Выступление на родительском собрании в подготовительной группе. Тема: «Роль развивающих игр в воспитании детей дошкольного возраста. Родительское собрание «Роль игры в развитии детей младшего дошкольного возраста» - презентация

Форма проведения : круглый стол

Цель: повышение педагогической компетенции родителей по проблеме игровой деятельности у детей

Задачи:

Формировать понятие родителей о возможности игры как средства для развития интеллектуально-познавательной деятельности.

Стимулировать интерес родителей для совместной игровой деятельности с собственным ребенком.

Обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях детского сада и семьи; о достоинствах и недостатках игрушек.

Участники: воспитатели, родители

Подготовительная работа:

памятки для родителей (приложение 1) ,

памятка по игре (приложение 2) ,

советы (приложение 3),

материалы для творческой работы (приложение 4) ,

оформление группы, музыкальное сопровождение.ЦОР.

Оборудование:

Столы расставлены по кругу;

Подборка дидактических игр.

На отдельном столе - карточки и оборудование для творческой работы родителей;

ЦОР: « Наши игры в детском саду»

Ход мероприятия

Вступительное слово воспитателя, он открывает родительское собрание, объявляет повестку, знакомит с порядком его проведения.

1. Вступительная часть

Добрый вечер, уважаемые родители! Мы рады встрече с Вами за нашим круглым столом. Сегодня мы поговорим с Вами о детских играх, игрушках, о значении их в познании окружающего мира, о их влиянии на развитие наших детей. Многие из нас до сих пор помнят свои любимые игрушки, игры. Они сохранили воспоминая о наших детских играх и забавах, мы «возвращаемся» на много лет назад, в свое детство. Во многих семьях игрушки переходят из поколения в поколение, эти игрушки имеют определенную ценность- приятные, добрые детские воспоминания.

Для того чтобы наш разговор был задушевным и откровенным, предлагаю вам заполнить визитную карточку. На визитной карточке напишите своё имя, отчество и нарисуйте картинку, соответствующую вашему настроению (солнышко, тучка и т.д.)

Психологическая разминка «Улыбка»

Хочу узнать: у Вас хорошее настроение? Как без слов подарить его другим людям при встрече? Как без слов сообщить о своем хорошем настроении? Конечно, улыбкой. Улыбнулись соседу справа, улыбнулись соседу слева. Улыбка может согреть своим теплом, показать ваше дружелюбие и улучшить настроение. А сейчас:

Игра с мячом.

Отвечайте на вопросы, пожалуйста, честно и откровенно.

1.В какую игру играли недавно с ребенком?

2.Если ребенок попросит поиграть с ним, ваши действия.

3.Какие игры чаще играет ваш ребенок?

4.При выборе новой игрушки что учитываете, чем руководствуетесь?

5.Какие игры играли в детстве, рассказываете ли ребенку?

6.Если сломалась игрушка, как вы поступаете в таких случаях?

7.Где играет Ваш ребёнок дома. Какие условия созданы?

8. Какие игрушки любимые у ребенка?

9.Кто чаще играет с ребенком: мама или папа?

« А у нас, в детском саду, мы играем» (Просмотр презентации)

Дидактические игры – специально разрабатываемые для детей, например, лото для обогащения знаний и для развития наблюдательности, памяти, внимания, логического мышления.

Подвижные игры - разнообразные по замыслу, правилам, характеру выполняемых движений. Они способствуют укреплению здоровья детей, развивают движения. Дети любят подвижные игры, с удовольствием слушают музыку и умеют ритмично двигаться под неё.

Строительные игры – с песком, кубиками, специальными строительными материалами, развивают у детей конструктивные способности, служат своего рода, подготовкой к овладению в дальнейшем трудовыми умениями и навыками;

Сюжетно-ролевые игры – игры, в которых дети подражают бытовой, трудовой и общественной деятельности взрослых, например, игры детский сад, больницу, дочки-матери, магазин, железную дорогу. Сюжетные игры, помимо познавательного назначения, развивают детскую инициативу, творчество, наблюдательность.

Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, металлофоны, игрушки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

Что могут развивать у ребенка музыкальные игрушки? Музыкальные игрушки способствуют развитию речевого дыхания, слуха.

Театральные игрушки - куклы би- ба- бо, пальчиковый театр, настольный театр.

Нужны ли эти игрушки детям? (ответы родителей)

Эти игрушки развивают речь, воображение, приучают ребенка брать на себя роль.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Взрослые, играя вместе с детьми, сами получают удовольствие и ребятам доставляют огромную радость.

Игра-задание

Я предлагаю необычное задание: вспомните ваши семейные вечера и дайте им самооценку. Если вы поступаете, так, как сказано, то выставляете фишку красного цвета, не всегда - жёлтого, никогда - синего.

    Каждый вечер уделяю время на игры с детьми

    Рассказываю о своих играх в детстве

    Если сломалась игрушка, ремонтирую вместе с ребёнком

    Купив ребёнку игрушку, объясняю, как с ней играть, показываю разные варианты игры

    Слушаю рассказы ребёнка об играх и игрушках в детском саду

    Не наказываю ребёнка игрой, игрушкой, т.е. не лишаю его на время игры или игрушки

    Часто дарю ребёнку игру, игрушку

Обобщение:
Если на вашем столе больше красных фишек, значит, игра в вашем доме присутствует всегда. Играете с ребёнком на равных. Ваш малыш активен, любознателен, любит играть с вами, ведь игра - это самое интересное в жизни ребёнка.

Игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза.Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких – пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

10. «Сухие завтраки- колечки»

Предложить выкладывать из них рисунки или нанизывать на шнурочки - бусы и браслеты.

Творческая работа родителей (приложение 4) .

Мы сейчас убедились, что и на кухне можно с ребёнком поиграть. Я предлагаю вам самим изготовить художественную аппликацию из пластилина и различных круп, чтобы дома вы смогли это сделать со своими малышами. Подойдите к столу и возьмите все необходимые вам материалы для работы (под музыку родители выполняют аппликацию).

Обязательно покажите дома детишкам свои работы и сделайте ещё лучше вместе с ними!

Заключительная часть.

Собрание подходит к концу. Хочется выразить вам благодарность за участие, за то, что вы нашли время прийти на нашу встречу за круглым столом. Думаю, что теперь каждый из вас сможет ответить на вопрос нашего собрания: «Роль игры в жизни ребенка».

Рефлексия:

1.Впечатление от родительского собрания.

2.Какие выводы вы сделали (высказывания родителей).

Игра – ведущая деятельность в дошкольном возрасте, деятельность, определяющая развитие интеллектуальных, физических и моральных сил ребёнка. Игра не пустая забава. Она необходима для счастья детей, для их здоровья и правильного развития. Игра радует детей, делает их весёлыми и жизнерадостными. Играя, дети много двигаются: бегают, прыгают, делают постройки. Благодаря этому дети растут крепкими, сильными, ловкими и здоровыми. Игра развивает у детей сообразительность, фантазию. Играя вместе, дети приучаются дружно жить, уступать друг другу, заботиться о товарищах.

И в заключении хочу вам сказать: Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра – прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком! До новых встреч!

Приложение 1.

Памятка для родителей.

Виды игрушек.

1. Игрушки, отображающие реальную жизнь - куклы, фигурки животных, мебель, предметы обихода, коляски и т.д.

2. Технические игрушки- различные виды транспорта, различные виды конструктора.

3. Игрушки - забавы. Смешные фигурки зверей, животных, человечков. Например, зайчик, играющий на барабане, или скачущий петушок.

4. Спортивно-моторные игрушки: мячи, кегли, кольцебросы, каталки различные, обручи, скакалки, велосипеды.

5. Дидактические игрушки - разноцветные вкладыши, кубики с прорезями, пирамидки, матрешки, мозаики, пазлы, лото и др.

6. Музыкальные игрушки - погремушки, колокольчики, бубенцы, дудочки, изображающие пианино, балалайки и др. музыкальные инструменты.

7. Театральные игрушки - куклы би – ба – бо, пальчиковый театр, настольный театр.

8. Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения: карандаши, краски, пластилин, различные наборы для ручного труда, нитки, цветная бумага, клей и т. д.

Приложение 2.

Памятка по игре

Чему обучается ребёнок в игре?

1. Эмоционально вживаться, врастать в сложный социальный мир взрослых.

2. Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные.

3. Осознавать своё реальное место среди других людей.

4. Сделать для себя открытие: желания и стремления других людей не всегда совпадают с моими.

5. Уважать себя и верить в себя.

6. Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемами.

7. Свободно выражать свои чувства.

8. Говорить с самим собой, интуитивно познавать себя.

9. Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство.

10. Делать выбор.

Приложение 3.

Советы взрослым

1. Для игры важна практика. Играйте с детьми как можно чаще!

2. Приветствуйте проявление любых чувств, но не любое поведение.

4. Обратите особое внимание на неиграющих детей.

Игра с ребёнком научит нас:

Говорить с ребёнком на его языке;

Преодолевать чувство превосходства над ребёнком, свою авторитарную позицию (а значит, и эгоцентризм);

Оживлять в себе детские черты: непосредственность, искренность, свежесть эмоций;

Открывать для себя способ обучения через подражание образцам, через эмоциональное чувствование, переживание;

Любить детей такими, какие они есть!

Приложение 4.

Материалы для творческой работы родителей.

1. Скорлупа от яиц.

2. Макаронные изделия.

3. Манка и фасоль.

5. Геркулес.

6. Различные мелкие крупы.

7. Сухие завтраки « Колечки» и т. п.

8. Пластилин.

9. Картонные заготовки (круг, овал, квадрат)

Конспект родительского собрания

«Роль игры в развитии детей дошкольного возраста»

Цель: дать родителям знания о значении игры в развитии ребенка; заинтересовать проблемой; приобщить к игре ребенка в условиях семьи; выслушать суждения родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций, обосновывая их.

Форма проведения . Дискуссия.

Ход собрания.

Воспитатель . Задумывались ли вы, почему дети любят играть? Что дает игра ребенку? Помните, во что играли вы в своем детстве?

(Предлагает перечислить игры.)

Воспитатель . Немного статистики. Из 300 опрошенных родителей никто не сказал, что ребе нок не любит играть. Многие из них отметили роль игры в развитии их детей, но не отличают ее от других видов деятельности. Так, к игре детей они относят забавы, шалости, досуг, занятия лепкой, слушание книг, просмотры телепередач и др. Любимые игры детей, по их мнению, это «школа», «детский сад», «больница», «куклы», «война» и др. подвижные, настольно-печатные, компьютерные. Вместе с тем некоторые взрослые недооценивают роль игры в развитии их ребенка.

Вопрос родителей . Моя дочка все время играет. Она постоянно разговаривает сама с собой, сделала кассу, нарезала бумажные "деньги", перекладывает их с места на место... Разве это помогает ее развитию?

Воспитатель . Да, роль игры, к сожалению, недооценивается некоторыми родителями. Для ребенка это способ самореализации, в игре он может стать тем, кем мечтает быть в реальной жизни: врачом, водителем, летчиком и т. д. Сюжетно-ролевая игра очень популярна, и любима детьми, готовит их к будущей жизни. Она называется так потому, что основными ее элементами являются игровой замысел, разработка сценария (сюжета), собственно игровые действия, выбор и распре деление ролей. Это вид творческой игры, которая создается самими детьми, они сами придумывают в ней правила.

О значении игры в развитии ребенка сказано очень много.

Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

Вопросы родителям.

В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?

Как вы думаете, обучается ли ребёнок во время игры?

(Воспитатель предлагает желающим высказаться, после чего обобщает ответы.)

Воспитатель.

В игре ребёнок обучается: эмоционально вживаться, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей.

Переживать жизненные ситуации других людей как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков.

Осознать своё реальное место среди других людей.

Уважать себя и верить в себя. Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребёнка уверенность в себе, проявляя положительное отношение к его игровой деятельности.

Надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства. Ребёнок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относится к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

Переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Ситуация для анализа .

На участке детский гомон. Новенький, мальчик пяти лет, впервые попавший в детский сад, с любопытством рассматривает играющую детвору: одни подвозят песок, другие грузят его в машину, третьи строят песочный город.

Тебе тоже, наверное, хочется поиграть вместе с ними? обращается к ребенку воспитатель.

Тот удивленно смотрит на педагога и равнодушно отвечает:

Не-е-е... Я их сейчас расстреляю!

Он ловко вскидывает игрушечный автомат, принесенный из дома, и целится в сторону играющих.

За что же ты их хочешь расстрелять? снова обращается к мальчику педагог.

Атак, ни за что... Я разбойник! Сейчас совершу на них на лет! В голосе недружелюбные нотки.

Ему бы только стрелять да в войну играть, жалуется вечером мать воспитателю.

Для таких игр у него, кажется, нет недостатка в игрушках, замечает воспитатель, имея в виду саблю, пистолет с пистона ми, самодельный щит, лежащие в хозяйственной сумке матери.

Да, конечно, соглашается мать, он требует, приходится покупать. Боевой растет, даже слишком.

А вы не пытались его переключить на другие игры, более спокойные? Да и игрушки бы ему другие, которые располагают к более спокойным играм, например...

А зачем? недоумевает женщина. Пусть играет, во что хочет. Хоть в Соловья-разбойника! Какое это имеет значение!

Вопросы родителям.

Какое значение, по-вашему, мнению, имеют в нравственном становлении личности те роли, которые берет на себя ребенок?

В чем, по-вашему, состоит воспитательное значение игр?

Воспитатель.

В игре ребенок приобретает новые и уточняет уже имеющиеся у него знания, активизирует словарь, развивает любознательность, пытливость, а также нравственные качества: волю, смелость, выдержку, умение уступать. У него формируются начала коллективизма. Ребенок в игре изображает то, что видел, пережил, он осваивает опыт человеческой деятельности. В игре воспитывается отношение к людям, к жизни, позитивный настрой игр помогает сохранить бодрое настроение.

Мнение родителей .

На игры уходит много времени. Лучше пусть ребенок сидит у экрана телевизора, компьютера, слушает сказки в записи. Тем более в игре он может что-то сломать, порвать, испачкать, потом убирай за ним. А знания он и так получит в детском саду.

Вопросы родителям .

Есть ли другие точки зрения о значении детской игры?

(Желающим предлагается высказаться.)

Воспитатель.

Значение игры порой недооценивается. Впервые году советской власти считалось, что игра ребенку не нужна это пустое занятие. Если ребенок научился лепить куличи из песка, то пусть идет на производство и печет их там.

Современные исследования показали, что оперирование предметами-заменителями поможет ребенку в дальнейшем усваивать различные символы, подготовит его к обучению работе на компьютере. В игре развивается воображение. Вспомните, во что играет ребенок, какие для этого использует предметы? Например, из цветка ромашки можно «приготовить» кукле «яичницу», палочкой сделать укол, поднос использовать вместо руля. Вы, наверное, и сами замечали, что ребенок в игре словно забывает о действительности, верит, что кукла живая, мишке больно, если его взяли за ухо, а он сам настоящий капитан или летчик.

Помните, что ребенку бывает трудно выйти из игры, прервать ее, переключиться на другие виды деятельности. Эту особенность можно использовать в воспитании, предупреждая, таким образом, непослушание. Например, обратитесь к ребенку, играющему в больницу: «Доктор, вашим больным нужен покой, им пора спать», или напомните «водителю», что машины едут в гараж.

На самом деле дети всегда отличают игру от действительности, употребляя выражения «понарошку», «как будто», «по правде». Действия, недоступные им в реальной жизни, они выполняют именно в игре, «понарошку». Играя, ребенок как бы входит в жизнь, знакомится с ней, размышляет над увиденным. Но есть дети, которые не играют или играют мало в силу загруженности занятиями, из-за несоблюдения режима, чрезмерного увлечения просмотром телевизионных передачу.

Ребенку необходимы время и игровое пространство. Если он; посещает детский сад, то в лучшем случае поиграет вечером, если не будет других соблазнов телевизора, компьютера и т. д. Игровое пространство это уголок, столик с любимыми игрушками, стул, правильно подобранный игровой материал.

Игра у ребенка обычно возникает на основе и под влиянием полученных впечатлений. Не всегда игры бывают с положительным содержанием, часто дети отражают в игре негативные представления о жизни.

Ситуация для анализа.

Однажды Слава предложил ребятам, играющим в семью:

Можно я буду играть с вами? Я буду папой, приходить поздно и пить вино. А потом буду скандалить. Ира возразила:

Не надо скандалить, мой папа никогда не ругается.

И пить вино это плохо, добавляет Женя.

Вопросы родителям .

Какие чувства вызывает у вас эта ситуация?

Почему, по вашему мнению, она сложилась?

Вопрос родителей.

Почему моя дочь не хочет играть одна? Если вместе с нею взрослые, она увлекается. Стоит оставить одну, тотчас игра прекращается. Была поменьше, думали, вот начнёт ходить - станет легче, с рук сойдет, и забавлять не придётся. А ведь у малышки имеются все условия: специальный уголок, множество интересных игрушек. Может, это зависит от особенностей ребёнка?

Вопросы родителям .

Почему ребёнок не хочет играть один?

Как обучить ребёнка умению играть?

Воспитатель.

Ребенок 4 - 5- летнего возраста нуждается в совместной игре с взрослыми. Дети этого возраста могут играть в путешествия, обыгрывать сюжеты понравившихся им сказок, мультфильмов. Здесь уже появляются многотемные игры, то есть объединение нескольких сюжетов в один. Например, в игре «дочки-матери» куклы посещают детский сад, болеют, ходят в магазин, на почту, ездят отдыхать и т. д. Важно направлять игру детей, не разрушая ее, сохранять самодеятельный и творческий характер игры, непосредственность переживаний, веру в правду игры.

С детьми 4 - 5 лет используйте косвенные методы, например наводящие вопросы, совет, подсказки, введение дополнительных персонажей, ролей. Большую роль оказывает воз действие на ребенка через роль. Например, играя в магазин, можно спросить, почему нет тех или иных продуктов, как лучше упаковать, расположить товар, какие открыть отделы, организовать доставку продуктов людям и т. д.

Актуальной является проблема воспитания предпосылок женственности у девочек и мужественности у мальчиков. Для воспитания этих качеств целесообразно формировать представления у девочек о женских социальных ролях и положительном эмоциональном отношении к ним, связывать свои представления с играми, умение отразить их в играх. Например, можно почитать с девочками произведения, где главной героиней является представительница женского пола, побеседовать о ней, подчеркнуть ее положительные качества. После игры побеседуйте с дочкой о том, какой была мама в игре: например, ласковой, заботливой или, наоборот, равнодушной, злой. Мальчиков можно заинтересовать ролями пожарных, пограничников, спасателей, милиционеров, обратить их внимание на положительные качества представителей этих профессий. Опирайтесь также на художественные произведения, где дан образ положительного героя, проявляющего храбрость, смелость. Нельзя допускать, чтобы дети выбирали игры с отрицательным содержанием, поскольку переживания, связанные с игрой, не проходят бесследно. Можно переключить игру, придав ей положительное содержание, например, предложить ребенку: «Пусть у нас в игре папа будет добрым, ласковым». Если не удалось переключить игру, то надо ее прекратить, объяснив ребенку, почему не следует ее продолжать.

Итак, игра доставляет ребенку много положительных эмоций, он очень любит, когда с ним играют взрослые. Не лишай те его этой радости, помните, что вы и сами были детьми.


1 слайд

«Игра в жизни ребенка»

Уважаемые родители, здравствуйте. Каждый из вас мечтает о том, чтобы ребенок вырос умным, самостоятельным, чтобы в будущем сумел занять достойное место в жизни Что дети любят больше всего? Конечно, играть. Нередко говорят, что игра для детей -дело серьезное.

Ни к какой деятельности ребенок не проявляет столько интереса, сколько к игровой. Ему интересно,а значит, познание и развитие происходят легко, с удовольствием.

2 слайд

« Игра имеет важное значение в жизни ребенка , имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребенок в игре , таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре»

(Антон Семёнович Макаренко)

Игра — это особый вид деятельности . В чем сила этой деятельности, для чего и зачем она нужна детям дошкольникам? Почему она так манит к себе? На эти вопросы нам и предстоит найти ответы.

3 слайд

Значение игры для ребенка дошкольного возраста

Игра обладает мощными развивающими характеристиками. Она влияет на развитие всех познавательных процессов: мышления, внимания, памяти и, конечно же, воображения.

Игра организует чувства ребенка и влияет на его поступки. В игре воспроизводятся нормы жизни в обществе, правила поведения, моделируются ситуации, близкие к жизненному опыту ребенка.

С эмоциональной точки зрения технология игры феноменальна и не похожа на другие воспитательные технологии. Она предлагает детям удовольствие, разнообразные развлечения и одновременно с этим формирует необходимые для жизни в обществе модели нравственного поведения.

. Овладевая знаниями, полученными в ходе игры, ребенок приобщается к культуре страны, в которой живет и культуре мира.

Игра помогает ребенку усвоить общественный опыт и превратить его в достояние личности. Кроме того, в игре ребенок активно общается со сверстниками. Это значительно расширяет его умения общения.

Именно в игре развивается воля ребенка, поскольку ребенок, овладевая в ходе игро-вой деятельности каким-либо новым для него способом действий, учится преодолевать трудности.

В ходе игры развивается умственная деятельность ребенка. Ведь игра требует решения новых, постоянно усложняющихся задач. Ребенок, следуя правилам игры, должен быстро сообразить, какого поступка ждут от него участники игры. Причем он понимает, что его действия должны удовлетворить остальных участников игры.

    Развивают творческие способности у детей;

4 слайд

Виды игр для развития ребенка

Игровая деятельность включает в себя:

1. Сюжетно- ролевая игра.

2. Подвижная игра.

3. Театрализованная игра.

4. Дидактическая игра.

5. Экологическая игра.

6. Игра с природным материалом.

5 слайд

Подвижные игры для ребенка.

Подвижные игры очень рано входят в жизнь ребенка. Растущий детский организм не может долгое время сидеть на одном месте, ему нужно движение, высвобождение накопившейся энергии.Все дети без исключения любят играть с мячом, скакалкой, любыми предметами, которые они могут приспособить к игре.

6 слайд

Подвижные игры являются незаменимым способом этой энергетической разрядки и развития физических качеств дошкольников. Кроме физических качеств, они развивают такие свойства личности, как смелость, выдержка, настойчивость.

7 слайд

Подвижные игры укрепляет разные группы мышц, тренирует вестибулярный аппарат, улучшает свою осанку, снимает утомление и по-вышает работоспособность.

8 слайд Кроме того, подвижные игры учат детей инициативе и самостоятельности, преодолению затруднений — развивая в них рефлексию и волю.

9 слайд

Сюжетно-ролевые игры. Значение ролевых игр для ребенка

Ролевые игры, являются прекрасным тренировочным залом для подготовки ребенка к жизни в обществе. В каждой игре, независимо от того, играет ребенок один или вместе с другими участниками игры, он выполняет определенные роли.

10 слайд

Ценность ролевых игр заключается в том, что дети повторяют в играх подсмотренные за взрослыми типы поведения и возможности решения жизненных коллизий.

11 слайд

Большинство игр посвящено изображению труда людей разных профессий. Ребята возят грузовики, лечат «больных пациентов», играют в «семью», парикмахерскую и т.д. Через игру закрепляется и углубляется интерес детей к разным профессиям, воспитывается уважение к труду.

Проигрывание всевозможных ролей поможет детям справиться с трудностями. Чем старше ребенок, тем более тщательно он следит за справедливым распределением ролей, целенаправленнее выбирает роли для себя. В конфликтных ситуациях, когда притязания на роли сталкивают детей, они уже могут проанализировать, как исполнил роль тот или иной претендент, правильно оценить свои личные возможности исполнения желаемой роли, соотнести свое понимание роли и реальный ее проигрыш другим членом игровой группы. Дети используют считалки, очередность в использовании привлекательной роли.

12 слайд

Говоря о ролях, необходимо отметить их половую окраску. Ребенок, как правило, берет на себя роли, соответствующие его полу.

13 слайд

Дидактические игры и их значение для ребенка

Игры этого типа привлекают детей своей особой занимательностью. В дидактических играх обучение носит игровой характер. Опираясь на непроизвольное внимание детей, взрослые должны активизировать их познавательную деятельность, вызывать интерес к окружающим предметам, совершенствовать их опыт, формировать навыки и умения.

14 слайд

Дидактические игры наряду с подвижными, музыкальными создаются взрослыми как игры с правилами и предлагаются детям в готовом виде. Лишь после того как дети овладеют их содержанием, правилами, они начинают играть в них самостоятельно

15 слайд

Они очень важны для детей. Ребенку кажется, что он просто развлекается, но на самом деле он тренирует воображение, мышление, развивает свои творческие способности.

16 слайд

Театрализованная игра Способствует развитию речи - обогащает образными сравнениями, литературными оборотами, делает более эмоциональной и выразительной.

17 слайд

Играя с детьми в театрализованные игры и они доставляют удовольствие, радость, вызывают хорошее настроение. Но не только в этом воспитательные возможности этого вида деятельности.

18 слайд

Через такую игру дети получают образец дружбы, правдивости, отзывчивости через положительные персонажи спектакля

19 слайд

Игры с природным материалом

Основным мотивом игры с природным материалом является не получение результата, а сам процесс игры. Доказательством тому служат излюбленные игры с водой и песком: часами ребенок может переливать воду и пересыпать песок, также игры со снегом. Эти игры явно приносят внутренний покой и радость, они полны свободой, независимостью, простором для бесконечного экспериментирования.

20 слайд

Дети учатся сравнивать объекты и явления, выделять признаки сходства и различия, классифицировать объекты по форме, цвету, величине. В процессе таких игр расширяется сенсорный опыт дошкольников, обогащается их жизненный опыт.

21 слайд

Как важно, чтобы эти маленькие открытия происходили каждый день, чтобы стало потребностью находить, замечать, удивляться и радоваться, а главное, приобретать собственный неповторимый опыт общения малыша с миром природы.

Как же взрослому вести себя в игровой деятельности, в которую включен ребенок?

22 слайд

Давайте посмотрим на себя со стороны: какие мы? Любим ли мы играть с детьми? Находим ли мы для этого время? Что мы знаем об играх своего ребенка и его предпочтениях?

23 слайд

Это особый разговор. От поведения взрослых во многом зависит мера открытия ребенком через игру новых жизненных ситуаций. Играя, взрослый вводит в мир игры необходимые нормы общественной жизни, необходимые для усиления социального опыта ребенка.

24 слайд

Поэтому, дорогие родители, очень важно, чтобы вы играли вместе со своими детьми. Игра детей не возникает стихийно, она складывается под руководством взрослого и в совместной деятельности с ним. Давайте же будем играть вместе со своими детьми как можно чаще. Помните, игра - прекрасный источник укрепления физического, духовного и эмоционального самочувствия ребёнка. Открывайте мир вместе с ребёнком!

25 слайд

До новых встреч!

Кто такие наши дети?

Это дети,стоящие на головах.

Чтобы выглядеть прилично,

Ведь из такого положения видно отлично,

Что взрослые не такие большие

И растут вверх ногами,

Ходят с серьезными головами

И смотрят, что это дети делают.

"НУ- ка, ну-ка,- присматриваются взрослые,

Поворачиваются и понимают,

Что дети им мир игры открывают.

Чудесный мир игры-это просто!

Примерим этот мир на себя.

Решение текущих вопросов.

Принятие решения собрания.

Игры на кухне

А сейчас мы ещё немного поиграем. Прошу всех принять участие. Для вас мы приготовили вопросы. (В вазе находятся листочки с вопросами.)

Очень много времени вся семья проводит на кухне, а особенно женщины. Как вы думаете, можно ли там ребёнку найти занятие? Чем может занять себя ребёнок, используя следующие материалы? (родители вытягивают записки из вазы)

(Звучит музыка, ваза движется по кругу. Музыка останавливается, отвечает тот, в чьих руках оказалась ваза.Желающие могут дополнить ответ.)

1. «Скорлупа от яиц»

Раскрошить скорлупу на кусочки, которые ребенок легко может брать пальцами. Нанесите на картон тонкий слой пластилина - это фон, а затем предложите ребенку выложить узор или рисунок из скорлупы.

2. «Тесто»

Лепите все, что захочется.

3. «Макаронные изделия»

Выкладывать на столе или листе бумаги причудливые узоры, попутно изучая формы и цвета.

4. «Манка и фасоль»

Смешать некоторое количество, предложить выбрать фасоль из манки.

5. «Горох»

Пересыпать горох из одного стаканчика в другой. Сортировать: горох, фасоль

6. «Геркулес»

Насыпать крупу в миску и зарыть в ней мелкие игрушки. Пусть найдёт.

7. «Различные мелкие крупы»

Предложить ребёнку нарисовать крупой картинки. Для совсем маленьких - пересыпать крупу из миски в миску ложкой.

9. «Одноразовые стаканчики»

Можно вставлять один в другой, делать пирамиды различной высоты.

Документы для скачивания:

выполнила:

воспитатель

Иванникова Полина Борисовна

МБ ДОУ № 2

пос. Бахтыровский

Цель: Показать родителям степень понимания ими своего ребенка на игровом содержании, показать значимость игры и игрушки в развитии ребенка, развивать навыки игры со своим ребенком, обсудить вопрос об организации игровой среды в условиях семьи.

Материал: Разнообразие игрушек больших и средних размеров, ТСО магнитола CD, мультимедийное оборудование для показа презентации. Ход: Родители садятся на стулья, расставленные по трём сторонам.

Ведущая: Добрый вечер уважаемые родители. Сегодня мы вас пригласили за круглый стол, а тема наша будет заключаться в следующих загадках, отгадайте сами…

Ростом мал, да удал,

От меня ускакал. (мяч)

Пляшет крошка,

А всего одна ножка. (юла)

Дробь отбивает,

Шагать помогает. (барабан)

Рядом разные подружки,

Но похожи друг на дружку.

Все они сидят друг в дружке,

А всего одна игрушка. (матрешка)

Идешь в песочницу играть

С собою, что-то нужно взять. (ведерко)

Когда апрель берет свое,

И ручейки бегут звеня,

Я прыгаю через нее,

А она через меня. (скакалка)

Совсем не нужен ей водитель.

Включая – ее вы заведите,

Колесики начнут крутиться.

Поставьте и она помчится. (заводная машинка)

Каким одним понятием можно назвать все эти предметы, отгаданные вами.

Игрушка – это предмет, специально предназначенный для детских игр. Игрушки помогают ребенку осуществить свои замыслы, приближает игру к действительности, развивает у ребенка общение с социумом, приспособление к обществу. Поэтесса Л. Фадеева в стихотворении «Первое выступление» очень точно передала эмоциональное состояние ребенка в такой «не комфортный» для него момент:

Стою на сцене.

Зал затих.

И я молчу:

Не вспомнить стих!

Стою и думаю о том,

Сейчас реветь или потом.

Чтобы помочь эмоционально зажатым детям, мы используем в своей практике кукол. Психологически прячась за игрушку, выступая от ее имени, ребёнок становиться более открытым и смелым в контактах с окружающими. Начинает, как бы примеривать на себя разные модели социального поведения.

Без игрушки и игры нет счастливого детства, невозможно воспитать здорового, эмоционального, полноценного человека.

Игра «Рассказ бабушки «Игры нашего детства»».

Не для кого не секрет, что дворовые игры исчезли. А ведь они учили детей необходимости общения, помогали решать спорные конфликты.

Хлопните в ладоши те, кто из Вас прыгал через резинку; топните правой ногой те, кто играл в классики; топните левой ногой те, кто играл в салки.

Тренинг: «Моя любимая в детстве игрушка». Включается музыкальное сопровождение.

Вед: А теперь, я вас попрошу сесть удобнее и отдаться воспоминаниям вашего детства. В то время, когда вы были такими же маленькими, как ваши дети. Представьте, что вам пять, шесть, семь лет. Представьте себя в том возрасте, в котором вы себя лучше помните. Вы играете со своей любимой игрушкой. Вспомните как она выглядит, в какие игры вы с ней играете. Эта игрушка для вас самая дорогая, любимая. Вы к ней очень «привязаны». Любимая игрушка приносит вам радость, спокойствие. Вы по – своему счастливы. А сейчас, я хотела, чтобы вы рассказали о своей любимой игрушке. И о той игрушки, о которой возможно мечтали в детстве, но не было возможности ее получить.

Выступление родителей. Родители передают семицветик друг другу.

Ведущая: мы в подсознании понимаем, что любимую игрушку помним всю жизнь и это дает нам положительные эмоции. При воспоминании мы чувствуем то тепло, от которого так далеко отдалились.

Как вы считаете, что должны сделать взрослые, чтобы наши дети через много лет с удовольствием вспоминали о своих игрушках?

Дискуссия.

Ну а чтобы наши ответы не повторялись, я предлагаю вам вот такой волшебный сундучок.

Игра «Волшебный сундучок»

В сундучке лежат яички из-под киндер – сюрпризов. В них, на полосках бумаги, написаны разные вопросы. Родитель берёт киндер и отвечает на вопрос.

Ведущая: Мы сегодня убедились, у каждого человека есть любимые игрушки, которые он помнит всю жизнь. У ваших детей они тоже есть. Примерные родители должны знать, какие игрушки любит их ребёнок, с уважением относится к его выбору. Ведь его выбор развили, воспитали вы сами.

Иногда с утра дети приходят в сад без настроения, капризные, агрессивные, не желая отвечать на вопрос «А что случилось?», «Почему ты такой грустный?» и т.д. В детском саду достаточно много игрушек, но в течении дня ребёнку хочется видеть и играть со своей любимой игрушкой, ту, которую, по разным доводам родителей нельзя брать в детский сад. Для того, чтобы у ребёнка не испортилось настроение, как вы поступаете? Что вы можете посоветовать?

Выступление родителей.

Тренинг: «Игрушка в жизни моего ребенка».

Видео ролик «Какую игрушку выбрал Ваш ребёнок»

Показывается картинка с разнообразными игрушками.

Ведущая: Вам представлены разных видов, размеров игрушки. Как вы думаете, какую игрушку выбрал бы ваш ребенок? Насколько верно вы сможете посмотреть на мир глазами вашего ребенка.

А теперь посмотрим, какую игрушку на самом деле выбрал Ваш ребёнок.

Продолжение ролика «Какую игрушку выбрал Ваш ребёнок».

Ведущая. Все мы в глубине души всегда остаёмся детьми. Хочется покапризничать, с удовольствием играем вместе с детьми.

Сейчас я предлагаю Вам на какое-то время превратиться в детей и поиграть в игру «Собери постройку».

Игра «Собери постройку».

Родители делятся на три команды. Перед каждой командой одинаковые схемы нескольких построек из мелких кубиков. Задача команды: построить на столе как можно больше построек за 1 минуту.

Ведущая. Молодцы родители, справились с этим заданием. А теперь посмотрим, как Вы умеете разгадывать ребусы.

Игра «Разгадай ребус».

На дереве «висят» листья, яблоки, бабочки. Родители «снимают» любую картинку. С обратной стороны картинка ребуса. Задача родителей: разгадать свой ребус.

Ведущая. Вы все справились с заданием. Тогда я Вам предлагаю прочитать стихотворение. Только оно написано необычно – справа на лево.

Игра «Прочитай стихотворение»

Каждый из родителей читает по одному слову из стихотворения, написанного справа на лево.

Ведущая. Каждый из нас думает, что всё знает о своём ребёнке: о его вкусах, предпочтениях.
Детям были заданы ряд вопросов:

*В какие игры вы любите играть больше всего и почему?

* Какие игрушки вам чаще всего покупают в магазине и почему?

*С кем ты любишь больше всего играть и почему?

*В какие компьютерные игры вы играете?

Посмотрим, что ответили дети.

Видео ролик.

Ведущая. А сейчас я хочу рассказать вам одну историю, которая могла произойти где угодно.

П. Майский, ул. Неизвестная. Летнее утро. Все ещё спят. К дому подъезжает мусорная машина. Срабатывает автосигнализация. Просыпается мама. Ставит чайник. Папа идёт в ванную. Скрипит дверь. Малыш плачет ещё громче. Мама успокаивает малыша. Все в сборе. Пора к бабушке. Все садятся в машину. Захлопываются двери. Включается мотор. Машина едет по шоссе. Мимо на большой скорости проезжает автомобиль. Впереди пост ГАИ. Свисток милиционера. Слава богу, не нам. Свернули с трассы. Впереди деревня. Привычно залаял пёс. Загоготали гуси. Закричали утки. Захрюкали поросята. И вдруг…

А теперь давай расскажем эту историю без слов.

Родители берут бумажки, на которых написано, каким персонажем он будет.

Итак, п. Майский, ул. Неизвестная, летнее утро…

Ведущая. Уважаемые родители! Сегодня наше собрание было посвящено играм и игрушкам. Мне хотелось донести до вас, что игрушка для ребёнка не просто забава, но и эффективный инструмент развития, подспорье в совершенствовании движений, органов чувств, понимания речи.

К пяти годам крупные игрушки постепенно перестают занимать ребёнка и перемещаются из игровой зоны на кресла, кровати, шкафы. А вот наборы зверушек, солдатиков, кукольных семей завоёвывают интерес и эмоции ребёнка. Появляется большая возможность для проигрывания разных вариантов с одними и теми же игрушками; у детей развивается фантазия и воображение, мышление перестаёт быть конкретным, а эмоциональный мир обогащается.

Шестилетнему ребёнку полезнее и интереснее не статичные и конкретные игрушки – он будет рад необычному конструктору, моделям кораблей и самолётов, красивым фломастерам и занимательной настольной игре, набору для шитья и вязания.

Детям очень нравятся игрушки, сделанные собственными руками, особенно, если они становятся полезными для других. Дети любят в этом возрасте делать игрушки-подарки (кухонные прихватки, салфетки, украшения). Игрушечные магазины уходят на второй план, а наибольший интерес у детей вызывают прилавки с канцелярскими принадлежностями, строительными материалами, нитками и пуговицами. Ребёнок сам готовит себя к смене вида деятельности и школьному обучению.

– Давайте посмотрим, в какие современные игрушки играют наши дети и какое влияние они оказывают. Я кратко расскажу об этих игрушках, а вы, если со мной согласны, поднимите зеленую карточку, если нет - красную и обоснуйте свое решение.

– Игра - средство диагностики психического состояния ребенка.
Большинство современных игрушек способны породить чудищ в душе маленького человека. С этим, к сожалению, приходится сталкиваться все чаще не только психологам, но и детским психиатрам, врачам. Работы у них становится все больше.

– Вы согласны или нет?

– Сейчас в продаже большое количество игрушек, сошедших с экранов телевизоров и раскрученных детскими сериалами: покимоны, монстры, человек– паук, Бэтманы. Эти игрушки способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка

К категории монстров можно отнести всевозможные игрушки– трасформеры: человек– машина, человек– робот, человек– чудище. Взрослые словно забыли, что игрушка – это не просто забава. Она закладывает в душу ребёнка первоначальные понятия добра и зла. И опасно, если это происходит в игре с негативным героем. Любое проигранное ребёнком действие способно воспроизводить себя в реальности. Игрушка программирует поведение ребёнка. И важно понимать, как воздействует игрушка и что за программу она в себе несет.

– Вы согласны или нет?

Несомненно, у ребёнка должен быть определённый набор игрушек, способствующих развитию его чувственного восприятия, мышления, кругозора, позволяющих ему проигрывать реальные и сказочные ситуации, подражать взрослым.

– Игрушки из реальной жизни:

кукольное семейство (может быть и семья зверушек), кукольный домик, мебель, посуда, машины, лодки, конструкторы, касса, весы, медицинские и парикмахерские принадлежности, часы, стиральные машины, плиты, телевизоры, мелки и доска, счёты, музыкальные инструменты, железные дороги, телефон и т.д.

– Вы согласны или нет?

– Какую куклу лучше покупать: “Пупса” или Барби? В данном споре большое значение играет возраст ребенка. У девочек дошколят силен инстинкт материнства, он находит свое воплощение в игре с куклой, которую хочется нянчить, лечить, укладывать спать, кормить, катать в коляске. А Барби надо одевать, раздевать, приобретать для нее все новые вещи. Образ жизни её – это бесконечные наряды, развлечения, смены партнеров. По отношению к кукле девочка почувствует себя горничной или, в лучшем случае, подружкой, а не мамой.

Если девочка играет с пупсом, который выглядит так же, как и девочка, то у девочки не возникает противоречия между ней самой (между той девочкой, которую она видит в зеркале, и той, которую держит в руках). Барби же, взрослая красивая девушка с развитыми формами – ребенок пропускает через себя этот образ (фигура, образ жизни, стиль поведения). Это приводит к тому, что девочка стремится к образу, к фигуре Барби и не принимает то, что у нее есть.

Таким образом, Барби имеет смысл покупать школьнице – в отличие от девочки дошкольного возраста, она оценит по достоинству ее красоту и предоставляемые ею игровые возможности, но не окажется под прессом жесткой "программы", которую эта кукла диктует.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки, помогающие "выплеснуть" агрессию:

Солдатики, ружья, мячи, надувные груши, подушки, резиновые игрушки, скакалки, кегли, а также дротики для метания и т.д.

Агрессивные игрушки провоцируют игры с соответствующим настроением. В ходе агрессивной игры дети пугают друг друга оружием,

Такой испуг может иметь необратимые последствия в будущем. Кроме того, у детей могут возникать страхи, которые будут проявляться и в последующей жизни. Некоторые дети в силу психологических особенностей склонны к агрессии по отношению к окружающим, игры с военными игрушками обостряют это чувство у детей.

В то же время в дошкольный период игрушки (всевозможное оружие, солдатики, танки и т.д.) помогают найти выход внутренней агрессии, которая скрыта в каждом человеке. Если она выплескивается через "военные" игры, то в реальной жизни человек становится более спокойным и уравновешенным. У детей энергии гораздо больше, чем у взрослых людей, и она обязательно должна иметь выход. Но если вы заметили, что агрессия регулярно становится основным содержанием игры, это может говорить о том, что её уровень у малыша слишком высок. На это стоит обратить особое внимание и, возможно,) проконсультироваться со специалистом.

– Вы согласны или нет?

– Игрушки для развития творческой фантазии и самовыражения:

Кубики, конструкторы, азбуки, настольные игры, разрезные картинки или открытки, краски пластилин, мозаика, наборы для рукоделия, нитки, кусочки ткани, бумага для аппликаций, клей и т.д.

– Вы согласны или нет?

Мягкая игрушка. Ее главное назначение - дарить малышу нежность. Она используется психотерапевтами, психологами и врачами: пушистый мишка, симпатичный слоник, и лохматая собачка способны вылечить ребенка от страхов и даже ночного энуреза. Американские психологи, исследуя детенышей обезьян, обнаружили следующее: если обезьянке дать возможность выбора между двумя суррогатными мамами, одна из которых из холодной проволоки, но с бутылочкой молока, а другая из искусственного меха, но без бутылочки, то испуганный и голодный детеныш выбирает … вторую: мягкую и уютную, дающую столь необходимое ему чувство безопасности. Неудивительно, что наши дети так любят пушистых зверят.

– Вы согласны или нет?

– Для детей постарше можно купить постройки кораблей, самолетов, лодок. Для девочек красивые наборы для вышивания, бисероплетения, росписи по ткани и дереву. Эти игры приучают детей к самостоятельности, трудолюбию, заботе о ближних. Ведь куда приятнее вышить для мамы салфетку, подарить папе на день рождение модель самолета или порадовать сестру фенечкой. Любая вещь, изготовленная своими руками - самая лучшая для ребенка и самый дорогой подарок для его друзей или родителей.

– Вы согласны или нет?

– Подражая взрослым, ребёнок воспроизводит те отношения, которые он наблюдает. Если ребёнок в игре жестоко обращается со своей игрушкой, небрежно относится к ней, то это приводит к тому, что у ребёнка образуются сначала плохие привычки, а затем появляются отрицательные черты характера – эгоизм, неряшливость, упрямство.

Наоборот, если ребёнок ласков со своей игрушкой, убирает её на место, то у него развивается бережное отношение к вещам, трудолюбие, общительность и другие ценные качества. Развитие игровой деятельности ребенка осуществляется при активном участии взрослого. Для того, чтобы малыш полюбил игру, мог долго и сосредоточенно играть, его надо учить этому. Игра от общения со взрослым становиться богаче, содержательнее. Родители должны интересоваться играми детей, помогать расширять их сюжеты, не считать игру пустой забавой и уделять ей должное внимание. Ведь игра не только забавляет малыша, но и развивает.

– Вы согласны или нет?

– Особую роль в развитии малыша играют обучающие (дидактические) игрушки. Дидактические игрушки используют для развития и обучения ребенка. К сожалению, сейчас обучающие игрушки стоят дорого, а для полноценного развития малыша играть в них нужно часто. Немного фантазии, трудолюбия, и вы сможете смастерить отличные пособия, которые окажутся полезными для ваших детей.

– Вы согласны или нет?

– В конце нашей встречи предлагаю вашему вниманию памятку для неравнодушных родителей.

А так же просмотр видео ролика «Наша группа»

Родительское собрание «Роль игры в развитии и воспитании ребенка»

(средняя группа) 2014 год

Цели : дать родителям знания о значении игры и развитии ребенка; заинтересовать проблемой приобщения ребенка к игре в условиях семьи и детского сада; выслушать суждение родителей по проблеме, помочь выйти из спорных ситуаций.

Ход собрания

Вступительное слово воспитателя. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Советский педагог В.А. Сухомлинский подчеркивал, что «игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, заживающий огонек пытливости и любознательности»

В процессе игры развиваются духовные и физические силы ребенка: его внимание, память, воображение, дисциплинированность, легкость и т.д. Кроме того, игра -это своеобразной, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта.

Интересные игры создают бодрое, радостное настроение, делают жизнь детей полной, удовлетворяют их потребность и активной деятельности. Даже в хороших условиях, при полноценном питании ребенок будет плохо развиваться, станет вялым, если он лишен увлекательной игры. Задача взрослого - помочь ребенку организовать игру, сделать ее увлекательной.

Психологические аспекты игры (общение)

Воспитатель . Психика и мышление ребенка кардинальным образом отличаются от взрослого человека. Ребенку нужно учиться естественной для нас способности к воображению. В то время как взрослый постоянно мысленно создает какие-то ситуации, малыш постепенно учится фантазировать. Без фантазии мы не можем не только мечтать, но и совершить в уме простейшую операцию, например сложить один и два. Игра в этом - главный помощник. Поэтому, чтобы в 7 лет ребенок нормально учился, в 4 года он должен полноценно играть.

Ребенок ежедневно сталкиваться с непонятным. Мир, в который он попал, его волнует, захватывает, удивляет и пугает. Малыш видит, как кто-то поцеловался, кто-то поругался, кто-то улыбнулся, кто-то пошел на работу. Он находится в бесконечном потоке событий, пока лишенных для него смысла и никак от него не зависящих.

Когда малыш играет, примеряя на себя различные роли, воспроизводя или придумывая те или иные ситуации и способы поведения в них, этот процесс проходит для него наиболее естественно и успешно. С помощью игры он может контролировать ситуацию и найти подходящие решения.

Помните, что для развития ребенка 3-7 лет игра более полезна, чем занятие. Позаботьтесь о том, чтобы ежедневно у дошкольника было время и место для свободной игры. На игры должно уходить больше времени, чем на занятия.

Пусть ребенок самостоятельно выбирает, во что и как он будет играть. Участвуя в детских играх, взрослый может оказывать поддержку, но не должен быть директивным - пусть ребенок проявит фантазию.

Значение игры (диспут)

Воспитатель . О значении игры в развитии ребенка сказано очень много. Игра - потребность детского организма, средство разностороннего воспитания ребенка.

ВОПРОСЫ РОДИТЕЛЯМ:

  • В чем, по вашему мнению, заключается роль игры в развитии ребенка?
  • Как вы думаете, обучается ли ребенок во время игры?

Выслушиваются ответы родителей. После высказывания родителей воспитатель обобщает ответы.

Воспитатель . В игре ребенок обучается:

Эмоционально вживается, «врастать» в сложный социальный мир взрослых людей:

Переживать жизненные ситуации других людей, как свои собственные, понимать смысл их действий и поступков;

Осознавать свое реальное место среди других людей;

Уважать себя и верить в себя.

Решая игровые задачи, дети проявляют максимальную компетенцию, они действуют уверенно, не задавая вопросов взрослому и не спрашивая у него разрешения. Игра - это арена детских успехов и достижений. Задача взрослых - закрепить у ребенка уверенность в себе, проявить положительное отношение к его игровой деятельности.

В игре ребенок приобретает умение надеяться на собственные силы при столкновении с проблемой: игра предоставляет детям возможность ставить и решать собственные задачи. Дети, имеющие большую игровую практику, легче справляются с реальными жизненными проблемами, чем мало играющие.

Свободно выражать свои чувства - этому тоже учиться ребенок в игре. Ребенок, живущий под постоянным неусыпным контролем взрослых, начинает вести себя неестественно. Он недостаточно смел и решителен для того, чтобы обнаруживать свои подлинные чувства, отчего его поведение становится скованным. Возникают барьеры в общении. Поэтому взрослые должны положительно относиться к его неподдельным эмоциям и сами проявлять естественность и чистоту отношений.

В игре ребенок обучается переживать свой гнев, зависть, тревогу и беспокойство. В свободных играх детей страх, агрессия и напряжение находят выход и ослабевают, что значительно облегчает реальные взаимоотношения между детьми.

Вопросы родителям:

  • Между тем есть игрушки, которые усугубляют эти взаимоотношения, несут гнев, тревогу, беспокойство. Это так называемые «вредные игрушки». Как вы думаете, о чем идет речь?
  • Ваше отношение к игрушкам-монстрам (человек паук, робот-трансформер, бэтман, Бакуган)?

По каждому вопросу выслушивается мнение родителей.

Воспитатель (обобщает). Игрушки-монстры способствуют накоплению агрессивных фантазий ребенка, негативно влияют на поведение ребенка, ведь нередко эти игрушки родом из таких же агрессивных мультфильмов. Нужно стараться ограничить общение ребенка с такими играми.

Вопрос родителям:

  • Сталкивались ли вы с тем, что у ребенка имеются разные игрушки, но он не играет с ними?

Выслушиваются мнения родителей.

Сами по себе игрушки ничего для ребенка не будут значить, если он не знает, как и во что с ним играть. Мы советуем вам обыгрывать игрушки вместе с ребенком, подсказывая и показывая действия с ними.

Для игр дети любят приспосабливать окружающие предметы, например, опрокинутое кресло может выполнить роль автомобиля, который надо ремонтировать. Детям необходимо и такие игрушки, которые можно сделать самим из природного и бытового материалов, например из листьев, ракушек, катушек, соломки, ниток, всевозможных коробочек, пузырьков. Как показывает опыт, ребенок в этом возрасте очень любит всякие «секреты», и взрослым надо помнить об этом.

Решение родительского собрания:

1) познакомить детей с играми своего детства. Поиграть в них всей семьей и с друзьями ребенка.

2) принести фотоснимки для оформления фотоальбома «Игры наших детей дома»

3) В выходные дни придерживаться двигательного режима.

4) принимать активное участие в изготовлении предметов для игр и их ремонте.