Методы мотивации и стимулирование сотрудников в ооо "айболит". Мотивация сотрудников в аптечных организациях: методы и формы

МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ АПТЕК

Е. П. Иванова, В.А. Смолина

МОТИВАЦИЯ РАБОТНИКОВ АПТЕК

Е. П. Иванова, В.А. Смолина

Саратовский государственный медицинский университет им. В.И. Разумовского Минздрава России

Кафедра экономики и управления здравоохранением и фармацией

Мотивация сотрудников занимает одно из центральных мест в управлении персоналом, поскольку она выступает непосредственной причиной его поведения. Она позволяет в полной мере осуществлять индивидуальный подход к персоналу и реализовывать личностный потенциал, как руководителя, так и всех остальных сотрудников для достижения текущих и стратегических целей организации. Современный уровень экономического развития выделяет человеческие ресурсы как ключевой элемент и ресурс эффективной организации. Важнейшей составляющей процесса управления человеческими ресурсами в организации является мотивация и стимулирование труда.

Цель исследования: изучение мнения фармацевтических работников по проблемам мотивирования фармацевтического персонала.

Для изучения структуры трудовой мотивации персонала аптечных организаций был использован метод анкетирования персонала и руководителей. Было опрошено 70 человек, среди которых работников фармацевтических организаций - 50 человек (71,4%), руководителей - 20 человек (28,6%). Объектами исследования явились аптечные организации города Саратова («Имплозия», «Лекарь», «Медуница» и др.).

Результаты исследования

Анализ системы мотивации труда в аптечных организациях показал, что управление персоналом предприятия осуществляется с помощью сочетания административных, экономических и социально-психологических методов управления. Но большинство работников аптечных организаций (98% опрошенных сотрудников, 100% руководителей) считают, что материальное стимулирование существенно повышает их трудовую активность, а другие методы: возможность принятия участия в управлении компанией, моральные стимулы и психологическое воздействие, влияют менее существенно.

Для сотрудников аптек важны высокая заработная плата (92%), возможности профессионального роста (46%), благоприятный психологический климат в коллективе, самостоятельность в работе, благоприятные условия труда, гарантия социальной защищенности и уверенности в будущем. Для руководителей аптечных организаций среди предложенных видов поощрений на первом месте стоят уровень материального вознаграждения (100% опрошенных), престиж профессии, авторитет среди сотрудников.

31/05/2017

Психолог и писатель Джон Равен отмечал, что «поведение человека определяется мотивацией гораздо больше, чем способностями, и основной задачей руководителей является сосредоточение своих усилий на оценке мотивации»

Правильная мотивация вдохновляет сотрудников на реализацию поставленных перед ними задач и получение желаемых результатов, так как позволяет удовлетворять их потребности, которые часто различаются и меняются в зависимости от времени или обстоятельств. Например, для провизора, который только пришел работать в аптеку, важной потребностью является получение новых знаний и навыков для выполнения функциональных обязанностей и обретения желаемого уровня профессионализма, в то время как более опытный сотрудник стремится к повышению по должности и получению дополнительного финансового вознаграждения.

Мотивация базируется на определении мотивов сотрудников, представляющих собой осознанные внутренние побуждения, которые они пытаются реализовать, работая в организации. Мотивы сотрудников определяются личностными ценностями и убеждениями, а также их представлениями о том, какое место они занимают в организации.

Как правило, выделяют два вида мотивации: внутреннюю и внешнюю .

Внутренняя мотивация возникает в том случае, когда сотрудники воспринимают свою работу как интересную, значимую и способствующую их развитию. Важными элементами внутренней мотивации являются ответственность, независимость, самостоятельность, возможность плодотворно использовать собственные знания и навыки для дальнейшего профессионального роста. Герцберг описывал внутреннюю мотивацию как «мотивацию благодаря собственно работе».

Действие внутренних мотивационных факторов является эффективным и длительным, так как отражает внутреннюю сущность людей и их психологические установки.

В фармацевтической отрасли внутренняя мотивация также играет значительную роль в процессе достижения организационных целей. Например, для сотрудников аптек - это получение удовольствия от самой работы, личное осознание важности фармацевтической помощи клиенту, а также чувство гордости и удовлетворения за достигнутый результат (консультативная помощь посетителям аптеки, эффективное и быстрое обслуживание клиентов, грамотное использование принципов мерчандайзинга и пр.). К внутренней мотивации также относится ощущение удовлетворения за соответствие собственным представлениям об «идеальном провизоре». Для сотрудников производственных предприятий - это гордость и ощущение причастности к успешному созданию и промышленному выпуску нового эффективного и безопасного лекарственного препарата, а также удовольствие от самого содержания работы, собственных достижений и т.д.

Внешняя мотивация формируется извне и представляет собой как положительное подкрепление (заработная плата, признание, похвала и пр.), так и отрицательное - дисциплинарное взыскание, критика, удержание части заработной платы и т.д. Внешняя мотивация может подействовать на сотрудников довольно быстро и эффективно, но она не является долговременной в отличие от внутренней мотивации. Например, Эдвардс Деминг утверждал, что под чрезмерным воздействием внешней мотивации удовольствие от работы и творчества отходит на второй план, подчиняясь требованию хорошо пройти аттестацию или получить более высокое место в рейтинге.

Тем не менее в организации целесообразно использовать как внешнюю мотивацию, которая позволит привлечь сотрудников, удовлетворить их базовые потребности, так и формировать условия для проявления внутренней мотивации, оказывающей более длительное и эффективное воздействие.

На формирование мотивации сотрудников влияют различные факторы, среди которых:

  • миссия и цели;
  • наличие обратной связи;
  • ключевые ценности организации;
  • взаимоотношения с руководством и коллегами;
  • баланс работы и жизни;
  • организация рабочей среды.

Миссия и цель - формирование четкой и понятной стратегии развития организации - является мотивирующим фактором для сотрудников. Например, миссия аптеки, которая, как правило, заключается в предоставлении фармацевтических услуг высокого качества, а также обеспечении населения лекарственными препаратами и другими товарами аптечного ассортимента, способствует формированию целей высокого мотивационного уровня. К ним относятся: улучшение качества фармацевтической консультативной помощи, повышение уровня профессионализма провизоров, создание привлекательного для клиентов имиджа аптеки, достижение запланированных финансовых показателей и т.д. Правильно поставленные цели способствуют удовлетворению различных потребностей сотрудников, проявляющихся в том числе в самовыражении и развитии.

В процессе реализации целей важна обратная связь . Она позволяет сотрудникам оценить собственную деятельность и определить ее последствия. Например, для провизора с небольшим опытом работы обратная связь дает возможность прежде всего повысить свои профессиональные компетенции, определить приоритеты в работе, осознать организационные ценности, почувствовать себя более уверенным и мотивированным на достижение желаемого результата.

Задача управления - это создание среды, где каждый сможет получать удовольствие от своей работы

Эдвардс Деминг

Мотивационная характеристика целей описана в теории целей Лотема и Локка. Также ее применяют для обоснования таких процессов, как управление целями, или MBO (management be objectives), где основное внимание уделяется постановке целей и определению результатов деятельности. Несмотря на то что использование МВО может приводить к бюрократическим проволочкам и слишком много внимания уделяется различным количественным показателям, элементы этой системы используют при формировании оценочной базы для внешней мотивации сотрудников.

Ключевые ценности организации являются основой для создания благоприятной, мотивирующей к достижению результатов рабочей обстановки. Согласно результатам исследований, которые были проведены Джоном Парселлом и его коллегами из университета Bath, все успешные компании имеют четко сформированные, устойчивые, долговременные организационные ценности. Обнаружена взаимосвязь между положительным отношением сотрудников к организационным ценностям и политике компании, которая их придерживается, и уровнем их мотивации и удовлетворенности, а также результатами деятельности компании.

Наиболее распространенные ценности организации: развитие персонала, стремление к инновациям, ориентация на удовлетворенность потребностей клиентов, качество продукции и услуг, обязательства перед обществом и пр. Как правило, организационные ценности соответствуют миссии и видению развития компании, а также специфике ее деятельности. Например, для аптеки основными ценностями являются: качество предоставляемой фармацевтической помощи, профессиональное развитие сотрудников, формирование атмосферы доверия и взаимопомощи; для фармацевтического производственного предприятия - качество (безопасность, эффективность) выпускаемых товаров, инновационность, постоянное развитие сотрудников, создание команды профессионалов и пр.

Построение эффективной системы мотивации персонала аптеки - один из самых сложных процессов в менеджменте. К сожалению, нет единой схемы мотивации, которая одинаково эффективно влияла на всех работников. Рассмотрим основные показатели, которые следует учесть для разработки системы мотивации персонала аптеки.

Система управления персоналом.

1 В первую очередь необходимо донести до всех работников стратегию аптеки . Основой работы персонала аптеки является фармацевтическая опека. Это комплексное взаимодействие провизоров и фармацевтов с пациентом, помощь в правильном выборе медикаментов, консультирование по приему лекарственных средств, разъяснения побочных действий и рекомендации по снижению негативного воздействия лекарств с учетом особенностей организма, возраста пациента, возможной генерической замены, и тому подобное.

2 Необходимо ввести стандарты обслуживания и стандарты надлежащей фармацевтической практики.

3 Обеспечить контроль выполнения стандартов. Контроля профессионализма персонала необходимо проверять с помощью специально разработанных тестов и по показателям работы каждого из сотрудников.

4 Ввести систему обучения персонала. Лучше всего эти обязанности возложить на заведующего аптеки или привлекать компании, которые проведут тренинги для фармацевтических работников.

5 Управление персоналом включает в себя не только контроль, но и создание комфортных условий труда.

Оценка работы фармацевтов и провизоров должна состоять из:

1 Выполнение основных показателей деятельности аптеки:

  • Общая выручка. Обязательным является планирование и установление уровня реализации на определенный период (месяц, квартал). Рассчитывается этот показатель с учетом аналогичных предыдущих периодов, фармакоэкономических показателей и других факторов.
  • Продажа препаратов, которые приносят наибольшую прибыль аптеке. Для этого необходимо периодически проводить АВС-анализ и обеспечивать постоянное наличие товаров, которые лучше продаются.
  • Увеличение среднего чека. Обязательным при этом является «допродажа» с учетом фармацевтической опеки и рекомендация наиболее эффективных лекарственных средств с учетом соотношения «цена-качество». Известно, что наиболее эффективными считаются оригинальные препараты.

2 Эффективная работа с посетителями. Оценивается на основе растущего числа постоянных посетителей. Ориентировочный расчет этого показателя можно провести на основе количества выданных дисконтных карт и количества покупок по этим картам.

3 Дополнительные мотивационные премии. Рекомендуется проводить индексацию зарплаты, особенно, при нестабильной экономической ситуации. Дополнительные выплаты можно проводить за стаж работы на данном предприятии, наличие высшего фармацевтического образования работников, квалификации и категории провизора.

4 Нефинансовая мотивация не менее эффективна . Этот вид мотивации заключается в осознании работником ответственности за свою работу и доверия руководства. Осуществляется путем поручения дополнительных обязанностей:

  • Обучение нового персонала
  • Заказ товара, анализ ассортимента
  • Внесение идей и предложений по улучшению бизнес-процесса в аптеке.

Особенно важным является правильная мотивация заведующего аптеки , которая рассчитывается на основе следующих показателей:

1 Правильная работа с аптечным ассортиментом. Основными показателями являются

  • отсутствие дефектуры по ключевым позициям (АВС-анализ),
  • оборачиваемость товара,
  • отсутствие затоваривания нерентабельными позиции,
  • отсутствие препаратов с коротким сроком годности.

2 Эффективная работа с персоналом. Включает выполнение работниками стандартов введенных в аптеке, увеличение количества постоянных посетителей, отсутствия негативной атмосферы в коллективе и текучести кадров.

Мы привели основные, но далеко не все аспекты мотивации персонала аптеки. Надеемся, что эта информация будет полезна для понимания и создания индивидуальной системы мотивации для аптеки.

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

хорошую работу на сайт">

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

[Введите текст]

ЧАСТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОРГАНИЗ А ЦИЯ ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ МЕДИЦИНСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ «РЕАВИЗ»

Кафедра фармацевтической химии

РЕФЕРАТ

«Мотивация работников фармацевтических предприятий»

интерна Минеевой Анастасии Владимировны

группа №2

г. Самара 2017год.

Введение

1. Методы трудовой мотивации

2. Теории мотивации

3. Зарубежный опыт мотивирования персонала

Заключение

Список использованной литературы

Введение

Процесс мотивирования персонала в условиях современного фармацевтического рынка и конкуренции между его участниками выходит на первый план. Мотивация персонала стала одним из ключевых элементов в поддержании конкурентоспособности участников рынка. Поэтому современному руководителю столь необходимо понимать своих работников и ориентироваться на их мнение в процессе управления. Правильно мотивируя работника, руководитель может корректировать(в определенных пределах) и координировать его трудовую деятельность для получения от нее наибольшего положительного результата для всего предприятия.

Но прежде всего нужно ответить на вопрос, что же такое

мотивация? В широком смысле мотивация - это процесс физиологического и психологического плана, управляющий поведением человека, определяющий его концентрацию, направленность на какую-то деятельность, или говоря проще, это позыв к действию. Вся наша жизнь состоит из различных мотиваций к чему-либо, направляющих нас как на осуществление своих побуждений, от самых простейших физиологических, до наиболее сложных связанных с самоопределением. Человек являясь разумным существом, мотивирует (пусть даже иногда этого и не осознавая) все свои действия и поступки, то есть к любому действию благодаря причинно-следственным связям можно подобрать мотивацию. Чтобы побудить другого человека к какой-то деятельности(что также будет являться мотивацией «побуждающего»), необходимо выяснить, что же собственно может заставить его выполнить данное действие, то есть найти мотиватор, который бы стоял в начале цепочки причинно-следственных связей:

Конечно, данная цепочка является очень сильным упрощением, под нее подходят только простейшие, биологические мотивации, да и то если вычеркнуть все сторонние факторы, влияющие на их отправление. Это простая линейная логика удовлетворения потребности: возникла потребность - удовлетворил ее. Следующая по рангу категория - это социальные потребности, на удовлетворение которых уходит гораздо больше времени и сил, в особенности если речь идет о профессиональных достижениях, именно к этой группе по большей части относятся трудовые мотивации.

Эти потребности относятся к так называемой бихевиоральной логике реагирования на стимулы. Она определяет, как используются выработанные ранее стереотипы поведения, воспроизводятся клише. Человеку проще делать так, как он уже делал, воспроизводить старый опыт. Сюда можно отнести и запрограммированную в ходе исторического развития человека приверженность к общественным нормам поведения. В подавляющем большинстве случаев человек ведет себя так, как ожидает от него общество, поскольку явное несоблюдение общепринятых нормативов чревато санкциями, позором и в итоге самым отрицательным образом сказывается на его ранге в социальной иерархии(что может отрицательно сказаться на способности к удовлетворению других его мотиваций).

На практике человеческим поведением управляет не одна, а целая совокупность мотиваций в разных сочетаниях, но при этом переключение с одной на другую - что, по сути, и определяет действия конкретного человека - чаще всего проходит мимо сознания.

То есть любая деятельность направляется ожиданием на исполнение цели, оценкой предполагаемых результатов своих действий и их последствий(к сожалению, далеко не всегда) , то есть определенными мотивами, зная и используя которые, можно добиться от человека оптимального и наиболее выгодного для «побуждающего» поведения и действий, например получить лояльного, направленного на результат сотрудника аптечного предприятия.

Изучение человека и его поведения в процессе труда дает только некоторые общие объяснения мотивации, но даже они позволяют разрабатывать прагматические модели мотивации работника на конкретном рабочем месте. Трудовая мотивация работника является частным примером социальной(или групповой) мотивации, и его побуждения в общем можно отнести к поиску своего места в социальной иерархии. Мотивация персонала является основным средством обеспечения оптимального использования ресурсов, мобилизации имеющегося кадрового потенциала. Основная цель мотивации как процесса - это получение максимальной отдачи от использования имеющихся трудовых ресурсов, что позволяет повысить общую результативность и прибыльность деятельности предприятия.

1 . Методы трудовой мотивации

О мотивации персонала сказано и написано много. Но как-то так получается, что на практике система мотивации в большинстве аптечных организаций сводится лишь к дифференцированной системе оплаты труда: делаешь больше и лучше - получаешь больше, делаешь меньше и хуже - получаешь меньше. К сожалению работодателей, в условиях дефицита на рынке труда квалифицированных фарм. специалистов одних только материальных поощрений недостаточно для привлечения(а главное удержания) грамотного специалиста. В таких условиях поневоле приходится вводить новые методы стимулирования персонала.

Методы мотивирования персонала могут быть самыми разнообразными и зависят от проработанности системы мотивирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия.

Существуют следующие методы мотивирования эффективного трудового поведения:

· материальное поощрение;

· организационные методы;

· морально-психологические подходы

Наиболее распространенной формой (методом) материального мотивирования является индивидуальная премия . Ее целесообразно выплачивать один раз в год, иначе она превратится в заработную плату и лишится своей мотивирующей роли. Целесообразно заранее определить процент премии по итогам года и корректировать его в соответствии с достижениями сотрудника. Размер премии должен, как правило, составлять не менее 30% основного заработка, при этом на низшем уровне руководства премия должна быть 10-30%, на среднем 10-40%, на высшем 15-50%.

Эффективность премирования во многом определяется правильностью выбора показателей, их дифференциацией в зависимости от роли и характера подразделений, уровня должностей, ориентацией на реальный вклад и конечные результаты, гибкость критериев оценки достижений работника.

Удовлетворенность материальным вознаграждением, его справедливым уровнем мотивирует инициативу людей, формирует у них приверженность организации, привлекает к ней новых работников.

Хотя труд в нашей стране, в отличие от высокоразвитых стран, на сегодняшний день рассматривается, в основном, лишь как средство заработка, можно предположить, что потребность в деньгах будет расти до определенного предела, зависящего от уровня жизни, после которого деньги станут условием нормального психологического состояния, сохранения человеческого достоинства. В этом случае в качестве доминирующих могут выступить другие группы потребностей, связанные с потребностью в творчестве, достижении успехов и другие. Для руководителя очень важно умение распознавать потребности работников. Потребность более низкого уровня должна удовлетворяться прежде, чем потребность следующего уровня станет более значительным фактором, определяющим поведение человека.

Конечно, ни одна система материального вознаграждения не может в полной мере учитывать характер и сложность труда, личный вклад работника и весь объем работы, так как многие трудовые функции вообще не фиксируются в нормативных актах и должностных инструкциях.

Потребности постоянно меняются, поэтому нельзя рассчитывать, что мотивация, которая сработала один раз, окажется эффективной и в дальнейшем. С развитием личности расширяются возможности, потребности в самовыражении. Таким образом, процесс мотивации путем удовлетворения потребностей бесконечен.

Как отмечалось, кроме экономических (материальных) способов мотивации существуют не экономические, а именно: организационные и морально-психологические.

Организационные способы мотивации (мотивирования) включают в себя: конкуренция фармацевтический мотивирование рост

· участие в делах организации (как правило, социальных);

· перспектива приобрести новые знания и навыки;

· обогащение содержания труда (предоставление более интересной работы с перспективами должностного и профессионального роста).

Морально-психологические методы мотивирования включают в себя:

· создание условий, способствующих формированию профессиональной гордости, личной ответственности за работу (наличие известной доли риска, возможность добиться успеха);

· присутствие вызова, обеспечение возможностей выразить себя в труде;

· признание (личное и публичное), ценные подарки, почетные грамоты, нахождение на доске почета и т.п.

· высокие цели, воодушевляющие людей на эффективный труд (любое задание должно содержать в себе элемент вызова);

· атмосфера взаимного уважения и доверия в коллективе

Своеобразным комплексным методом мотивации является продвижение в должности. Однако этот метод внутренне ограничен, так как, во-первых, в организации число должностей высокого ранга ограничено; во-вторых, продвижение по службе требует повышенных затрат на переподготовку.

В практике управления, как правило, одновременно применяют различные методы и их комбинации. Для эффективного управления мотивацией необходимо использовать в управлении предприятием все три группы методов. Так, использование только властных и материальных мотиваций не позволяет мобилизовать творческую активность персонала на достижение целей организации. Для достижения максимальной эффективности необходимо применение духовной мотивации.

Отмечаемый рядом авторов, рост роли экономических методов управления в России связан, прежде всего, с формированием и совершенствованием рыночной экономической системы. В условиях рынка экономические методы управления неизбежно получат дальнейшее развитие, повысится действенность и результативность экономических мотивов, что позволит поставить каждого работника и коллектив в такие экономические условия, при которых появится возможность наиболее полно сочетать личные интересы с рабочими целями. Однако, акцентирование внимания на экономических методах мотивирования, зачастую приводит к снижению внимания к социально-психологическим аспектам мотивации, определяющим внутреннюю мотивацию персонала.

Приведенная схема классификации методов мотивирования является классической. В современном менеджменте применяются и иные группировки методов мотивирования. Усреднено, все методы мотивирования можно так же сгруппировать в следующие четыре вида:

1. Экономические мотивы всех типов (зарплата во всех ее разновидностях, включая контрактную, премии, льготы, страховки, беспроцентные кредиты и т.п.). Успешность их воздействия определяется тем, насколько коллектив понимает принципы системы, признает их справедливыми, в какой мере соблюдается неотвратимость поощрения (наказания) и результатов работы, их тесная связь во времени.

2. Управление по целям. Эта система широко используется в США и предусматривает установление для личности или группы цепи целей, способствующих решению главной задачи организации (достижение определенных количественных или качественных уровней, повышение квалификации персонала и т.п.). Достижение каждой цели автоматически означает повышение уровня зарплаты или другую форму поощрения.

3. Обогащение труда - эта система в большей степени относится к неэкономическим методам и означает предоставление людям более содержательной, перспективной работы, значительной самостоятельности в определении режима труда, использовании ресурсов. Во многих случаях к этому добавляется и рост оплаты труда, не говоря уже о социальном статусе.

4. Система участия в настоящее время существует в многообразных формах: от широкого привлечения коллектива к принятию решений по важнейшим проблемам производства и управления (Япония) до соучастия в собственности путем приобретения акций собственного предприятия на льготных условиях (США, Англия).

В рамках этих групп методов сегодня разрабатываются отдельные методики и системы мотивирования персонала.

2 . Теории мотивации

В современном обществе мотивация основывается на знаниях и механизмах психологии. Различные теории мотивации разделяют на две категории: содержательные и процессуальные. Содержательные теории мотивации основываются на идентификации тех внутренних побуждений (называемых потребностями), которые заставляют людей действовать так, а не иначе. В этой связи будут описаны интересующие нас некоторые аспекты теорий Абрахама Маслоу, Дэвида Мак-Клелланда, Фредерика Герцберга и некоторых других исследователей. Более современные процессуальные теории мотивации основываются в первую очередь на том, как ведут себя люди с учетом их восприятия и познания. Основные процессуальные теории - это теория ожидания Врума, теория справедливости и модель мотивации Портера-Лоулера. Первыми на психологические характеристики деятельности человека начали ориентироваться содержательные теории мотивации, возникшие вскоре после теорий "кнута и пряника" и ей подобных. С того времени теории мотивации стремятся к как можно большей степени учета различных потребностей и мотивов деятельности людей, постоянно пытаясь выявить новые и преимущественные побуждения, мотивы и потребности.

Современные содержательные теории мотивации основное внимание уделяют определению перечню и структуре потребностей людей.

Процессуальные теории мотивации считаются наиболее современными теориями мотивации, они так же признают мотивирующую роль потребностей, однако, сама мотивация рассматривается в них с точки зрения того, что заставляет человека направлять усилия на достижение различных целей. Наиболее распространенными содержательными теориями мотивации являются теории Маслоу, МакКлелланда и Герцберга.

Теория мотивации по Абрахаму Маслоу

Первая из рассматриваемых теорий называется иерархией потребностей Маслоу. Сущность ее сводится к изучению потребностей человека. Это более ранняя теория. Ее сторонники, в том числе и Абрахам Маслоу, считали, что предметом психологии является поведение, а не сознание человека. В основе же поведения лежат потре6ности человека, которые можно разделить на пять групп:

· физиологические потребности, необходимые для выживания человека: в еде, в воде, в отдыхе и т.д.;

· потребности в безопасности и уверенности в будущем - защита от физических и других опасностей со стороны окружающего мира и уверенность в том, что физиологические потребности будут удовлетворяться и в будущем,

· социальные потребности - необходимость в социальном окружении. В общении с людьми, чувство «локтя» и поддержка;

· потребности в уважении, в признании окружающих и стремлении к личным достижениям;

· потребность самовыражения, т.е. потребность в собственном росте и в реализации своих потенциальных возможностей.

Первые две группы потребностей первичные, а следующие три вторичные. Согласно теории Маслоу, все эти потребности можно расположить в строгой иерархической последовательности в виде пирамиды, в основании которой лежат первичные потребности, а вершиной являются вторичные.

Смысл такого иерархического построения заключается в том, что приоритетны для человека потребности более низких уровней и это сказывается на его мотивации. Другими словами, в поведении человека более определяющим является удовлетворение потребностей сначала низких уровней, а затем, по мере удовлетворения этих потребностей, становятся мотивирующим фактором и потребности более высоких уровней.

Самая высокая потребность - потребность самовыражения и роста человека как личности - никогда не может быть удовлетворена полностью, поэтому процесс мотивации человека через потребности бесконечен.

Долг руководителя заключается в том, чтобы тщательно наблюдать за своими подчиненными, своевременно выяснять, какие активные потребности движут каждым из них, и принимать решения по их реализации с целью повышения эффективности работы сотрудников .

Теория мотивации Дэвида МакКлелланда

С развитием экономических отношений и совершенствованием управления значительная роль в теории мотивации отводится потребностям более высоких уровней. Представителем этой теории является Дэвид Мак Клелланд. Согласно его утверждению структура потребностей высшего уровня сводится к трем факторам: стремлению к успеху, стремлению к власти, к признанию. При таком утверждении успех расценивается не как похвала или признание со стороны коллег, а как личные достижения в результате активной деятельности, как готовность участвовать в принятии сложных решений и нести за них персональную ответственность. Стремление к власти должно не только говорить о честолюбии, но и показывать умение человека успешно работать на разных уровнях управления в организациях, а стремление к признанию - его способность быть неформальным лидером, иметь свое собственное мнение и уметь убеждать окружающих в его правильности.

Согласно теории МакКлелланда, люди стремящиеся к власти, должны удовлетворить эту свою потребность и могут это сделать при занятии определенных должностей в организации.

Управлять такими потребностями можно, подготавливая работников к переходу по иерархии на новые должности с помощью их аттестации, направления на курсы повышения квалификации и т.д. Такие люди имеют широкий круг общения и стремятся его расширить. Их руководители должны способствовать этому.

Теория мотивации Фредерика Герцберга

Эта теория появилась в связи с растущей необходимостью выяснить влияние материальных и нематериальных факторов на мотивацию человека. Фредерик Герцберг создал двухфакторную модель, которая показывает удовлетворенность работой.

на основе данных интервью, взятых на различных рабочих местах, в разных профессиональных группах и в разных странах. Интервьюируемых просили описать ситуации, в которых они чувствовали полное удовлетворение или, наоборот, неудовлетворение от работы.

Ответы были классифицированы по группам. Изучая собранный материал, Герцберг пришел к выводу, что удовлетворенность и неудовлетворенность работой вызываются различными факторами.

На удовлетворенность работой влияют:

· достижения (квалификация) и признание успеха,

· работа как таковая (интерес к работе и заданию),

· ответственность,

· продвижение по службе,

· возможность профессионального роста.

Эти факторы он назвал “мотиваторами”.

На неудовлетворенность работой влияют:

· способ управления,

· политика организации и администрация,

· условия труда,

· межличностные отношения на рабочем месте,

· заработок,

· неуверенность в стабильности работы,

· влияние работы на личную жизнь.

Эти внешние факторы получили название “факторов контекста”, или “гигиенических” факторов.

По мнению Герцберга, факторы, вызывающие удовлетворенность работой, не являются противоположностью в одном и том же измерении. Каждый из них находится как бы в собственной шкале измерений, где один действует в диапазоне от минуса до нуля, а второй - от нуля до плюса. Если факторы контекста создают плохую ситуацию, то работники испытывают неудовлетворенность, но и в лучшем случае эти факторы не приводят к большой удовлетворенности работой, а дают скорее нейтральное отношение.

Удовлетворенность работой вызывают только мотивационные факторы, положительное развитие которых может повысить мотивацию и удовлетворенность от нейтрального состояния до “плюса” в мотивированности.

Разница в рассмотренных теориях следующая: по мнению А. Маслоу, после мотивации рабочий обязательно начинает лучше работать, по мнению Ф. Герцберга, рабочий начнет лучше работать только после того, как решит, что мотивация адекватна.

Таким образом, содержательные теории мотивации базируются на исследовании потребностей и выявлении факторов, определяющих поведение людей.

Второй подход к мотивации базируется на процессуальных теориях. Здесь говорится о распределении усилий работников и выборе определенного вида поведения для достижения конкретных целей. К таким теориям относятся теория ожиданий, или модель мотивации по В. Вруму, теория справедливости и теория или модель. Портера - Лоулера.

Отечественные теории

Среди отечественных ученых наибольших успехов в разработке теории мотивации достигли Л.С. Выгодский и его ученики А. Н. Леонтьев и Б. Ф. Ломов. Они исследовали проблемы психологии на примере педагогической деятельности, производственные проблемы они не рассматривали. Именно по этой причине их работы не получили дальнейшего развития. Тем не менее все основные положения теории Выгодского подходят и для производственной деятельности.

Теория Выгодского утверждает, что в психике человека имеются два параллельных уровня развития - высший и низший, которые и определяют высшие и низшие потребности человека и развиваются параллельно. Это означает, что удовлетворение потребностей одного уровня с помощью средств другого, невозможно.

Например, если в определенный момент времени человеку требуется удовлетворение в первую очередь низших потребностей, срабатывает материальное мотивирование. В таком случае реализовать высшие потребности человека можно только нематериальным путем. Л.С.Выгодский сделал вывод о том, что высшие и низшие потребности развиваясь параллельно и самостоятельно, совокупно управляют поведением человека и его деятельностью.

Эта теория более прогрессивна, чем остальные, однако она не учитывает высшие проблемные потребности человека.

Исходя из системного представления человеческой деятельности, можно утверждать, что человек принимает решения на уровне регулирования, адаптации и самоорганизации. Соответственно и потребности должны быть реализованы на каждом из указанных уровней одновременно. Можно утверждать, что низшие, высшие и самые высшие потребности развиваются параллельно и совокупно и управляются поведением человека на всех уровнях его организации, т. е. существует тройственный характер удовлетворения потребностей через материальное и нематериальное мотивирование.

3 . Зарубежн ый опыт мотивирования персонала

Во многих странах Западной Европы и в США мотивационные аспекты управления персоналом компаний и фирм приобрели большое значение, и эти методы и опыт мотивации могут быть с успехом перенесены на российскую почву.

Оплата труда является мотивирующим фактором, только если она непосредственно связана с итогами труда. Работники должны быть убеждены в наличии устойчивой связи между получаемым материальным вознаграждением и производительностью труда. В заработной плате обязательно должна присутствовать составляющая, зависящая от достигнутых результатов.

Для российской ментальности характерно стремление к коллективному труду, признанию и уважению коллег и так далее. Сегодня, когда из-за сложной экономической ситуации работодателям трудно позволить выдавать высокую оплату труда, особое внимание следует уделять нематериальному мотивированию, создавая гибкую систему льгот для работников, гуманизируя труд, в том числе:

1. признавать ценность работника для организации, предоставлять ему творческую свободу,

2. применять программы обогащения труда и ротации кадров;

3. использовать скользящий график, неполную рабочую неделю, возможность трудиться как на рабочем месте, так и дома;

4. устанавливать работникам скидки на продукцию, предлагаемую компанией, в которой они работают;

5. предоставлять средства для проведения отдыха и досуга, обеспечивать бесплатными путёвками, выдавать кредиты на покупку жилья, автомашин и так далее.

Ниже будут сформулированы мотивирующие факторы организации труда, которые ведут к удовлетворению потребностей высших уровней.

На своём рабочем месте каждый хочет показать, на что он способен и что он значит для других, поэтому необходимы признание результатов деятельности конкретного работника, предоставление возможности принимать решения по вопросам, относящимся к его компетенции, консультировать других работников.

На рабочих местах следует формулировать мировоззрение единой команды: нельзя разрушать возникающие неформальные группы, если они не наносят реального ущерба целям организации. Практически каждый имеет собственную точку зрения на то, как улучшить свою работу. Опираясь на заинтересованную поддержку руководства, не боясь санкций, следует организовать работу так, чтобы у работника не пропало желание реализовать свои планы.

Потому, в какой форме, с какой скоростью и каким способом работники получают информацию, они оценивают свою реальную значимость в глазах руководства, поэтому нельзя принимать решения, касающиеся изменений в работе сотрудников без их ведома, даже если изменения позитивны, а также затруднять доступ к необходимой информации. Информация о качестве труда сотрудника должна быть оперативной, масштабной и своевременной.

Работнику нужно предоставлять максимально возможную степень самоконтроля.

Большинство людей стремится в процессе работы приобрести новые знания. Поэтому так важно обеспечивать подчиненным возможность учиться, поощрять и развивать их творческие способности.

Каждый человек стремится к успеху. Успех - это реализованные цели, для достижения которых работник приложил максимум усилий. Успех без признания приводит к разочарованию, убивает инициативу. Этого не случится, если подчиненным, добившийся успеха, делегировать дополнительные права и полномочия, продвигать их по служебной лестнице

Отличительные особенности систем мотивации предприятий России от систем мотивации предприятий других стран весьма существенны по многим параметрам. Но прежде всего:

Первой отличительной особенностью развития систем мотивации является тот факт, что в производственно-хозяйственной деятельности предприятий Российского государства длительное время широко использовалась в практической деятельности преимущественно одна - единственная мотивационная модель "кнута и пряника", которая и сегодня не утратила своего применения.

Вторая отличительная особенность систем мотивации состоит в том, что модели мотивации нашей страны были и остаются стандартизированными и незыблемыми, всякое отклонение от этих стандартов считается нарушением существующих нормативных законодательных актов и локальных нормативных документов, которые базируются и функционируют на основе законодательных актов. Поэтому менеджеры высшего уровня управления четко соблюдали эти принципы (повременная, сдельно-премиальная системы оплаты и их разновидности, премиальные системы).

Третья отличительная особенность состояла в том, что мотивационные системы способствовали не только уравнительности в системах оплаты труда и премирования данной категории работников, но и сохраняли тенденцию мотивирования в равном объеме лучшего и худшего, так как размер должностного оклада управленцев одной квалификационной категории оплачивался одинаково, независимо от трудового вклада. Таким же методом осуществлялось премирование. Выплата премии независимо от итогов труда и даже незначительный отрыв премии от достигнутых результатов искажает их сущность, превращает в механическую добавку к основной заработной плате.

Четвертая отличительная особенность применения мотивационных систем заключается в том, что трудовой вклад, оценивался необъективно, формально, что приводило к равнодушию и незаинтересованности как в индивидуальных, так и коллективных результатах труда, снижало социальную и творческую активность.

Неэффективность функционирования действующих систем оценки можно подкрепить результатами ранее проведенного исследования на российских предприятиях. Достаточно сказать, что только 38,4% опрошенных ответили, что действующие критерии оценки учитывают результаты труда, 50,3% - учитывают частично, 11. 3% - не учитывают.

Пятая особенность состояла в том, что мотивационные модели, действующие в России полностью исключали возможности инженерно-управленческих работников в области развития неспециализированной карьеры и развития совмещения должностей. Лишь за последние годы необходимость развития неспециализированной карьеры и совмещения должностей стала признаваться.

Шестая отличительная особенность мотивационных систем России состоит в том, что социальное мотивирование трудовой деятельности данных категорий работников осуществлялось преимущественно без учета результатов индивидуального труда, так как социальными благами коллективного труда пользовались как работники, достигшие высоких показателей в работе, так и работники, не проявляющие особого интереса к трудовой деятельности. Например, предприятие создало прекрасную социально-бытовую базу (сеть дошкольных, лечебных учреждений, профилакториев и баз отдыха, спортивных сооружений и т.д.). Созданные коллективным трудом социальные блага предоставлялись в первую очередь рабочим и только затем инженерно-управленческому персоналу, так как главной производительной силой считался рабочий, а не работники интеллектуального труда, чьи творческие идеи рабочие воплощали в реальную жизнь. Более того, если рабочий трудился малопроизводительно, нарушал правила внутреннего распорядка, но отличался плохим здоровьем, ему в первую очередь предоставлялись социальные блага.

Седьмая отличительная особенность мотивационных систем состояла в том, что ни одна из мотивационных моделей предприятий капиталистических стран не предусматривала и не предусматривает сегодня блока моральных мотивов, так как в них в основном находят отражение мотивы материальные, социально-материальные, натуральные и социальной карьеры. В этом плане опыт, накопленный в России в части морального поощрения лучших работников, заслуживает не только одобрения, но и широкого распространения на предприятиях других стран. К тому же инженерно-управленческий корпус России моральному поощрению отводит второе место после материального.

Восьмая особенность в развитии мотивации состоит в том, что мотивирование рассматривалось, как правило, через призму социалистического соревнования. И соревнование, если отбросить идеологические догмы, не только не изжило себя, но по-прежнему должно являться одним из движущих мотивов повышения социальной и творческой активности работников в ускорении темпов научно-технического прогресса. Его необходимость доказана во многих защищенных докторских и кандидатских диссертациях, но изменение политической и экономической ситуации в России свело на нет его развитие и практическое применение, что явилось одной из причин того, что имеет Россия сегодня. В противовес России соревнование как таковое широко используется в фирмах Германии, США, Японии и других стран.

Механизм реализации каждого из блоков модели мотивации зависит прежде всего от желания или нежелания конкретного предприятия России, а также от специфических условий, которые характерны для инженерных коллективов, где будет апробироваться данная мотивационная модель. Причем общие тенденции применения мотивационных моделей на предприятиях развитых стран свидетельствуют о том, что ни одна из мотивационных моделей не способна полностью устранить противоречия в мотивировании труда наемных работников, в том числе инженерно-управленческих.

Заключение

Мотивация в управлении персоналом понимается как процесс активизации мотивов работников (внутренняя мотивация) и создания стимулов (внешняя мотивация) для их побуждения к эффективному труду. Целью мотивации является формирование комплекса условий, побуждающих человека к осуществлению действий, направленных на достижение цели с максимальным эффектом. Процесс мотивации упрощенно может быть разбит на следующие этапы: выявление потребностей, формирование и развитие мотивов, управление ими с целью изменения поведения людей, необходимого для реализации целей, корректировка мотивационного процесса в зависимости от степени достижения результатов.

Система мотивации персонала может быть основана на самых разнообразных методах, выбор которых зависит от проработанности системы стимулирования на предприятии, общей системы управления и особенностей деятельности самого предприятия. Классификация методов мотивации в зависимости от ориентации на воздействие на те или иные потребности может быть осуществлена на организационно распорядительные (организационно- административные), экономические и социально-психологические. Так же методы стимулирования можно сгруппировать в следующие четыре вида: экономические стимулы, управление по целям, обогащение труда, система участия.

Современные исследования мотивации показывают, что наибольший вес среди факторов, влияющих на работников, имеют размер оклада, возможности для карьерного роста и для профессионального и личного самосовершенствования, также значимы: хорошие условия труда, хороший моральный климат в коллективе, оплата путевок, социальные отпуска. Среди наиболее возможных факторов демотивации сотрудников фарм. предприятий выделяются: неиспользование каких-либо навыков сотрудника, которые он сам ценит; игнорирование идей и инициативы; отсутствие чувства причастности к компании; отсутствие ощущения достижения, отсутствие личного и профессионального роста; отсутствие признания достижений и результатов со стороны руководства и коллег; отсутствие изменений в статусе сотрудника.

В данной работе были затронуты основные теории и методы мотивирования работников фармацевтических предприятий. На данном этапе развития фармацевтического рынка, когда его экспансивный рост постепенно переходит в экстенсивный, именно такие методики работы(направленные на мотивацию) с уже имеющимся персоналом могут стать ключом к успеху для прогрессивных работодателей, которые возьмут их себе на вооружение.

Список использованной литературы

1. Арсентьева И.В. Аптека: цена лояльности кадров/ «Новая аптека: эффективное управление для руководителя» - 2008. -№9.

2. Глухов В.В. Основы менеджмента: учебник для вузов/- С._Петербург.: «Спец. литература», 1995.

3. Иванова Т.А. Как сплотить коллектив: мотивация против равнодушия/ «Новая аптека: эффективное управление для руководителя» - 2008. -№4.

4. Комаров Е.И. Стимулирование и мотивация в современном управлении персоналом/ Управление персоналом.- 2002.- № 1.

5. Погорелова Т.В.Эффективность управленческого персонала; уче б ник М.,1998

6. ПАШУТИН С.Б. «Феномены человеческого поведения

7. Мотивы, особенности восприятия и механизмы принятия решения»/ Психологическое обозрение/ -2004. -№ 6.

8. Добролюбов Е.А. Система материального и нематериального стимулирования (мотивации) персонала/ Е.А. Добролюбов// Банковские технологии.- 2002.- № 3. - С. 41-44.

Размещено на Allbest.ru

...

Подобные документы

    Мотивация персонала как важный фактор повышения эффективности производства. Нематериальные стимулы повышения мотивации. Опыт работы России в современных условиях по нематериальной мотивации персонала. Анализ нематериальной мотивации сотрудников.

    курсовая работа , добавлен 17.11.2011

    Формирование трудового коллектива и содержание кадровой политики. Профессиональный отбор и найм персонала. Планирование карьеры и обеспечение профессионально-должностного роста персонала: обучение, аттестация и развитие. Мотивация персонала к труду.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2008

    Мотивация и стимулы в управлении персоналом. Основные виды самомотивации персонала. Характеристика основных типов трудового мотивационного профиля. Использование мотивационного профиля на примере фармацевтического персонала аптечной организации.

    дипломная работа , добавлен 30.01.2011

    Мотивирование как социально-психологический метод руководства. Эффективность использования различных стимулов для мотивирования персонала. Стадии мотивационного процесса. Факторы, которые формируют поведение или поступки людей. О поощрениях и наказаниях.

    презентация , добавлен 21.10.2013

    Составляющие управления персоналом. Человеческий потенциал для любого предприятия – это основное конкурентное преимущество. Понятия мотивации и мотивирования персонала. Анализ системы мотивации персонала в компании "Proma". Методы мотивации персонала.

    курсовая работа , добавлен 25.01.2009

    курсовая работа , добавлен 04.03.2013

    Мотивация и стимулирование труда как фактор эффективности деятельности персонала предприятий. Анализ обеспеченности трудовыми ресурсами ООО "Радуга+". Рекомендации по совершенствованию материальных и нематериальных факторов мотивирования работников.

    дипломная работа , добавлен 30.07.2013

    курсовая работа , добавлен 20.01.2011

    Главные методы стимулирования фармацевтического персонала. Рекомендации по повышению эффективности использования трудового потенциала фармацевтических специалистов с учетом психологического типа каждого сотрудника в "Аптеке №158" г. Каменска-Уральского.

    дипломная работа , добавлен 24.05.2014

    Теоретические основы системы формирования персонала в современной организации. Современные подходы к обучению и подготовке персонала. Правовое регулирование обучения работников в условиях предприятия. Возможности повышения уровня квалификации работников.

Захарочкина Елена Ревовна
Доцент кафедры УЭФ ФПП ОП ММА им. И.М. Сеченова, к.ф.н.

Мотивация — это совокупность внутренних и внешних движущих сил, которые побуждают человека к деятельности, задают границы и формы деятельности и придают этой деятельности направленность, ориентированную на достижение определенных целей. Процесс использования различных стимулов для мотивирования работников называется стимулированием.

В практике управления одной из самых распространенных его форм является материальное стимулирование, роль которого исключительно велика. Например, выплата премии является очень мощным стимулом для сотрудников. Однако для максимизации эффекта необходимо учитывать следующие условия:

1. Соотношение основной части заработной платы и премиальной должно быть оптимальным (экономисты считают эффективным соотношение базовой и бонусной частей заработной платы как 5-7/10%, т.е. бонусная часть должна быть на 3-5% больше базовой).

2. Распределение премии должно учитывать:

а) результаты;
б) специфику работы конкретного сотрудника;
в) качество труда (введение коэффициентов, повышающих размер премии в зависимости от качества обслуживания покупателей, организации работы и т.д.).

Недостатки многих премиальных схем заключаются в том, что бонусная (переменная) часть заработной платы либо делится на всех поровну, либо увязывается только с экономическими результатами (например, размер премии определяется в зависимости от объема личных продаж). Однако при таком распределении может не учитываться специфика работы конкретного сотрудника (один сотрудник работает в отделе отпуска рецептурных препаратов или отделе лечебной косметики, где много дорогих лекарств и товаров, а другой занимается продажей безрецептурных и сопутствующих товаров, стоимость которых значительно ниже; соответственно и выручка сотрудников будет разной).

Одновременно руководитель не должен преувеличивать значение материального стимулирования, т.к. человек имеет очень сложную, неоднозначную систему потребностей, интересов, приоритетов и целей.

Мотивация призвана оказывать воздействие на следующие характеристики деятельности работника: усилие, старание, настойчивость, добросовестность, направленность.

Важно понимать, что мотивация оказывает большое влияние на выполнение человеком своей работы, своих должностных обязанностей. Однако между мотивацией и конечным результатом деятельности нет однозначной зависимости. Часто бывают случаи, когда человек, очень мотивированный на выполнение своей работы, дает худшие результаты, чем человек, менее или слабо мотивированный. Это обусловлено тем, что на результаты труда оказывают влияние множество других факторов: квалификация и способности работника, правильное понимание выполняемой им задачи, влияние на процесс работы со стороны окружения, удачливость и др. Разрыв между мотивацией и результатами труда порождает серьезную управленческую проблему: как оценивать результаты работы отдельного работника и как его вознаграждать, чтобы одновременно не оказывать отрицательного влияния (демотивировать) на других сотрудников. Решение данной проблемы не является очевидным и легким, имеет, как правило, ситуационный характер (для каждой конкретной ситуации с учетом всех факторов) и предполагает понимание руководителем мотивационного процесса.

Мотивационный процесс состоит из шести последовательных стадий:

I. Возникновение потребностей, которые можно разделить на 3 группы:

а) физиологические;
б) психологические;
в) социальные.

II. Поиск путей устранения потребностей — у человека возникает необходимость что-то сделать, что-то предпринять, чтобы устранить потребность (удовлетворить, подавить, не замечать).

III. Определение целей (направления) действия — на данной стадии происходит увязка четырех моментов:

  • что я должен получить, чтобы устранить потребность;
  • что я должен сделать, чтобы получить то, что желаю;
  • в какой мере я могу добиться того, чего желаю;
  • насколько то, что я могу получить, может устранить потребность.

IV. Осуществление действия — сотрудник затрачивает усилия для того, чтобы осуществить действия, которые в конечном счете должны предоставить ему возможность получения чего-то, чтобы устранить потребность.

V. Получение вознаграждения за осуществление действия — на данной стадии выясняется то, насколько выполнение действий дало желаемый результат; в зависимости от этого происходит либо ослабление, либо сохранение, либо усиление мотивации к действию (наиболее желаемый результат для руководителя).

V. Устранение потребности — в зависимости от степени снятия вызываемого потребностью напряжения, а также от того, вызывает устранение потребности ослабление или усиление мотивации к деятельности, человек либо прекращает деятельность до возникновения новой потребности, либо продолжает искать возможности и осуществлять действия по устранению потребности.

Знание логики процесса мотивации облегчает понимание, но не дает существенных преимуществ руководителю в управлении этим процессом. Существует ряд факторов, которые усложняют и делают неоднозначным процесс практического применения мотивации: неочевидность мотивов, изменчивость мотивационного процесса, существование потребностей в сложном динамическом взаимодействии друг с другом (часто противореча друг другу, либо наоборот усиливая действия отдельных потребностей), различие мотивационных структур отдельных людей, разная степень влияния одинаковых мотивов на различных людей, различная степень зависимости действия одних мотивов от других.

Таким образом, процесс мотивации очень сложен и неоднозначен, является уникальным и не всегда предсказуемым на 100 % для каждого конкретного человека. Существует большое количество теорий мотивации, пытающихся дать объяснение этому явлению. Рассмотрим наиболее интересные, по нашему мнению, теории, концентрирующиеся на выявлении и анализе содержания факторов мотивации, т.е. теории содержания мотивации:

  1. Теория иерархии потребностей Маслоу.
  2. Теория ERG Альдерфера.
  3. Теория приобретенных потребностей МакКлелланда.
  4. Теория двух факторов Герцберга.

Широко известная и признаваемая теория иерархии потребностей Маслоу включает следующие основные идеи:

1. Люди постоянно ощущают какие-то потребности.

2. Люди испытывают определенный набор сильно выраженных потребностей, которые могут быть объединены в отдельные группы:

2.1. Физиологические потребности (потребности в еде, воде, воздухе, жилище и т.п.).
2.2. Потребности безопасности.
2.3. Потребности принадлежности и причастности.
2.4. Потребности признания и самоутверждения.
2.5. Потребности самовыражения.

3. Группы потребностей находятся в иерархическом расположении по отношению друг к другу.

  • Самовыражение
  • Признание и самоутверждение
  • Принадлежность и причастность
  • Безопасность
  • Физиологические потребности

4. Потребности, если они не удовлетворены, побуждают человека к действиям; удовлетворенные потребности не мотивируют людей.

5. Если одна потребность удовлетворяется, то на ее место выходит другая неудовлетворенная потребность.

6. Обычно человек ощущает одновременно несколько различных потребностей, находящихся между собой в комплексном взаимодействии.

7. Потребности, находящиеся ближе к основанию «пирамиды», требуют первостепенного удовлетворения.

8. Потребности более высокого уровня начинают активно действовать на человека после того, как, в общем, удовлетворены потребности более низкого уровня.

9. Потребности более высокого уровня могут быть удовлетворены большим числом способов, чем потребности нижнего уровня.

Продолжение следует...