На что делится информатика. История информатики как науки. Устройства хранения информации

Понятие информация является базовым в курсе информатики.

Термин информация происходит от латинского слова informatio — оно означает сведение, разъяснение, ознакомление.

Для различных областей деятельности человека термин информация означает разные понятия, а именно:

В быту Сведения об окружающем мире и протекающих в нем процессах
В технике Сообщения, передаваемые в форме знаков и сигналов
В науке Сведения, которые снимают неопределенность
В кибернетике Часть знаний, которая используется для активного действия, управления
В семантической теории (Смысл общения) Сведения, обладающие новизной
В докумен-талистике Все то, что зафиксировано в знаковой форме в виде документов

Виды и свойства информации

При качественной оценке получаемой информации говорят о следующих ее свойствах:

  • объективность — не зависит от чьего-либо мнения, суждения;
  • достоверность — отражение истистинного положения дел, отсутствие скрытых ошибок;
  • полезность или релевантность оценивается по тем задачам, которые мы можем решить с её помощью, соответствие запросам потребителя;
  • полнота — достаточно для понимания и принятия решения;
  • актуальность или своевременность — важность для настоящего времени;
  • понятность — информация понятна, если она выражена на языке, доступном для получателя;
  • доступность — возможность ее получения данным потребителем;
  • защищенность — невозможность несанкционированного использования или изменения;
  • эргономичность — удобство формы или объема с точки зрения данного потребителя;
  • краткость, четкость отсутствие в информации ненужных сведений.

Иногда выделяют такие свойства информации как достоверность, полнота, ценность, ясность . Все названные свойства определяются относительно некоторого исполнителя (получателя информации).

Достоверность (Д) — мера оценки легитимности источника информации.

Ясность (Я) — мера правильной интерпретации информации исполнителем.

Полнота (П) — мера соответствия полученной (требуемой) информации запрошенной (количественная интерпретация).

Ценность (Ц) — мера соответствия полученной информации запрошенной (требуемой) (качественная интерпретация).

Информатика

Информатика — это комплексная, техническая наука, которая систематизирует приемы создания, сохранения, воспроизведения, обработки и передачи данных средствами вычислительной техники, а также принципы функционирования этих средств и методы управления ними.

Т ермин «информатика» образован из двух слов: информация и автоматика . Этот термин введен во Франции в середине 60-х лет XX ст., когда началось широкое использование вычислительной техники.

Появление информатики обусловлено возникновением и распространением новой технологии сбора, обработки и передачи информации, связанной с фиксацией данных на машинных носителях.

Приведем некоторые определения науки информатики.

Информатика – наука об информации.

– это наука о структуре и свойствах информации, способах сбора, обработки и передачи информации

– информатика, изучает технологию сбора, хранения и переработки информации, а компьютер основной инструмент в этой технологии.

Предмет информатики как науки составляют:

  • аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;
  • программное обеспечение средств вычислительной техники;
  • средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения;
  • средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами.

Средства взаимодействия в информатике принято называть интерфейсом . Поэтому средства взаимодействия аппаратного и программного обеспечения иногда называют также программно-аппаратным интерфейсом, а средства взаимодействия человека с аппаратными и программными средствами — интерфейсом пользователя .

Основной задачей информатики как науки — является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Информатика — практическая наука . Ее достижения должны проходить проверку на практике и приниматься в тех случаях, если они отвечают критерию повышения эффективности.

В составе основной задачи сегодня можно выделить такие основные направления информатики для практического применения:

  • архитектура вычислительных систем (приемы и методы построения систем, предназначенных для автоматической обработки данных);
  • интерфейсы вычислительных систем (приемы и методы управления аппаратным и программным обеспечением);
  • программирование (приемы, методы и средства разработки комплексных задач);
  • преобразование данных (приемы и методы преобразования структур данных);
  • защита информации (обобщение приемов, разработка методов и средств защиты данных);
  • автоматизация (функционирование программно-аппаратных средств без участия человека);
  • стандартизация (обеспечение совместимости между аппаратными и программными средствами, между форматами представления данных, относящихся к разным типам вычислительных систем).

Информационные процессы

1. Хранение информации

Хранение информации – это процесс помещения информации в определенное хранилище с целью извлечения ее оттуда через некоторое время для дальнейшего использования

Для хранения информации человек, прежде всего, использует свою память . Можно считать, что мозг – это одно из самых совершенных хранилищ информации, во многом превосходящее компьютерные средства. Для запоминания и поиска информации используются нервные клетки мозга – нейроны , их более ста миллиардов. К сожалению, человек многое забывает, поэтому необходимо хранить информацию.

Устройства хранения информации

Древние: камень, папирус, береста, пергамент

2. Передача (трансляция) информации

Передача информации это целенаправленный процесс, в результате которого информация передается от одного объекта к другому.

Простейшая схема передачи информации

Для существования информации обязателен какой-либо материальный объект передающий или хранящий ее. Такой объект называют носителем .

Носители бывают :

а) кратковременные (ток, звуковые волны, оперативная память)

б) долговременные (бумага, ткань, жесткий диск)

Основная характеристика носителей является разрешающая способность носителя максимальный объем данных передаваемых с помощью носителя

Среда, по которой носитель перемещается в пространстве от источника к потребителю (воздух, вода, электропровод) называется каналом связи .

Основная характеристика канала — пропускная способность , т.е. максимальное количество (объем) информации, проходящее по нему в единицу времени.

3. Обработка информации

Обработка – это любое изменение информации, причем изменяться может как содержание информации, так и ее форма.

Создание новой информации например, решение задачи с помощью вычислений или логических рассуждений;

Кодирование — когда меняется форма (внешний вид), но не содержание информации; например, перевод текста на другой язык; один из видов кодирования – шифрование, цель которого – скрыть смысл (содержание) информации от посторонних;

Поиск информации например, в книге, в библиотечном каталоге, на схеме или в Интернете;
Сортировка — расстановка элементов списка в заданном порядке, например, расстановка чисел по возрастанию или убыванию, расстановка слов или фамилий по алфавиту; одна из задачсортировки – облегчить поиск информации.

Дискретная и аналоговая информация

Сигнал называется аналоговым , если параметр сигнала непрерывно изменяется во времени от точки к точке (непрерывный сигнал).

Отличие между аналоговыми и дискретными сигналами

Непрерывный сигнал, изменяясь, принимает огромное множество информационных значений. Дискретный сигнал имеет только два информационных значения, которые можно условно обозначить цифрами 0 и 1.

Преимущества дискретных сигналов

  1. Первое из них заключается в том, что в каждом дискретном сигнале можно исправить появляющиеся ошибки. Если пришел дискретный сигнал, величина которого близка к 1, то легко догадаться, что это — сигнал 1, в который вкралась ошибка. Непрерывный же сигнал принимает всевозможные значения. Поэтому при появлении сигнала, похожего на 1, нельзя узнать, пришел ли новый сигнал либо это сигнал 1, в который вкралась ошибка.
  2. Второе важное преимущество заключается в том, что любой аналоговый сигнал может быть с той или иной степенью точности преобразован в дискретный . Для этого применяются специальные аналого-цифровые преобразователи (АЦП). В свою очередь, дискретный сигнал вновь может быть преобразован к аналоговому виду с помощью цифро-аналогового преобразователя (ЦАП). Таким образом, любой физический процесс может быть представлен посредством дискретных сигналов либо смоделирован с их помощью .
  3. Третье важное преимущество дискретного сигнала заключается в том, что аппаратура для приема, обработки и передачи дискретного сигнала может быть устроена значительно проще, чем для аналогового .

Таким образом, можно сделать вывод, что дискретная форма сигнала является наилучшей основой всех видов информационной техники.

Единицы измерения информации

За единицу измерения информации приняты следующие величины:

1 бит – двоичная цифра, может принимать только два значения 0 или1

1 байт = 8 бит = 2 3

1 Килобайт = 1024 байт = 2 10

1 Мегабайт = 1024 Килобайт = 2 20

1 Гигабайт = 1024 Мегабайт = 2 30

– умение человека работать с информацией и грамотно использовать для ее получения, передачи и хранения компьютерных информационных технологий.

    Наличие навыков по использованию различных технических средств – от телефона до персональных компьютеров и компьютерных сетей.

  • Способность использовать в своей работе компьютерную информационную технологию.
  • Умение извлекать и работать с информацией из различных источников – от периодической печати до электронных коммуникаций.
  • Умение представлять информацию в понятном виде и эффективно ее использовать.
  • Умение работать с различными видами информации.

Формирование информатики как науки происходило в XX веке и было связано с развитием вычислительной техники.

Понятие "информатика" возникло в 60-х годах во Франции. Так решили назвать область знаний, изучающую применение электронных вычислительных машин для автоматизации обработки данных. Слово "информатика" образовано из двух слов "информация" и "автоматика".

В англоязычных странах, особенно в США, вместо термина "informatics" обычно используют "computer science", то есть компьютерная наука.

Хотя понятия "информатика" и "компьютерная наука" можно считать синонимами, второй появился раньше, в начале 40-х годов XX века. Компьютерная наука представляла собой соединение возможностей электронно-вычислительных машин (ЭВМ) того времени, математической логики и теории алгоритмов.

В дальнейшем в компьютерной науке появлялись новые направления. Это было связано с усовершенствованиями ЭВМ, которые позволили использовать их в более широком спектре областей человеческой деятельности.

Хотя информатика делает акцент на обработке информации, ее появление и развитие неразрывно связаны с существованием компьютерной техники. Об информатике как о научной дисциплине наряду с другими науками заговорили в 70-80-х года XX века, когда вычислительные машины стали более доступными для разнообразной публики.

Изначально компьютер был инструментом для автоматизации трудоемких вычислений. Однако постепенно эволюционировал в инструмент для работы с почти любой информацией, а не только числовой. На сегодняшний день существует огромное количество программ и приложений, предназначенных для работы с текстом, графикой, таблицами, базами данных и многим другим.

Из информатики начали выделяться отдельные научные направления. Так как материальный мир разнообразен, и существует множество сфер человеческой деятельности, то предмет изучения информатики также весьма неоднороден. Поэтому информатику можно рассматривать как комплексную науку, что затрудняет ее однозначное определение.

В 80-х годах Е.П. Ершов дал ей такое определение:

Информатика – это находящаяся в процессе становления наука, изучающая законы и методы накопления, передачи и обработки информации с помощью ЭВМ, а также область человеческой деятельности, связанная с применением ЭВМ.

Информатика тесно связана с математикой, так как опирается на ее достижения. Это объясняется тем, что объекты естественных и технических наук, а также социальные явления можно описать с помощью понятий математики – функций, систем уравнений, неравенств и другого.

С другой стороны, предмет изучения информатики – информация – кроме прочего является общенаучным и социальным понятием.

По-сути задачей информатики является изучение способов использования научных и технических достижений для обработки данных разной природы. Цивилизация в XX веке пришла к тому рубежу накопления данных, когда возникла проблема их хранения, использования, доступа, передачи, преобразования. Компьютерная наука изучает решение этих проблем с помощью вычислительной техники.

В настоящее время активно протекают процессы, связанные с переводом информации, накопленной цивилизацией, в электронный вид. Можно ожидать, что многие объекты реального мира в скором времени обретут свой цифровой аналог.

    Информа́тика (фр. Informatique; англ. Computer science) - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.

    Истори́ческая информа́тика - междисциплинарная область исторических исследований, целью которой является расширение информационного, методического и технологического обеспечения исторической науки, а также апробация новых информационных технологий и методов в конкретно-исторических исследованиях. В основе исторической информатики лежит совокупность теоретических и прикладных знаний, необходимых для создания, обработки и анализа оцифрованных исторических источников всех видов,.

    Правова́я информа́тика - область в рамках информационной науки. Эрделез и О’Хара (1997) определяют правовую информатику следующим образом...

    Теоретическая информатика - это научная область, предметом изучения которой являются информация и информационные процессы, в которой осуществляется изобретение и создание новых средств работы с информацией. Это подразделение общей информатики и математики, которое сосредотачивается на более абстрактных или математических аспектах вычислительной техники и включает в себя теорию алгоритмов.

    Искусственный интеллект и закон (ИИ и закон) - подобласть искусственного интеллекта (ИИ), в основном касающаяся приложений ИИ к проблемам правовой информатики и оригинальных исследований по этим проблемам. Другое направление - перенос инструментов и методов, разработанных в контексте решения правовых задач, на сферу искусственного интеллекта в целом. Например, теории правовых решений, особенно модели аргументации, способствовали развитию представления знаний и рассуждений; модели социальной организации...

    Подробнее:

Информатика – относительно молодая наука, которая к тому же очень быстро эволюционирует, что часто приводит к таким формам ее развития, которые были до сих нор неизвестны человечеству. Вместе с тем значение информатики постоянно возрастает, так как информатизация активно проникает во все сферы деятельности человека. Эти особенности информатики приводят к тому, что до сих но]) в научном сообществе не удалось выработать общепринятое определение этой пауки. Практически в каждой отрасли науки можно встретить свое, отличное от других определение информатики. Поэтому информатика для математика, специалиста по компьютерной технике, экономиста, философа, социолога, филолога – это очень часто, на первый взгляд, совсем разные науки. Однако если обратиться к истории становления информатики как науки, становится ясно, что ее базовые принципы и понятийный аппарат во многом универсальны, т.е. не зависят от конкретной сферы ее применения.

Происхождение термина "информатика"

Термин "информатика" возник в 60-х гг. XX в. во Франции для названия области, занимающейся автоматизированной обработкой информации с помощью электронных вычислительных маш ин. Французский термин informatique (информатика) образован путем слияния слов information (информация) и automatique (автоматика) и означает информационную автоматику, или автоматизированную переработку информации. В англоязычных странах этому термину соответствует синоним computer science (наука о компьютерной технике) .

В 1963 г. советский ученый Ф. Е. Темников одновременно с зарубежными авторами определяет информатику как науку об информации вообще, состоящую из трех основных частей – теорий информационных элементов, информационных процессов и информационных систем. Это был первый важный поворот в судьбе понятия "информатика", но он долго оставался лишь историческим фактом. Эта попытка обосновать новое понятие, доказать его необходимость не была успешной и в должной мере не оценена, в силу того что публикация была осуществлена в малоизвестном, специальном журнале (Известия вузов. Электромеханика. 1963. № 11). Так или иначе тогда понятие "информатика" еще не получило в нашей стране заметного распространения. Хотя в научной литературе уже в тот период часто встречались трактовки "информатики через призму взглядов Темникова". Так, в 1968 г. напечатана работа А. И. Михайлова, А. И. Черного и Р. С. Гиляревского "Основы информатики", в которой подробно рассмотрены понятия научно-технической информации и методы ее обработки .

В 1972 г. в СССР выходит Большая советская энциклопедия (БСЭ), в которой дефиниция термина "информатика" была однозначно сориентирована на гуманитарность этой науки, в частности, на процесс коммуникации.

Информатика – область гуманитарного знания, изучающая структуру и общие свойства научной информации, а также основные закономерности процессов информационной коммуникации .

Такой разброс представлений о месте и роли научной информатики приводит к тому, что ее определения становятся все более размытыми, пытаются дистанцироваться от какой-либо конкретики. Па Международном конгрессе в Японии в 1978 г. дается широкое определение информатики.

Понятие информатики охватывает области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая машины, оборудование, математическое обеспечение, организационные аспекты, а также комплекс промышленного, коммерческого, административного, социального и политического воздействия.

В 1982 г. выходит монография академика В. М. Глушкова "Основы безбумажной информатики" (2-е издание, исправленное и дополненное, увидело свет в 1987 г. ). А год спустя годичное общее собрание Академии наук СССР принимает решение о создании в Академии наук отделения информатики. С этого момента идеи информатики в нашей стране получили прописку не только в науке, но также и среди специалистов-практиков.

Каково тогда было понимание информатики? В указанной монографии академика В. М. Глушкова нет прямого определения информатики как новой науки. Но исходя из содержания этой книги и материалов АН СССР о создании нового отделения можно сделать следующий вывод.

Информатика – это совокупность средств всей современной информационной теории, техники и технологии, суммарное, комплексное обозначение этой области знаний.

По-другому говоря, информатика как наука вбирает сегодня самые разные по своей сущности и природе информационные идеи, средства и процессы, связанные с удовлетворением информационных потребностей общества в настоящем и будущем. Однако в рамках современной информатики можно вычленить и более конкретные области ее приложения. Поэтому в статье К. К. Колина "Эволюция информатики и проблемы формирования нового комплекса наук об информации" предложена двухуровневая структура предметной области информатики . Верхний уровень отведен теоретической информатике, которая как теоретическая основа систематизированного научного знания охватывает три основных нижележащих уровня – техническую, социальную и биологическую информатику. Каждый из нижележащих уровней обладает своей спецификой, так как изучает и описывает информационные процессы в зависимости от среды функционирования. Двухуровневая структура предметных областей информатики представлена в табл. 1.1.

Таблица 1.1

Структура предметной области информатики (1)

Теоретическая информатика

Техническая

Социальная

В этой статье будет рассмотрена история информатики как науки, также разберемся в том, чем она занимается, и в ее основных направлениях.

Цифровая эпоха

Современный мир очень сложно представить без информационных и цифровых технологий. Все они значительно облегчают жизнь, благодаря им человечество совершило ряд значительных прорывов в науке и промышленности. Рассмотрим более подробно дисциплины информатики и историю ее становления как науки.

Определение

Информатика - это наука, которая занимается исследованием методов сбора, обработки, хранения, передачи и анализа информации с применением различных компьютерных и цифровых технологий, а также изучением возможностей их применения.

Она включает в себя дисциплины, которые имеют отношение к обработке и расчету информации с применением различного рода вычислительных машин и сетей. Причем как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и конкретные, к примеру, разработка новых методов компрессии данных, протоколов обмена информации и языков программирования.

Как видим, информатика - это наука, которая отличается широтой исследовательских тем и направлений. В качестве примера можно привести следующие вопросы и задачи: что реально, а что невозможно реализовать в программах (искусственный интеллект, самообучение компьютеров и т. п), как решать различного рода специфические информационные задачи максимально эффективно (так называемая теория сложности вычислений), в каком виде следует сохранять информацию и восстанавливать ее, как наиболее эффективно люди должны взаимодействовать с программами (вопросы пользовательского интерфейса, новых языков программирования и т. п).

Теперь же кратко рассмотрим развитие информатики как науки, начиная с ее истоков.

История


Информатика - это молодая наука, которая возникала постепенно и наиболее сильное развитие получила во второй половине XX века. Очень важна она и в наше время, когда практически весь мир зависим от компьютерных и иных электронных вычислительных технологий.

Началось же все с середины XIX века, когда разными учеными были созданы механические калькуляторы и «аналитические машины». В 1834 году Чарльз Бэббидж начал разработку программируемого калькулятора, и, кстати, именно он впоследствии сформулировал множество основных черт и принципов современного компьютера. Также именно он предложил использовать перфокарты, которые затем были в употреблении вплоть до конца 80-x годов XX века.

В 1843 году Ада Лавлейс создала алгоритм для вычисления чисел Бернулли, и это считается первой в истории компьютерной программой.

Примерно в 1885 году Герман Холлерит создал табулятор - устройство для считывания данных с перфокарт. А в 1937 году, спустя почти сто лет после идей и мечты Бэббиджа, компания IBM создала первый программируемый калькулятор.

В начале 1950-х годов всем стало ясно, что компьютер можно использовать в различных сферах науки и промышленности, а не только как инструмент для математических расчетов. И что только зарождавшаяся тогда информатика – это наука, за которой будущее. А чуть позже она получила статус официальной науки.

Теперь же кратко рассмотрим ее структуру.

Структура информатики


Структура информатики многогранна. Как дисциплина, она охватывает широкий круг тем. Начиная от теоретического исследования различного рода алгоритмов и заканчивая практическим воплощением в жизнь отдельных программ или же созданием вычислительных и цифровых устройств.

Информатика – это наука, изучающая…



На данный момент различают несколько основных ее направлений, которые, в свою очередь, делятся на множество ответвлений. Рассмотрим самые основные:

  1. Теоретическая информатика . В ее задачи входит исследование как классической теории алгоритмов, так и ряда важных тем, что имеют связь с более абстрактными аспектами математических вычислений.
  2. Прикладная информатика . Это наука, вернее, один из ее разделов, который направлен на то, чтобы выявить определенные понятия в области информатики, которые можно использовать в качестве методов решения каких-то стандартных задач, к примеру, построение алгоритмов, хранение и управление информацией с использованием структуры данных. Кроме этого, прикладную информатику применяют в ряде промышленных, повседневных или научных сфер: биоинформатике, электронной лингвистике и прочих.
  3. Естественная информатика . Это направление, которое занимается изучением процессов различной обработки информации в природе, будь то человеческий мозг или же человеческое общество. Ее основы строятся на классических теориях эволюции, морфогенеза и прочих. Помимо них, используются такие научные направления, как исследования ДНК, мозговой активности, теория группового поведения и т. п.

Как видим, информатика – это наука, изучающая ряд очень важных теоретических вопросов, к примеру, создание искусственного интеллекта или разработка решений для каких-то математических задач.

1 Информатика как наука. Предмет и задачи информатики.

Термин "информатика" (франц. informatique) происходит от французских слов information (информация) и automatique (автоматика) и дословно означает "информационная автоматика".

Информатика - это основанная на использовании компьютерной техники дисциплина, изучающая структуру и общие свойства информации, а также закономерности и методы её создания, хранения, поиска, преобразования, передачи и применения в различных сферах человеческой деятельности.

В 1978 году международный научный конгресс официально закрепил за понятием "информатика" области, связанные с разработкой, созданием, использованием и материально-техническим обслуживанием систем обработки информации, включая компьютеры и их программное обеспечение, а также организационные, коммерческие, административные и социально-политические аспекты компьютеризации - массового внедрения компьютерной техники во все области жизни людей.

Таким образом, информатика базируется на компьютерной технике и немыслима без нее.

Информатика - научная дисциплина с широчайшим диапазоном применения. Её основные направления:

разработка вычислительных систем и пpогpаммного обеспечения;

теория информации, изучающая процессы, связанные с передачей, приёмом, преобразованием и хранением информации;

методы искусственного интеллекта, позволяющие создавать программы для решения задач, требующих определённых интеллектуальных усилий при выполнении их человеком (логический вывод, обучение, понимание речи, визуальное восприятие, игры и др.);

системный анализ, заключающийся в анализе назначения проектируемой системы и в установлении требований, которым она должна отвечать;

методы машинной графики, анимации, средства мультимедиа;

средства телекоммуникации, в том числе, глобальные компьютерные сети, объединяющие всё человечество в единое информационное сообщество;

разнообразные приложения, охватывающие производство, науку, образование, медицину, торговлю, сельское хозяйство и все другие виды хозяйственной и общественной деятельности.

Термином информатика обозначают совокупность дисциплин, изучающих свойства информации, а также способы представления, накопления, обработки и передачи информации с помощью технических средств.

Теоретическую основу информатики образует группа фундаментальных наук, которую в равной степени можно отнести как к математике, так и к кибернетике: теория информации, теория алгоритмов, математическая логика, теория формальных языков и грамматик, комбинаторный анализ и т. д. Кроме них информатика включает такие разделы, как архитектура ЭВМ, операционные системы, теория баз данных, технология программирования и многие другие.

Предмет и задачи информатики

Предмет информатики составляют такие понятия:

Аппаратное обеспечение средств вычислительной техники;

Программное обеспечение средств вычислительной техники;

Средства обеспечения аппаратной и программной составляющих;

Средства взаимодействия человека с аппаратными и программными составляющими.

Как видно, в информатике большое внимание уделяется взаимодействию. Для этого используется специальное понятие – интерфейс. Согласно приведенным задач различают аппаратный, программный, программно-аппаратный интерфейсы и интерфейс пользователя.

Основной задачей информатики является систематизация приемов и методов работы с аппаратными и программными средствами вычислительной техники.

Задачи информатики:

· создание техники и технологий преобразования информации;

· решение проблем, возникающих при разработке и использовании информационных технологий и компьютерной техники;

· исследование информационных процессов

Предмет и задачи информатики. Основные понятия информатики. Цели информатики

Эта статья посвящена рассмотрению таких вопросов, как предмет и задачи информатики. Прежде чем перейти к их освещению, определимся с термином, значение которого следует четко обозначить.

Слово "информатика" впервые появилось во Франции в 60-х годах прошлого века для обозначения области, которая занимается автоматизированной обработкой информации и использует для этого электронные вычислительные машины. Термин этот был образован с помощью слияния двух других - "автоматика" и "информация". Он означает автоматизированную переработку информации или информационную автоматику. Данному термину соответствует в англоязычных странах понятие "computer science", то есть наука о компьютерной технике.


Предлагаем читателю предварить рассмотрение таких тем, как предмет и задачи информатики, знакомством с историей ее возникновения.

История возникновения информатики

Мы можем найти истоки информации еще в глубине веков. Потребность выразить и запомнить ее привела еще много столетий назад к возникновению речи, счета, письменности. Наши предки пытались изобретать и в дальнейшем совершенствовать способы хранения информации, ее обработки и распространения. Различные свидетельства попыток людей далекого прошлого сохранять ее были найдены в наши дни. Это такие способы, как записи на глиняных дощечках и берестяной коре, наскальные рисунки, а затем и рукописные книги.

В 16 веке появился печатный станок. Его изобретение способствовало значительному увеличению возможности хранить и обрабатывать необходимые сведения. Информация, представленная в печатном виде, была основным способом обмена и хранения, и вплоть до середины 20 века продолжала им оставаться. Лишь с возникновением ЭВМ появились принципиально новые, намного более эффективные способы ее хранения, сбора, передачи, обработки, были сформулированы предмет и задачи информатики.

Общее определение информатики

Можно дать множество ее определений. Это связано с многогранностью присущих ей методов, форм, возможностей и функций. Следующее определение понятия "информатика" является одним из самых общих.

Информатика представляет собой область деятельности человека, которая связана с различными процессами преобразования информации, осуществляемыми с помощью компьютеров, а также с их взаимодействием с соответствующей средой применения.

Кибернетика и информатика

Зачастую возникает путаница двух понятий: "кибернетика" и "информатика". Давайте определим, в чем состоит их сходство и чем они отличаются друг от друга.

Кибернетика - наука о некоторых общих принципах управления, действующих в различных системах: социальных, биологических, технических и др. Предмет и задачи информатики же несколько иные. Она изучает более широко процессы создания и преобразования информации, почти не затрагивая решения задач, связанных с управлением теми или иными объектами, как это делает кибернетика. Ее возникновение стало возможным из-за развития компьютерной техники, которая на ней базируется и немыслима без нее. Развитие кибернетики происходит само по себе и, хотя она использует достаточно активно достижения компьютерной техники, совсем не зависит от них, поскольку строит разные модели управления объектами.

Информатика в широком и узком смысле слова

В широком смысле слова информатика - это единство различных отраслей науки, производства и техники, которые связаны с переработкой информации. А что же в узком смысле? В нем можно выделить 3 взаимосвязанные части информатики.

1. Информатика как отрасль народного хозяйства

Первая из них - отрасль народного хозяйства. В этом смысле информатика состоит из некоторой однородной совокупности фирм, осуществляющих различные формы хозяйствования, которые занимаются производством программных продуктов, компьютерной техники и разработкой технологии переработки информации. Значение, специфика, цели и задачи информатики в этом смысле определяются тем, что именно от нее зависит в большой степени рост производительности труда в различных отраслях народного хозяйства. Множество рабочих мест во всем мире сегодня оборудовано средствами автоматизации.


2. Информатика в качестве фундаментальной науки

Как фундаментальная наука информатика разрабатывает методологию информационного обеспечения различных процессов управления объектами на основе компьютерных информационных систем. Можно выделить существующие в Европе следующие ведущие научные направления: медицинская и экономическая информатика, компьютерно-интегрированные производства, разработка сетевой структуры, информатика окружающей среды и социального страхования, профессиональные информационные системы.

Опишем основные цели и задачи информатики фундаментальной. Целью ее является получение обобщенных знаний о различных информационных системах, а также выявление в их функционировании и построении общих закономерностей. Задачи ее состоят в следующем:

Исследовать различные теории информационных систем и технологий;

Разработать методологию того, как следует создавать информационное обеспечение тех или иных компьютерных систем.

3. Прикладной аспект


Описывая предмет информатики как прикладной науки, отметим, что она занимается:

Созданием различных информационных моделей коммуникации, функционирующих во множестве областей деятельности человека;

Изучением закономерностей, которые существуют в информационных процессах (распространение, переработка, накопление);

Разработкой технологий и информационных систем в конкретных областях, а также выработкой рекомендаций, касающихся их жизненного цикла для различных этапов (проектирования, производства, функционирования и др.).


Основные задачи информатики

Основная функция ее состоит в разработке средств и методов преобразования информации, а также в использовании их в организации различных технологических процессов ее переработки.

Можно выделить следующие основные задачи информатики:

Исследование информационных процессов, имеющих любую природу;

Решение инженерных и научных проблем внедрения, создания, обеспечения максимально эффективного применения компьютерной технологии и техники в различных областях общественной жизни;

Разработка информационной техники, а также создание на базе результатов исследования различных информационных процессов новейшей технологии переработки информации.

Информатика как комплексная дисциплина

Следует сказать, что она существует не сама по себе. Информатика - это комплексная дисциплина (научно-техническая), которая направлена на создание новых информационных технологий и техник. Они служат для решения проблем, возникающих в других областях. В информационном обществе комплекс ее индустрии является ведущим. В мире существует тенденция к увеличивающейся информированности. Она зависит в значительной степени от прогресса именно этой области знания, ее единства как науки, производства и техники.

Области применения информатики


Информатика сегодня широко применяется в различных областях нашей жизни: в науке, производстве, образовании и многих других сферах деятельности. Необходимость проведения дорогостоящих и сложных экспериментов неизбежно возникает в связи с развитием современной науки. В качестве примера можно привести разработку термоядерных реакторов. Роль информатики заключается в том, чтобы заменить машинными реальные эксперименты. Это экономит значительные ресурсы, предоставляет возможность обработать самыми современными методиками полученные результаты. Кроме того, подобные эксперименты занимают намного меньше времени, чем реальные. А в некоторых областях научного знания (к примеру, в астрофизике) просто невозможно проведение реального эксперимента. Тогда на помощь приходит информатика. В основном в данных областях все исследования осуществляются с помощью модельных и вычислительных экспериментов.


Дальнейшее развитие информатики, так же как и любой другой науки, приводит к новым открытиям и достижениям. Появляются новые области применения, которые ранее сложно было даже предположить.

Связь информатики с другими отраслями знания

Информатика - широкая область научных знаний, которая возникла на стыке прикладных и фундаментальных дисциплин. В качестве комплексной научной дисциплины она связана со следующими отраслями знания:

С психологией и философией (через теорию познания и учение об информации);

С математикой (через дискретную математику, теорию математического моделирования и алгоритмов, математическую логику);

С лингвистикой она связана через учение о знаковых системах и формальных языках;

С кибернетикой, как мы уже отмечали, - через теорию управления и информации;

С радиотехникой, электроникой, химией и физикой - через материальную часть информационных систем и компьютера.

В поле зрения науки информатики попадают вычислительные науки, которые изучают методы и принципы организации различных вычислительных процессов, глобальных и локальных компьютерных сетей. С другой стороны, в него также входят науки когнитивные, которые предназначены для изучения усилий человека в области мышления с целью улучшения интеллектуальных качеств компьютеров.

Информатика как отрасль экономики

Как отрасль экономики информатика представляет собой совокупность хозяйствующих субъектов, которые предназначены для обслуживания пользователей (информационного), производства средств обработки, а также создания программного обеспечения. Существует тенденция перехода от индустриального общества, где все направлено на производство и потребление товаров, к информационному.

Сегодня в экономике широко используются различные средства информатики. Они применяются в практике:

Торгового, производственного и банковского менеджмента;

Аудиторской деятельности и бухгалтерского учета;

Бюджетного процесса в муниципальных и государственных учреждениях;

Электронного предпринимательства и электронной коммерции;

Менеджмента казначейства, аукционов и торговых бирж.

Экономическая информатика - это наука, которая предназначена для формирования теории моделирования деятельности различных хозяйствующих субъектов, муниципальных, государственных и региональных образований. Ее цели определяются целями экономики. То есть они состоят в обеспечении хозяйственных субъектов, муниципальных и государственных служб и организаций информационными технологиями. В чем же заключается предмет информатики экономической? Он состоит в поиске закономерностей, существующих в информационном моделировании, а также методов предоставления знаний об экономической деятельности организаций (предприятий) хозяйствующему и иному субъекту, внедрении в практику управления информационных технологий.

Методы моделирования и изучения экономических процессов

Существует множество методов моделирования и изучения экономических процессов. Они как специфические, так и общенаучные. Общенаучные: синтез, анализ, индукция, дедукция, абстрагирование, аналогия, конкретизация. Все они выявляют закономерности, существующие в устойчивых явлениях или процессах. Методы специфические ориентированы на отражающие экономические процессы информационные явления, такие как:

Математические: детерминированное, стохастическое, имитационное, оптимизационное и сетевое моделирование, нечеткая математика, математический, системный, факторный, регрессионный и иные виды анализа;

Информационно-логические: графики и диаграммы, графы, визуальные и стандартизированные средства представления информационных потоков и бизнес-процессов.

Что такое ЭВМ?

Основные понятия информатики включают в себя различные ЭВМ, поскольку они являются главными техническими средствами, служащими для ее обработки. Их можно классифицировать по целому ряду признаков: по назначению, принципу действия, размерам вычислительной мощности, способам организации самого вычислительного процесса, функциональным возможностям и др.

Классификация ЭВМ по назначению

Можно разделить ЭВМ по назначению на 3 следующие группы.

1. Общего назначения (универсальные). Они предназначены для решения различных инженерно-технических задач: математических, экономических, информационных и иных, которые отличаются большим объемом данных, подлежащих обработке, а также сложностью алгоритмов. Характерными чертами данных ЭВМ является их высокая производительность, а также разнообразие форм данных, которые подлежат обработке (символьные, десятичные, двоичные), разнообразие выполняемых операций (специальных, логических, арифметических), значительная емкость оперативной памяти, а также развитая система ввода-вывода информации.

2. Вторая группа - проблемно-ориентированные. Их предназначение заключается в решении некоторого более узкого круга задач, которые обычно связаны с технологическими объектами, накоплением, регистрацией и обработкой незначительных объемов данных.

3. Специализированные служат для решения очень узкого круга задач. Это снижает стоимость и сложность таких ЭВМ, при этом сохраняя надежность работы и большую производительность.

Информационная технология

Описывая основные понятия информатики, нельзя не сказать пару слов об информационной технологии. Это совокупность конкретных программных и технических средств, служащих для выполнения различных операций, связанных с обработкой информации, в любых сферах нашей жизни. Информационную технологию называют иногда прикладной информатикой или компьютерной технологией. Это понятие возникло с формированием информационного общества, в котором основой социальной динамики являются информационные, а не традиционные материальные ресурсы. Это наука, знания, интеллектуальные способности, организационные факторы, творчество, инициатива и др. Данное понятие, к сожалению, является настолько всеохватывающим и общим, что специалисты до сих пор не пришли к четкой его формулировке. Самое удачное определение его было дано академиком Глушковым, трактовавшим информационную технологию как человеко-машинную технологию передачи, обработки, сбора информации, основывающейся на использовании различной вычислительной техники. Она быстро развивается и охватывает все больше видов общественной деятельности: управление, производство, образование, науку, медицину, финансово-банковские операции, быт и др.

Школьный курс информатики

Основная задача школьного предмета "Информатика" заключается в обеспечении сознательного и прочного овладения учащимися знаний, касающихся процессов преобразования, получения, использования, хранения информации. На этой основе учитель информатики должен раскрыть также роль ее в формировании научной картины мира, сложившейся в наши дни, значение вычислительной техники и информационной технологии в развитии современного общества. Задача заключается и в том, чтобы привить учащимся навыки рационального и сознательного использования ЭВМ в учебной и в дальнейшей профессиональной деятельности.


Следующие вопросы должен осветить школьникам учитель информатики:

Информация, различные информационные процессы, а также языки ее представления;

Информационное моделирование;

Программирование и алгоритмизация;

Компьютер в роли средства обработки информации;

Существующие сегодня новые информационные технологии ее обработки.

Данные линии имеют сквозной характер, то есть изучение их происходит на всех этапах (со 2 по 11 класс). На три уровня делится информатика в школе. Эти уровни учитывают возраст учащихся, а также их подготовку.

Первый уровень - начальный (со 2 по 6 класс), второй - базовый (с 7 по 9 класс), третий - профильный (10 и 11 классы). При этом программа для классов со 2 по 9 - это обязательный минимум. В старших классах осуществляется углубленное обучение информатике по различным профилям. Это обеспечивает подготовку к профессиональной деятельности. Более подробно рассматриваются уже пройденные темы, изучаются различные классы программ.

Информатика: ЕГЭ

По этому предмету ЕГЭ - один из наиболее долгих экзаменов, который длится порядка 4-х часов. В 2014 году минимальный проходной балл составлял 40. Подготовку следует начать еще задолго до дня проведения тестирования, и высокие результаты в этом случае будут обеспечены.

Задания по информатике разделены на блоки в зависимости от их сложности. А1-А13 - вопросы базового уровня с выбором из нескольких вариантов ответа. За каждый верный выбор полагается 1 балл. Задания по информатике В1-В15 - это уже задачи повышенной сложности. Числа или последние цифры служат ответом на них. Самые сложные задачи по информатике - С1-С4. Необходимо дать максимально полный ответ на них.

В каждом варианте ЕГЭ задачи по информатике связаны так или иначе с компьютером. Однако при решении заданий из категории С запрещается пользоваться калькулятором и ПК.

Глава 1. Основные понятия и определения информатики § 1.1. Предметная область и структура информатики

Последняя информационная революция второй половины 20-го века, связанная с изобретением и развитием микропроцессорной технологии и созданием современных информационных коммуникаций, компьютерных сетей и систем передачи данных, привела к созданию новой отрасли - информационной индустрии , направленной на производство технических средств и создание новых технологий производства знаний. Возникновение новой индустрии производства знаний привело к глобальным изменениям в обществе - информатизации общества - вовлечению всех его членов в общий процесс производства и реализации знаний на базе новых компьютерных и телекоммуникационных технологий и потребовало от всех его членов определенного уровня информационной культуры , определенных базовых знаний и умения целенаправленно использовать в своей деятельности современные информационные технологии, технические средства и методы. Научным фундаментом процесса информатизации современного общества и развития информационной индустрии является новая научная дисциплина - информатика .

Термин информатика произошел от слияния двух французских слов Informacion (информация) и Automatique (автоматика) и дословно определял новую науку об "автоматической обработке информации ". В англоязычных странах этому термину соответствовал синоним Computer Science (наука о компьютерной технике).

Всовременном толковании информатика - это комплексная научно-инженерная дисциплина, изучающая различные аспекты разработки, проектирования, создания, оценки, функционирования различного рода технических информационных систем (ИС) , предназначенных для автоматизации информационных процессов сбора, хранения, поиска, отображения, обработки и передачи данных средствами современной вычислительной, информационно-измерительной техники и современных средств связи, а также изучающая вопросы применения этих систем и их воздействия на различные области социальной практики (по материалам сессии годичного собрания Академии наук СССР 1983 г.). В таком широком толковании информатика объединяет и использует достижения целого ряда научно-технических направлений, связанных с разработкой:

современных технических средств (hardware ) сбора, хранения, поиска, отображения, обработки и передачи данных в ИС , а также технологий их создания и использования;

математических моделей естествознания и общественных явлений с целью их формализации, численных и логических методов решения задач, возникающих при построении и реализации этих моделей;

алгоритмических (brainware ) и программных (software ) средств автоматизации информационных процессов сбора, хранения, поиска, отображения, обработки и передачи данных в ИС .

Этот комплекс научно-технических дисциплин, как фундаментального, так и прикладного характера, позволяющих рассмотреть весь широкий круг проблем, возникающих при разработке и применении автоматизированных ИС , и представляет собой структуру нового научно-технического направления называемого информатикой.

Как и в других фундаментальных науках (физика, химия, биология, математика и др.), в информатике можно выделить различные стороны одного и того же объекта - информации. В связи с этим информатику можно условно разделить на ряд направлений, взаимосвязанных друг с другом.

Теоретическая информатика - это математическая дисциплина, содержанием различных составных дисциплин которой являются создание информационных моделей и средств работы с информацией и изучение их свойств . Использованные в ней методы исследования опираются на идеи и понятия дискретной математики.

Теоретическая информатика распадается на ряд самостоятельных дисциплин, которые условно можно разделить на пять классов

. К первому классу относятся дисциплины, опирающиеся на математическую логику . В них разрабатываются методы анализа процессов переработки информации с помощь компьютеров (теория алгоритмов , теория параллельных вычислений ), а также методы, изучающие на основе моделей логического типа процессы, протекающие в самом компьютере (теория автоматов, теория сетей Петри .)

. Второй класс - это вычислительная математика и вычислительная геометрия, позволяющие свести решения математических задач к последовательности выполнения элементарных операций над числами с целью возможности их реализации на компьютерах.

. Изучением информатики как таковой, выявлением общих свойств информации, законов, управляющих ее рождением, развитием и уничтожением, занимается теория информации . К ней близко примыкает теория кодирования . В теории информации имеется раздел, специально занимающийся вопросами передачи информации по различным каналам связи.

V. Переход от реальных объектов к моделям, которые можно использовать для изучения и реализации в компьютерах, требует развития особых приемов, изучением которых занимается системный анализ . Частью системного анализа является общая теория систем. Пограничное положение между теоретической информатикой и кибернетикой занимают две науки -имитационное моделирование и теория массового обслуживания .

V. Последний класс дисциплин, входящих в теоретическую информатику, ориентирован на использование информации для принятия решений в различных ситуациях. Изучением общих схем, используемых при выборе нужного решения, занимается теория принятия решений . Если выбор происходит в условиях конфликта, то это является предметом теории игр . Выбор оптимального решения изучается в дисциплине математическое программирование . При организации поведения, ведущего к нужной цели, принимать решения приходится многократно. Поэтому выбор отдельных решений должен подчиняться единому плану. Изучением способов построения таких планов и их использованием занимается научная дисциплина исследование операций.

Родоначальницей информатики является кибернетика , возникшая в конце 40-х годов прошлого века. В ее основу положены понятия управления и информации . Основоположником кибернетики является американский математик Норберт Винер.

Кибернетика сыграла большую роль в возникновении структурной лингвистики .

Наиболее активно развивается техническая кибернетика. В ее состав входит теория автоматического управления , которая стала теоретическим фундаментом автоматики . С теорией автоматического управления связана техническая диагностика , в задачи которой входят контроль за функционированием систем и поиск повреждений в них.

Заметное место в кибернетике занимает теория распознавания образов . Ее задача - поиск решающих правил, с помощью которых можно было бы классифицировать многочисленные явления реальности, соотносить их с некоторыми эталонными классами. Она является пограничной наукой между кибернетикой и искусственным интеллектом .

Использованием принципов работы живых систем в искусственных объектах занимается бионика . Нейрокибернетика пытается применить кибернетические модели в изучении структуры и действия нервных тканей.

Достижение равновесия при взаимодействии многих систем, соперничающих между собой, рассматривается в гомеостатике - недавно возникшей и еще находящейся в стадии оформления науке.

Кибернетика может рассматриваться как прикладная информатика в области создания и использования автоматических или автоматизированных систем управления разной степени сложности - от управления отдельными объектами до сложнейших систем управления целыми отраслями промышленности, банковскими системами, системами связи и даже сообществами людей.

Аппаратным фундаментом информатики является вычислительная техника , представляющая собой вполне самостоятельное направление исследований. В рамках этого направления решается немало задач, не имеющих прямого отношения к информатике. Например, ведутся многочисленные исследования, направленные на совершенствование элементной базы вычислительных машин. Основное содержание микроэлектроники составляют теория, методы расчета и технология изготовления интегральных микросхем, больших интегральных схем и сверхбольших интегральных схем (БИС, СБИС). Но, конечно, развитие современной информатики немыслимо без компьютеров - основного и пока единственного инструмента для работы с разнообразной информацией.

Эффективное использование компьютеров невозможно без знания их архитектуры и принципов функционирования. Они не работают вне специально созданных для них операционных систем, тестирующих программ, трансляторов - всего того программного обеспечения, которое составляет программную среду, где “существует” вычислительная машина.

Это означает, что само развитие вычислительной техники невозможно без использования результатов, полученных в программировании, искусственном интеллекте и других разделах, составляющих информатику. Даже проектирование современных ЭВМ и разработка их элементной базы требуют специальных систем автоматизированного проектирования - САПР, созданием которых занимаются специалисты, работающие в области информатики.

Научное направление, своим появлением обязанное вычислительным машинам - этопрограммирование , цель которого разработать средства для подготовки задач к решению на ЭВМ и создать средства программного обеспечения, с помощью которых реализуются вычислительный процесс на ЭВМ и обмен информацией с внешним миром.

В начальный период своего развития программирование не имело под собой прочной теоретической базы и напоминало труд ремесленников высшей квалификации, когда качество работы определяется не знаниями, а профессиональным умением. С накоплением опыта программирования определились общие идеи и положения, лежащие в основе построения программ для компьютеров и в самих процедурах программирования. Это повлекло за собой создание теоретического программирования, в котором выделяется несколько направлений.

Одно из них связано с созданием разнообразных языков программирования. Кроме разработки языка, на котором пользователь записывает программы, необходимы специальные средства, обеспечивающие автоматический перевод записи программы в форму, воспринимаемую компьютером. Это делается с помощью специальных программных систем - трансляторов, созданием которых также занимаются системные программисты.

Другая область деятельности системных программистов - создание операционных систем , без которых не может функционировать никакая вычислительная машина.

Тенденцией последних десятилетий стал переход от отдельных вычислительных машин к объединениям многих разнотипных машин в единую сеть сбора, обработки и передачи данных. Для того чтобы различные компьютеры “понимали” сообщения друг друга, нужны специальные языки, называемые протоколами связи. Это также область деятельности системных программистов.

Кроме системного выделяют проблемно-ориентированное программирование. Специалисты в этой области создают пользовательские программы, нацеленные на решение задач в той или иной области человеческой деятельности. Эти же программисты создают специальные пакеты прикладных программ , являющиеся удобным средством для пользователя, работающего в фиксированной предметной области.

Большой отряд программистов связан с созданием программ для разного рода информационных систем, например длябанков данных.

Одним из наиболее молодых направление информатики является искусственный интеллект , возникшее в начале 70-х годов 20-го века.

Основная цель работ в области искусственного интеллекта - стремление проникнуть в тайны творческой деятельности людей и реализовать их подобие в искусственных системах.

Искусственный интеллект появился на базе вычислительной техники, математической логики, программирования, психологии, лингвистики, нейрофизиологии и других областей знаний.

Оказалось, что с появлением ЭВМ стало возможным решать не только задачи вычислительного характера, но и различные головоломки, логические задачи, играть в шахматы, создавать игровые программы, сочинять музыкальные мелодии, стихи, сказки, переводить с одного языка на другой, распознавать образы, доказывать теоремы и т.д.

Существует несколько основных проблем, изучаемых в искусственном интеллекте: представление знаний; моделирование рассуждений; диалоговые процедуры общения на естественном языке; планирование целесообразной деятельности; обучение интеллектуальных систем в процессе их деятельности.

Интеллектуальные системы уже внедряются в практику человеческой деятельности. Это экспертные системы , интеллектуальные информационные системы , интеллектуальные работы.

Информационная система - это хранилище информации, снабженное процедурами ввода, поиска, размещения и выдачи информации.

При их создании решаются следующие задачи:

    анализ и прогнозирование потоков разнообразной информации, перемещающихся в обществе;

    исследование способов представления и хранения информации, создание специальных языков для формального описания информации различной природы, разработка специальных приемов сжатия и кодирования информации, аннотирование объемных документов и реферирование их;

    построение различных процедур и технических средств для их реализации, с помощью которых можно автоматизировать процесс извлечения информации из документов, не предназначенных для вычислительных машин, а ориентированных на восприятие их человеком;

    создание информационно-поисковых систем, способных воспринимать запросы к информационным хранилищам, сформулированные на естественном человеческом языке, а также специальных языках запросов для систем такого типа;

    создание сетей хранения, обработки и передачи информации, в состав которых входят информационные банки данных, терминалы, обрабатывающие центры и средства связи.

Большое прикладное значение имеет изучение информационных процессов, протекающих в биологических системах , использование накопленных знаний при организации и управлении природными системами и создание технических систем. В эту ветвь информатики входят три самостоятельные науки:

-биокибернетика , решающая проблемы, связанные с анализом информационно-управляющих процессов, протекающих в живых организмах, с диагностикой заболеваний и поиском путей их лечения и созданием соответствующих систем;

- бионика, занимающаяся использованием принципов работы живых систем в искусственных объектах;

- биогеоценология, нацеленная на решение проблем, относящихся к системно-информационным моделям поддержания и сохранения равновесия природных систем и поиска таких воздействий на них, которые стабилизируют разрушающие воздействия человеческой цивилизации на биомассу Земли.

Мир находится сейчас на пороге информационного общества . В этом обществе огромную роль будут играть системы распространения, хранения и обработки информации. Со временем, подобно мировой системе связи, возникнет единая информационная среда, которая обеспечит любому человеку доступ ко всей нужной для него информации. Широкое внедрение компьютеров во все среды человеческой деятельности наряду с использованием интеллектуальных роботов коренным образом изменили традиционную среду обитания людей. Растет количество людей, профессионально занятых сбором, накоплением, распространением и хранением информации. Информация становится товаром, имеющим большую ценность.

Перспективы перехода к информационному обществу вызывают много проблем социального, правового, технического характера. Например, применение роботов на производстве приведет к полному изменению технологии, которая в наши дни ориентирована на участие в ней человека. Резко изменится подготовка членов нового общества к самостоятельной жизни. Уже начаты поисковые работы в области создания новых форм обучения, которые заменят существующие традиционные формы. Полностью изменится номенклатура профессий, специальностей и способов организации труда.

Все эти проблемы составляют объект исследования тех психологов, социологов, философов и юристов, которые работают в области информатики. Создаются автоматизированные обучающие системы (АОС), автоматизированные рабочие места (АРМ) для специалистов различного профиля, распределяемые банковские системы и многие другие, чье функционирование опирается на использование всего арсенала информатики.

В более узком смысле информатику понимают как базовую учебную дисциплину, охватывающую основные вопросы по изучению технических, программных и алгоритмических средств организации современных ИС и формирующую у обучаемого определенный кругозор, объем знаний, уровень алгоритмического мышления,а также практические навыки работы с конкретными программными системами, необходимыми для его дальнейшего обучения по применению ИС в определенных областях человеческой деятельности.

Что такое информатика?

Константин

Это бабушка в очках, которая 30 минут рассказывает как включить компьютер (у нас в технаре была такая) XD

Информа́тика (ср. нем. Informatik, фр. Informatique, англ. computer science - компьютерная наука - в США, англ. computing science - вычислительная наука - в Великобритании) - наука о способах получения, накоплении, хранении, преобразовании, передаче и использовании информации. Она включает дисциплины, так или иначе относящиеся к обработке информации в вычислительных машинах и вычислительных сетях: как абстрактные, вроде анализа алгоритмов, так и довольно конкретные, например, разработка языков программирования.
Темами исследований в информатике являются вопросы: что можно, а что нельзя реализовать в программах и базах данных (теория вычислимости и искусственный интеллект) , каким образом можно решать специфические вычислительные и информационные задачи с максимальной эффективностью (теория сложности вычислений) , в каком виде следует хранить и восстанавливать информацию специфического вида (структуры и базы данных) , как программы и люди должны взаимодействовать друг с другом (пользовательский интерфейс и языки программирования и представление знаний) и т. п.

Anna gothica

Термин "информатика" начал использоваться в отечественной научно- технической литературе в начале 80-ых годов и быстро приобрел широкую популярность. Первоначально он возник во Франции в середине 60-ых годов (фр. informatique) и применяется в странах Европы для обозначения области научных знаний, связанных с автоматизацией обработки информации с помощью ЭВМ. В англоязычных странах для этой цели используется термин "computer science" (вычислительная наука) . Иногда термином "вычислительные науки" пользуются и отечественные специалисты (см. например, РЖ ВИНИТИ, вычислительные науки) .

Методы и средства информатики материализуются и доходят до конечного пользователя в виде информационных технологий. Термин "информационные технологии" появился в конце 70-ых годов и его стали широко применять в связи с использованием современной электронной техники для обработки информации. В настоящее время информационные технологии охватывают всю вычислительную технику и технику связи, а также бытовую электронику, телевизионное и радиовещание. Информационные технологии находят большое применение в науке, промышленности, торговле, управлении, образовании, медицине, быту и т. д.

В работе дается развитие определений терминов "информатика" и "информационные технологии" в 80-90-ых годах. Рассматриваются некоторые подходы к структуризации информатики и информационных технологий.

Angelina avtomonova

Информа́тика (от информация и автоматика) - наука о методах и процессах сбора, хранения, обработки, передачи, анализа и оценки информации с применением компьютерных технологий, обеспечивающих возможность её использования для принятия решений.