., 2014, с. 119-120.

Сочинения: Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984; Мышление и речь. М., 2011.

Литература: Пузырей Л. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986; Ярошевский М. Г. Выготский: в поисках новой психологии. Спб., 1993; Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996 (библ.); Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач Выготский - Ильенков. М., 2008.

Далее читайте:

Философы, любители мудрости (биографический указатель).

Русская национальная философия (специальный проект ХРОНОСа)

Сочиненич:

Собр. соч.: В 6 т. М., 1982-1984.

Мышление и речь. Соцэкгиз, М.Л., 1934;

Мышление и речь. М., 2011.

Методика рефлексологического и психологического исследования. 1924;

Педагогическая психология. М., 1926;

Воображение и творчество в детском возрасте. М.; Л, 1930;

Этюды по истории поведения. М.; Л., 1930 (совм. с А. Р. Лурия);

Умственное развитие детей в процессе обучения. М, 1935;

Диагностика развития и педологическая клиника трудного детства. Соцэкгиз, М.-Л., 1936;

Избранные психологические произведения. М., 1956;

Проблемы эмоций // Вопросы психологии. 1958. № 3;

Развитие высших психических функций. М, 1960;

Психология искусства. М., 1968;

Литература:

Ярошевский М. Г., Гургенидзе Г. С. Л. С. Выготский о природе психики. - «ВФ», 1981, № 1;

Леонтьев А. А. Л. С. Выготский. М., 1990;

Пузырей Л. А. Культурно-историческая теория Л. С. Выготского и современная психология. М., 1986;

Ярошевский М. Г. Выготский: в поисках новой психологии. Спб., 1993;

Выгодская Г. Л., Лифанова Т. М. Лев Семенович Выготский: Жизнь. Деятельность. Штрихи к портрету. М., 1996 (библ.);

Мареев С. Н. Из истории советской философии: Лукач Выготский - Ильенков. М., 2008.

Berg E. Е. L. S. Vygotsky"s Theory of the Social and Historical Origins of Consciousness, Umpubliched doktoral diss. Wisconsin, 1970, v. 2;