Чем отличается партия от других общественных организаций. Отличие политической партии от общественной организации

ОТВЕТ:

Политическая партия политическая организация свободно объединившихся людей на базе общности их социальных интересов, реализуемых при овладении ими политической властью.

Признаки политической партии:

Долговременность организации, т.е. партия рассчитывает на длительный срок политической жизни;

Существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством;

Стремление партии в одиночку или в блоке с другими организациями завоевать власть, а не только оказывать на нее воздействие;

Поиск поддержки со стороны народа с помощью выборов или других способов.

Общественная организация – совокупность людей, которая организованными способами выражает интересы той или иной социальной группы или нескольких групп населения.


Общественные организации характеризуются:

Системой связи и схожестью интересов входящих в нее членов;

Внутренней организационной структурой;

Способами выработки и принятия решений для реализации общих целей;

Системой социального контроля, обеспечивающей взаимодействие членов данной общности.

Политическая партия и общественная организация отличаются следующими признаками:

1) политические партии для отстаивания интересов социальных групп считают необходимым завоевание власти; общественные организации не ставят перед собой такую цель;

2) партии объединяют в своих рядах людей с единой политической целью;

14. Какие существуют способы обретения легитимности власти? (перечислите и опишите их)

ОТВЕТ:

Традиционная легитимность. Она возникает благодаря обычаям, привычке повиноваться власти, вере в непоколебимость и священность издавна существующих порядков. Традиционное господство присуще монархиям. Подавляющая тяжесть традиции приводит к тому, что люди вновь и вновь воспроизводят отношения власти и подчинения на протяжении многих поколений. Такая легитимность схожа с отношениями в патриархальной семье, основанном на беспрекословном повиновении старшим. Власть традиции такова, что когда лидеры нарушают ее, они могут потерять легитимность в глазах масс. Традиционная легитимность отличается прочностью.

Легальная или рационально-правовая легитимность. Она основывается на добровольном признании установленных юридических норм, направленных на регулирование отношений управления и подчинения. Наиболее развитой формой этого типа власти является конституционное государство. В системах подобного вида власть политической элиты легитимируется «царством закона». Для обоснования своей власти элита обращается к действующему законодательству (Конституции). Классической основой легального господства принято считать бюрократию.

Харизматическая легитимность. Она основана на вере в исключительные качества руководителя, которыми он наделен Богом, т.е. вера в его харизму. Харизма тесно связана с качествами личности, в то время как традиция и закон являются фактами общественной жизни. Сила харизматического правителя состоит не в опоре на закон и рациональный аппарат управления, а в обладании редким даром, вызывающим сходное с религиозным преклонение

15. Дайте характеристику следующим типам элиты:

А) аристократия

Б) геронтократия

В) теократия

Г) клептократия

Д) корпоратократия

Е) меритократия

Ж) милитократия

З) олигархия

И) охлократия

ОТВЕТ:

а) аристократия - (от греч.– господство знати) – республиканская форма государственного управления, в которой верховная власть находится исключительно в руках высших привилегированных классов, которые правят или одни, или при содействии представителей остальных классов. В основании аристократии лежит идея, что государством должны управлять только избранные, лучшие умы.

б) геронтократия- принцип управления, при котором власть принадлежит старейшим. Термин введён в начале XX века этнографом У. Риверсом. По его теории, геронтократия была свойственна аборигенам Австралии и некоторым народам Океании. Однако, по современным представлениям, особое положение старейшин в первобытном обществе является лишь одним из элементов организации верховной власти племён.

в) теократия- (от греч theos - бог, kratos - власть) - форма государственного правления, при которой политическая власть находится в руках главы церкви, духовенства. Теократия существовала в V-I вв. до н. э. в Иудее, где власть принадлежала верховному жрецу. Теократическими государствами были халифаты Омейядов, Аббасидов, Папская область в средневековье, где папа осуществлял духовную и политическую власть. Теократическим государством является современный Ватикан, занимающий территорию 44 га. Он возник в 1929 г. Глава Ватикана - папа римский обладает неограниченной властью монарха. Административными делами Ватикана управляют кардинальская комиссия и губернатор, назначенный папой. Церковными и политическими делами занимается курия римская (правительство). Главой курии (премьер-министром) считается кардинал-статс-секретарь, он же министр иностранных дел, ведающий внешней политикой.

г) клептократия- (греч. klepto - ворую) - власть, под различными предлогами разрушающая, разворовывающая богатство общества.

д) корпоратократия-(англ. corporatocracy - «власть корпораций») - форма правления государством или политическая система, при которой власть осуществляется через могущественные и богатые компании.

е) меритократия-(от лат. meritus - достойный и греч. kratos - власть, буквально - власть наиболее одаренных) - теория, доказывающая, что традиционная демократия в условиях НТР перерастает в правление, осуществление власти наиболее талантливыми, одаренными людьми, квалифицированными специалистами.

ж) милитократия- власть военных, власть силовиков, опять же в широком смысле слова, тех людей, которые прошли процесс социализации в военных структурах, причем не имеет значения, в каких именно

з) олигархия-(греч. oligarchia - власть немногих, от oligos - немногий и arche - власть), форма правления, при которой государственная власть принадлежит небольшой группе людей, как правило, наиболее экономически могущественных (богатых).

и) охлократия- (греч. ochlos толпа, чернь Kratos власть) власть толпы, которой свойственно непосредственное волеизъявление без обращения к каким-либо институтам. Охлократия - это государственная форма, представляющая собой выродившуюся демократию.

Современная жизнь с ее быстро меняющимися реалиями требует от человека самостоятельной защиты собственных интересов. Правительства. Законодательство. Государственные структуры не всегда имеют возможность полностью учесть потребности всех слоев и групп населения (даже в самых демократических государствах). Одновременно распространение знаний и улучшение способов коммуникации позволяет все большему числу людей считаться для отдельного человека «своими» по причине осознания общности интересов.

На основании такой общности происходит самоорганизация людей. В общественной жизни она обычно принимает формы политических партий. Общественных организаций и движений.

Коротко о сущности

Между формами самоорганизации людей много общего. Все они создаются на добровольной основе, без непосредственного побуждения со стороны органов власти (хотя деятельность их властью контролируется). Объединяют партии и движения людей, осознавших наличие у них общих интересов. Вовсе не обязательно общими должны быть все интересы данной группы, но такая особенность должна присутствовать.

Цель создания партии или движения – защищать совместно различными способами эти общие интересы . Способы в принципе могут быть любыми, в том числе и незаконными (террористическая организация – тоже общественная организация). Важно, чтобы все участники партии или движения воспринимали такие методы. Партии и движения могут возникать благодаря воле ограниченного круга лидеров, а могут быть результатом и стихийного творчества масс.

Обычно считается, что наличие политических партий и общественных движений – признак демократичности общества, но это не совсем так. Некоторые возможности для подобной самоорганизации предоставляют и авторитарные режимы.

Участие в партии или движении – дело сугубо добровольное. Даже в нацистской Германии и в СССР никого не принуждали вступать в партию силой, и отказ от этого не карался.

Итак, политические партии и общественные движения представляют собой формы добровольной самоорганизации общества для защиты общих интересов больших групп людей.

Общие характеристики

Уже понятно, что эти две формы имеют весьма много общего. Среди таких характеристик можно выделить основные.

  1. Наличие программного документа . Цели партии или движения должны быть понятно изложены, чтобы к ним могли присоединиться все, кто разделяет соответствующие ценности. Не обязательно документ должен называться «программой», но его наличие непременно.
  2. Наличие структуры управления . Партия или движение должны иметь признанных лидеров, которые будут искать методы реализации целей и обеспечивать дисциплину совместных действий рядовых участников.
  3. Формализм . Люди с общими интересами должны иметь возможность отличать «своих» от «чужих». Для этого применяются детали одежды, членские билеты и многое другое. Лидеры обладают информацией о количестве и местонахождении своих людей. А вот формальное признание и регистрация органами власти не обязательно (партия большевиков до 1917 года действовала нелегально, но весьма успешно).
  4. Наличие ограничений . Участником движения или членом партии может стать не каждый, кто выразил желание. Ограничения могут быть любыми: по возрасту, полу, общественному положению. Это не дискриминация в чистом виде, а результат стремления обеспечить наиболее результативную реализацию поставленных целей.
  5. Источники финансирования . Это могут быть сугубо добровольные пожертвования участников либо фиксированные членские взносы.

Однако между общественным движением и партией есть и немало различий, позволяющих четко отделить одно от другого.

Главные отличия

Партии и движения отличаются взаимопроникновением. Часто одно перерождается в другое. Но все же есть несколько принципиальных деталей отличающих их.

  1. Главный метод . Основным способом, каким партия защищает интересы своих сторонников, является получение политической власти. Любая партия создается именно для этого – провода во власть своих людей, которые продвинут нужные решения методами государственного управления. Движения иногда тоже так поступают (если закон позволяет), но это вовсе не обязательно.
  2. Территориальность . Партия жестко привязана к территории государства. В других державах могут существовать партии с аналогичными целями. Но они имеют собственную структуру, и никакого подчинения между ними не может быть. Даже те же большевики после революции создали республиканские партии. А движение «Гринпис» охватывает весь мир…
  3. Главное ограничение . В партии не принимают несовершеннолетних и лиц, не имеющих по каким-либо причинам права голоса. Причина понятна – они никак не могут стать составляющими политической системы, поскольку не имеют соответствующих прав. Исключение – радикальные нелегальные партии, принимающие в свои ряды тех, кому они твердо намерены предоставить политические права после своего успеха. Участие же несовершеннолетних в различных общественных движениях – дело обычное.

Под конец следует обратить внимание еще на одну деталь. Государство обычно старается несколько ограничивать право граждан на создание партий и движений. Это делается для того, чтобы желания маргинальных меньшинств не приносили вреда интересам большинства.

Отличительные признаки партии
Первый признак заключается в том, что партия – организация, т.е. достаточно длительное по времени объединение людей. Долговременность действия организации позволяет отличать ее от клиентелы, фракции, клики, которые возникают и исчезают вместе с своими вдохновителями и организаторами.

Второй признак партии - существование устойчивых местных организаций, поддерживающих регулярные связи с национальным руководством.

Третий признак состоит в том, что цель партии – завоевание и осуществление власти. Стремление к осуществлению власти позволяет отличить партии от групп давления. Если партии ставят целью завоевание власти на выборах, осуществление ее посредством работы депутатов в парламенте и правительстве, то группы давления не стремятся к захвату власти, а пытаются воздействовать на нее, оставаясь вне ее сферы.

Четвертый признак партии – обеспечение народной поддержки, начиная от голосования и кончая активным членством в ней. По этому признаку партии отличаются от политических клубов, которые не участвуют в выборах и парламентской деятельности. Вероятно, набор конституирующих признаков партии мог бы быть дополнен, например, идеологическим критерием: партия является носителем определенной идеологии, мировосприятия.

Партийные системы. Особенности партийного строительства в России.

партийная система - это совокупность связей и отношений между партиями, претендующими на обладание властью в стране.

В зависимости от количества партий, реально претендующих на власть, выделяют следующие типы партийных систем

§ днопартийные;

§ двухпартийные;

§ многопартийные.

Однопартийная система

Основополагающим признакомоднопартийной системы является монополия одной партии на власть. Подобные системы могут существовать при тоталитарных и авторитарных режимах. Однопартийные системы подразделяются па реально однопартийные, т. с. те, в которых существует и правит единственная партия, и формально многопартийные, где, несмотря на существование нескольких партий, власть контролируется партией-гегемоном. Подобная система существовала в странах Восточной Европы до 1989-1990 гг., а в настоящее время характерна для Китая, где наряду с правящей коммунистической партией действует еще восемь партий.

Двухпартийная система

Двухпартийная система характеризуется постоянной конкуренцией между двумя основными партиями. Остальные партии не имеют значительного политического веса. Подобная партийная система существует в США и Великобритании.



Многопартийная система

Многопартийная, система отличается политической конкуренцией нескольких партий. В зависимости от количества партий выделяются партийные системы умеренного (от трех до пяти) и крайнего (от шести и более) плюрализма, ни одна из них не может самостоятельно находиться у власти. В результате возникает необходимость организации коалиций как для формирования правительства, так и для внутрипарламентской работы. Многопартийные системы подразделяются на системы с доминирующей партией и без таковой.

Для России характерны существенные особенности партийного строительства. Cоздание партий началось значительно позднее, чем в странах Западной Европы, их образование шло снизу, с партий рабочего класса, в то время как партии верхов стали создаваться только в процессе первой русской революции после издания царского Манифеста 17 октября 1905 г. Русская многопартийность развивалась недолго, примерно до лета 1918 г., затем прервалась почти на 70 лет.

Развитие современной многопартийной системы в России прошло несколько этапов:

1986 – 1988 гг. – развитие неформальных общественных организаций;

1988 – 1989 гг. – этап действия народных фронтов и протопартийных структур;

1990 – 1991 гг. – первая волна образования партий (в 1990 г. образовалась ЛДПР, демократическая платформа в КПСС, в 1991 г. была учреждена Народная партия свободной России);

1991 – 1993 гг. – вторая волна партийного строительства, начавшаяся после августа 1991 г. (Партия экономической свободы, Партия консолидации, Крестьянская партия и др.);

1993 – 1995 гг. – на этом этапе начинается ломка системы протопартий и образование новых политических партий – ПРЕС, блок “Выбор России”, “Яблоко”;

1995 – 2000 гг. – период экстенсивного развития многопартийной системы, субъекты которой конкурируют не за завоевание власти, а за депутатские мандаты;



2000 – по настоящее время – период сознательных усилий властных структур по созданию той или иной модификации двухпартийной системы.

В настоящее время изменен закон о выборах. Власти делают все для того, чтобы уменьшить число партий в парламенте, для того, чтобы достичь двухпартийной системы.

По новому закону отменена минимальная явка на выборах и проходной балл для партий должен составить не менее 7%. При этих условиях максимальное количество партий в парламенте – 5.

Законы Дюверже

Закон Дюверже - один из принципов в политологии, который утверждает, что избирательная система при которой «победитель получает все», как правило, приводит к установлению двухпартийной политической системы. Эту тенденцию обнаружил Морис Дюверже, французский социолог и политолог, который описал этот эффект в ряде статей, опубликованных в 1950-х и 1960-х годах.

Суть закона:

Система мажоритарного представительства ведёт к тому, что шансы новых мелких партий попасть в парламент весьма незначительны. Как правило, в парламенте оказываются с одной стороны представители какой-либо традиционной народной партии, часто социал-демократического направления, а с другой - либерально-консервативной партии. Типичными примерами являются двухпартийные системы США, Мальты и т. д.

В основе закона лежит мысль о том, что разумные политики и избиратели в конце концов поймут бесперспективность ситуации, когда на национальном уровне соревнуется более двух партий. Хотя в соревновании в течение нескольких лет могут принимать участие три партии, та из них, которая начинает терять голоса, исчезнет быстро. Это произойдет, когда всем станет ясно, что она не получит места в представительном органе, пока голоса в ее пользу равномерно распределены по всей стране. И наоборот, число партий в пропорциональной избирательной системе будет определяться скорее общественными силами, чем системой, допускающей голосование одновременно за несколько партий.

Подробное решение Параграф § 24 по обществознанию для учащихся 11 класса, авторов Л.Н. Боголюбов, Н.И. Городецкая, Л.Ф. Иванова 2014

Вопрос 1. Служит ли множественность политических партий в стране критерием её демократичности? Всегда ли по названию партии можно определить её идейно-политическую направленность? Как стать членом политической партии?

Насколько демократична страна (общество, государство) можно оценить по таким критериям:

Не сведена ли избирательная система к формальному большинству, без учета прав личности и меньшинства;

Соблюдается ли принцип равенства, созданы ли условия, позволяющие использовать эти возможности независимо от социального положения, образования, здоровья граждан;

Гарантированы ли все гражданские права не только большинству, но также отдельным гражданам и меньшинству, включая лиц, находящихся в оппозиции к власти;

Существует ли равные права для меньшинств, связанных общим языком, этническим характером, религией, культурой, политическими взглядами;

Каково положение наименее благополучных слоев общества;

Каковы возможности непосредственного участия гражданин в принятии касающихся их решений;

Реально ли обеспечивается свобода слова, информации, мнений, объединений;

Действует ли власть права, а не чиновников;

Насколько народ доверяет власти;

Гарантируется ли частная жизнь граждан;

Способны ли государственная и политическая системы исправлять допущенные ошибки.

По названию партии не всегда можно определить её идейно-политическую направленность, некоторые партии носят абстрактные названия.

Чтобы стать членом необходимо:

Ознакомиться с Уставом и Программой Партии;

Иметь стаж пребывания в сторонниках Партии не менее 6 месяцев;

Собственноручно заполнить заявление о приеме в Партию и дать письменное согласие на обработку персональных данных;

Пройти собеседование в местном (первичном) отделении Партии по месту жительства;

Подать заявление в местное (первичное) отделение Партии по месту жительства.

Вопросы и задания к документу

Из Федерального закона «О политических партиях» (июнь 2001 г.).

Статья 8. Основные принципы деятельности политических партий.

1. Деятельность политических партий основывается на принципах добровольности, равноправия, самоуправления, законности и гласности. Политические партии свободны в определении своей внутренней структуры, целей, форм и методов деятельности, за исключением ограничений, установленных настоящим Федеральным законом.

2. Деятельность политических партий не должна нарушать права и свободы человека и гражданина, гарантированные Конституцией Российской Федерации.

3. Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

4. Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Вопрос 1. Как вы понимаете каждый из принципов, названных в пункте 1 статьи 8 документа: добровольность, равноправие, самоуправление, законность, гласность?

Принцип добровольности выборов - принцип избирательного права, означающий, что участие (или неучастие) в выборах, голосование за или против того или иного кандидата является исключительно правом избирателя. Данный принцип означает также, что никто не может (не должен) оказывать воздействие на гражданина РФ с целью принудить его к участию или неучастию в выборах, а равно на его свободное волеизъявление.

Равенство перед законом, равноправие - важнейший принцип демократии и классического либерализма, согласно которому все граждане равны перед законом независимо от их расы, национальности, пола, сексуальной ориентации, места жительства, положения в обществе, религиозных и политических убеждений.

Самоуправление - состояние, при котором субъект и объект управления совпадают, такой характер процессов объекта, являющегося условно замкнутой системой, при которых не происходит непосредственного контроля над ними - целеполагание осуществляется самим объектом сообразно своим свойствам, которые могут быть запрограммированы определённым образом при его создании.

Законность - политико-правовой режим или принцип реального действия права в государстве, при котором государственные органы, должностные лица и граждане строго соблюдают правовые нормы и, в первую очередь, законы.

Гласность - политика максимальной открытости в деятельности государственных учреждений и свободы информации. В современном словоупотреблении - недопустимость замалчивания хозяйственных проблем на местах, существенное ослабление цензуры и снятие многочисленных информационных барьеров.

Вопрос 2. В чём заключается значение гласности в деятельности политических партий? Где и как любой гражданин может получить информацию о деятельности партий?

Политические партии действуют гласно, информация об их учредительных и программных документах является общедоступной.

Политические партии должны создавать мужчинам и женщинам, гражданам Российской Федерации разных национальностей, являющимся членами политической партии, равные возможности для представительства в руководящих органах политической партии, в списках кандидатов в депутаты и на иные выборные должности в органах государственной власти и органах местного самоуправления.

Любой гражданин может получить информацию из СМИ.

Вопрос 3. Объясните, как связаны нормы, установленные этой статьёй, с участием политических партий в выборах.

Эти нормы устанавливают для всех партий равные права на выборах в органы государственной власти.

Вопрос 4. Приведите примеры деятельности какой-либо партии на выборах.

Партия распространяет информацию о своей программе на телевидении, в газетах, чтобы как можно больше людей заинтересовалось ей.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

Вопрос 1. В чём сходство и различия политических партий и движений? Каковы основания типологии политических партий? В чём суть каждого из этих типов партий?

В настоящее время существует немало определений политической партии. Рассматривая сущность партии с позиций разных научных подходов, учёные выделяют общие характерные для неё признаки. К ним относятся:

1) Устойчивая организация. Партия - относительно продолжительное по времени добровольное объединение людей. Внутрипартийные отношения строятся на основе подчинения общим правилам (нормам), закреплённым обычно в уставе партии. Устав определяет условия вступления в партию (например, закрепляет принцип добровольности), структуру партийных организаций, порядок избрания руководящих органов, права и обязанности членов партии.

2) Идейно-политическая ориентация. Партия объединяет людей, придерживающихся определённых идейно-политических взглядов и имеющих близкие интересы. Идеологические приоритеты партии закрепляются прежде всего в её программе, где определяются партийные цели и основные пути их реализации.

3) Стремление к завоеванию и осуществлению государственной власти. Ключевая задача современных партий состоит в представительстве на государственном уровне интересов тех социальных групп, которые они выражают. Именно ради этого партии и кандидаты от партий ведут конкурентную борьбу на выборах в представительные органы государственной власти и выборах должностных лиц. Социальные интересы воплощаются в предвыборных программах партий (вариантах политики). Избиратель, по существу, делает выбор между ними. Подчеркнём, что притязание на государственную власть, участие в ней - главный признак политической партии, отличающий её от других негосударственных организаций.

Политическая партия - добровольное объединение людей определённой идейно-политической ориентации, стремящихся завоевать государственную власть и участвовать в её осуществлении для реализации интересов тех или иных социальных групп и слоёв населения.

Наряду с партиями в политической системе действуют и общественно-политические движения, представляющие собой солидарную активность граждан, направленную на достижение какой-либо значимой политической цели. Ядром движений являются, как правило, инициативные группы, клубы, союзы и пр. Движения в отличие от партий не ставят перед собой задачу прихода к власти. В них могут принимать участие люди с различными политическими взглядами, но имеющие согласие по конкретной политической цели. Именно ради достижения конкретной цели и создаётся движение. Следовательно, цели движения более узкие, а идейно-политические ориентации и социальная база более широкие, чем у политических партий. Поэтому движения приобретают зачастую массовый характер. Когда цель достигнута, движение может прекратить своё существование.

Политологи на основе различных критериев объединяют партии в группы (типы). Так, по идеологическому признаку выделяют партии консервативные, либеральные, социал-демократические, коммунистические, фашистские и др.

Сегодня многие партии Западной Европы, а также США провозгласили себя народными партиями, тем не менее в их программах прослеживаются приоритеты, которые в большей или меньшей степени отражают групповые интересы. Так, программы социал-демократов направлены обычно на усиление социальной политики в пользу наёмных работников, рабочих и служащих сферы услуг, интеллектуалов, малоимущих и незащищённых слоёв населения.

Программные установки либералов и консерваторов, напротив, ориентированы на реализацию интересов высшего и наиболее состоятельных слоёв среднего класса. Политика этих партий оживляет деловую экономическую активность, изменяются ставки налогообложения в пользу крупного бизнеса, растут расходы на поддержку вооружённых сил и охраны национальных границ, а также правопорядка в обществе. Вмешательство государства в экономическую сферу резко ограничивается.

По организационной структуре и принципам членства различают партии кадровые и массовые. Массовые партии - многочисленные объединения со сложной организационной структурой. Они имеют постоянное членство и источники финансирования. При этом выделяют партии с прямым и косвенным членством. В первом случае в партию принимают в индивидуальном порядке, например в ряды коммунистических партий. Во втором человек становится членом партии просто потому, что входит в какую-либо связанную с ней организацию.

Кадровые партии немногочисленны и включают в основном профессиональных политиков, опирающихся на финансовую поддержку привилегированных слоёв общества. Не случайно эти партии именуют партиями элитарными. В кадровых партиях обычно отсутствует централизованная структура и фиксированное членство.

По отношению к проводимой политике выделяют правящие и оппозиционные партии.

Правящими являются партии, которые получили на выборах поддержку большинства избирателей и претворяют в жизнь свой политический курс. Оппозиционные - это партии, имеющие в парламенте меньшинство мест (парламентская оппозиция) либо не вошедшие в парламент по итогам выборов (внепарламентская оппозиция). Подчеркнём, что при демократических режимах наличие оппозиции является важнейшим атрибутом власти, её визитной карточкой. Оппозиция предотвращает монополизацию власти, способствует смене властвующих элит и лидеров, является носителем критического духа в политике.

Вопрос 2. Какие функции политических партий вам известны? Раскройте их содержание.

Связь и взаимодействие государства с гражданским обществом реализуются через функции партий. Важнейшая из них - представительство во властных структурах разнообразных социальных интересов. Другая функция - выявление и согласование групповых интересов граждан, придание им характера политических целей и требований. Они воплощаются в предвыборных партийных программах, разработка которых тоже партийная функция. Партии участвуют в избирательных кампаниях, выполняя электоральную функцию. Им принадлежит также функция политической социализации граждан. Суть её - приобщение людей к политике, воздействие на их политические взгляды и ценностные ориентации. Партии мобилизуют свой электорат на активную политическую деятельность, через партии социальные группы нередко выражают своё отношение к проводимой политике, в том числе и в протестных формах, т. е. партии выполняют функцию политической мобилизации. Участвуя в предвыборных кампаниях и политических баталиях, работая в той или иной комиссии, человек приобретает политический опыт, вырабатывает в себе качества, необходимые профессиональному политику. Следовательно, отбор и воспитание политических лидеров и элит ещё одна функция партий.

Вопрос 3. Охарактеризуйте основные типы партийных систем.

Практика избирательных систем показывает, что, несмотря на множественность политических партий, лишь некоторые из них имеют шансы победить на выборах. Обычно соперничают и завоёвывают парламентские места наиболее влиятельные партии. Между ними складываются определённые отношения - механизм взаимодействия и борьбы партий за власть и её реализацию. Он получил название системы партийной власти (или партийной системы).

В настоящее время в демократических странах сложилось два основных типа партийных систем: двухпартийная и многопартийная.

Двухпартийная система - та, при которой реальную борьбу за власть ведут только две партии. Одна из них обеспечивает себе большинство голосов избирателей и становится, как мы уже говорили, партией большинства в парламенте, а другая заседает в нём на правах меньшинства. Политологи часто сравнивают двухпартийную систему с маятником. Совершая очередное движение, он достигает высшей точки (пика), т. е. стремительной смены власти.

Многопартийная система складывается, когда за победу на выборах борются несколько (не менее трёх) влиятельных политических партий. Раздробленность политических сил приводит к необходимости поиска компромисса и объединения. Образуются партийные блоки, межпартийные коалиции. Иногда они насчитывают 5-6 партий, которые, сложив голоса своих представителей в парламенте, обретают большинство.

Многие демократические страны Запада имеют систему «двух с половиной партий», или «два плюс» (разновидность многопартийной системы). В этом случае наряду с двумя основными партиями появляется третья, менее сильная партия. Она вступает в блок с одной из крупных партий, оказывая влияние на исход выборов.

В ряде стран установилась многопартийная система с доминирующей партией. Суть её в том, что в выборах принимают участие 4-5 партий, однако лишь одной из них избиратели отдают предпочтение - 30-50% голосов (остальные набирают 10-12% голосов). Эта партия становится доминирующей в парламенте и правительстве и может долгое время находиться у власти.

Подчеркнём, что многопартийную систему с доминирующей партией нельзя отождествлять с однопартийной системой, той, где монопольное право на власть имеет только одна партия. Существует «замаскированная» однопартийность, например, так было в ряде бывших социалистических стран Восточной Европы, а сейчас в Китае. При такой системе некоторые партии хотя и допускаются к политической жизни, но являются проводниками воли правящей партии и не соперничают с ней в борьбе за власть. Однопартийные системы обычно действуют в условиях недемократических режимов. Следовательно, только при двухпартийной и многопартийной системах можно преодолеть монополию одной партии на власть.

Вопрос 4. Как развивается многопартийность в России?

В России после длительного перерыва многопартийность стала бурно развиваться с 1990-х гг. К началу XXI столетия в стране насчитывалось свыше трёх десятков политических партий. Однако, несмотря на множественность, они характеризовались отсутствием прочной социальной базы, малочисленностью, недостаточной организационной сплочённостью и нечёткостью политических программ.

Важным шагом по пути к становлению подлинной многопартийности явились существенные поправки (2004) к закону РФ о политических партиях. Был принят также новый закон РФ о выборах депутатов Госдумы (2005), нормы которого закрепили переход от смешанной мажоритарно-пропорциональной системы выборов в нижнюю палату российского парламента к выборам только по партийным спискам. Эти законодательные акты предъявляли к партиям более высокие, чем раньше, требования: партия должна была насчитывать не менее 50 тыс. членов, иметь региональные отделения (структурные территориальные подразделения) в субъектах РФ и участвовать в выборах в течение 5 лет (иначе ей грозила ликвидация в судебном порядке). Законодательство не допускало создания политических партий по признакам профессиональной, расовой, национальной или религиозной принадлежности. Запрещалось также создание и деятельность партий экстремистского толка.

Возросшие требования способствовали тому, что наиболее влиятельные партии стали ещё сильнее, а слабые ушли с политической арены.

Перемены в жизни России вызвали появление новых поправок в закон о политических партиях. Они были предложены Президентом РФ в конце 2011 г. и приняты Государственной Думой в марте 2012 г. Согласно закону, теперь в партии должно состоять не менее 500 человек, она должна участвовать в выборах в течение 7 лет.

После внесения поправок в закон о партиях их численность значительно возросла. Каждая крупная партия, как правило, имеет свою символику, программу и устав, печатные издания, а также сайт в Интернете. В программах излагаются цели, задачи и приоритетные направления деятельности партии, декларируются её идейно-политические ориентации.

Российские партии создаются, как правило, по типу массовых партий. Их структуру составляют обычно региональные, местные и первичные отделения. Председатель (лидер) партии избирается её высшим органом - съездом. Членство является добровольным и индивидуальным. Членом партии может стать гражданин РФ, достигший 18 лет. При этом он должен признавать и выполнять программу и устав партии, а также лично участвовать в её работе. Члену партии выдаётся партийный билет.

ЗАДАНИЯ

Вопрос 1. Представьте ситуацию: вы разговариваете с товарищем, и он утверждает, что клуб, в котором состоит его старший брат, является новой политической партией. Какие вопросы вы задали бы вашему товарищу, чтобы убедиться в его правоте?

1) Название этой партии.

2) К какому крылу относится его брат?

3) Каких взглядов придерживается данная партия?

4) Чем отличается данная партия от других?

Вопрос 2. В начале XVIII в. у лорда Болингброка родилась идея создания собственной «партии отечества», которая бы вобрала в себя «все здоровые силы нации» для контроля над остальными, менее преданными государству индивидами. Через два столетия эта мысль воплотилась в деятельности ряда партий. Каких именно? Ответ поясните.

Национал-социалистическая немецкая рабочая партия - политическая партия в Германии, существовавшая с 1920 по 1945 год, с июля 1933 до мая 1945 - правящая и единственная законная партия в Германии.

Национальная фашистская партия - итальянская политическая партия, основанная в 1921 году Бенито Муссолини для реализации идеологии фашизма. Предшественником фашистской партии был Итальянский союз борьбы, возглавляемый Муссолини. Национальная фашистская партия участвовала в итальянском парламенте с 1921 года, в 1924 году получила в парламенте большинство, с 1928 стала единственной легальной партией в стране до падения режима Муссолини в 1943 году.

1. Политические партии, их функции и типология. Партийные системы

2. Общественные организации в политической системе общества

Рассматривая данную тему, необходимо дать определения политической партии и общественного объединения, рассмотреть их особенности и виды, обозначить место в политической системе общества.

Прежде всего, необходимо отметить, что в политической сфере общества действуют различные политические силы. К политическим организациям общества относят политические партии, группы давления, общественно-политические организации, движения, союзы и объединения.

С точки зрения представительства и выражения групповых и индивидуальных интересов, в качестве важнейших элементов политической системы выступают политические партии.

Политическая партия - это организованная группа людей, представляющая интересы части народа и ставящая своей целью их реализацию путём достижения политической власти или участия в её осуществлении.

Основным признаком, отличающим политические партии от государственных структур, является добровольность объединения. Партии рекрутируют членов путем агитации и пропаганды своих взглядов и убеждений.

Следующий отличительный признак можно вывести, отталкиваясь от этимологии самого слова «партия» (райу, англ. - часть), указывающего, что политическая партия всегда объединяет и выражает интересы только части общества. Согласно демократическим принципам, ни одна партия по определению не может претендовать на выражение воли всего народа. В тоталитарных же системах политические партии претендуют на полную монополию политической власти и управления, таким образом декларируя свою всеобщность и универсальность, что уже является признаками государства.

Основными отличиями политических партий от общественных организации являются следующие признаки партий:

Партии всегда стремятся к достижению государственной власти, тогда как ни одна общественная организация такой прямой цели перед собой не ставит;

Партии предполагают идейную общность своих членов;

Партии всегда обладают конкретным названием, лозунгами, девизами и другими политическими символами, которые указывают на их идеологическую ориентацию.

Последний признак подчеркивает отличие партий от групп давления, которые, выступая на политической арене, не обладают этими характерными атрибутами.

Классификация политических партий может быть проведена по следующим основаниям:

1. По различиям в структуре партий и организации их внутренней жизни партии делятся на кадровые и массовые.

2. По месту в политическом пространстве - представительные партии западного образца, коммунистические партии и популистские партии.

3. По своей организационной структуре - централизованные, децентрализованные, кадровые, массовые.

4. По отношению к правящему режиму - правящие и оппозиционные.

5. По правовому статусу - легальные и нелегальные партии.

6. По связи с социальной средой - партии открытые и закрытые.

7. По характеру партийного руководства - коллективные партии, партии вождистского типа, партии харизматического типа.

8. По характеру идеологических доктрин - консервативные и либеральные партии, а также партии социал-демократической ориентации, социалистические, коммунистические, националистические и фашистские.

9. По характеру политических действий, выбору средств и методов достижения своих целей - умеренные, экстремистские и радикальные.

10. По отношению к характеру преобразований общества- реформистские, революционные и консервативные партии.

11. По отношению к другим элементам политической системы общества -демократические, авторитарные и тоталитарные партии.

12. По традиционно определяемому положению в спектре политических партий - левые, центристские и правые партии.

Предложенные критерии классификации нельзя рассматривать в качестве застывших схем, тем более, что одна и та же партия может быть классифицирована по разным основаниям.

Роль и значение политических партий в обществах с различным уровнем экономического, социального и культурного развития, конкретными историческими и национальными традициями неодинаково. Однако можно выделить некоторые общие функции партий.

Важнейшими функциями политических партий можно сЧитати:

Функцию социального представительства;

Функцию социальной интеграции и социализации;

Функцию борьбы за политическую власть;

Функцию организации и участия в избирательных кампаниях;

Функцию политического рекрутирования: подготовка партийных кадров, формирования правящей элиты;

Функцию пропаганды своих целей и приоритетов;

Функцию разработки и осуществления политического курса.

Совокупность политических партий и взаимосвязи между ними составляют партийную систему. По количеству партий, существующих в обществе, выделяют монопартийную, двухпартийную и многопартийную системы.

Монопартийная система, т.е. система, в которой единственная партия монополизирует государственную власть, характерна для тоталитарных или авторитарных политических систем.

Двухпартийная система, т.е. система, которую составляют несколько партий, но с преобладанием двух наиболее влиятельных партий, обеспечивает возможность создания стабильного правительства, опирающегося на поддержку парламентского большинства.

Многопартийные системы предполагают активную роль в политической жизни множества партий, ни одна из которых не обладает явным политическим превосходством.

Ещё одной из форм современного выявления и реализации политических интересов определённых групп и отдельных граждан общества являются общественно-политические организации и движения. В отличие от политических партий, социальная база общественно-политических организаций и движений более широкая и аморфная. Так, к одному и тому же движению могут принадлежать представители разных социальных, этнических, идеологических и др. групп. Общественно-политические организации и движения не ставят задачи завоевания политической власти, а придерживаются какой-либо одной концепции и добиваются решения той или иной политической задачи. Достигнув этой цели, они прекращают своё существование, или же трансформируются в другие общественные организации или партии.

Общественные организации - это массовые объединения граждан, которые возникают по их инициативе для реализации долгосрочных целей, имеют свой устав и характеризуются четкой структурой.

Наиболее распространенными видами общественных организаций в современном мире являются: профсоюзы; ветеранские, женские, молодежные, детские организации; научные, технические, культурно-просветительские, спортивные и прочие добровольные общества; творческие союзы; землячества, фонды, ассоциации, общества и т.д. Характерным их признаком является документальное оформление целей и задач, организационно-структурное обеспечение, что, собственно, и отличает их от общественных движений.

Общественные движения также имеют массовый характер и создаются с определенной целью. Однако в отличие от общественных организаций, общественные движения - это структурно неоформленные массовые объединения граждан и организации различных социально-политических ориентаций, деятельность которых, как правило, имеет временный характер и направлена на выполнение определенных тактических задач, после чего они распадаются либо реорганизуются в новые общественные организации или политические партии.

Основными разновидностями общественных движений являются: политические движения, массовые демократические (движения за демократические преобразования, антифашистские и антидиктаторские, против расовой и национальной дискриминации и пр.); так называемые "новые социальные движения", получившие распространение в последние десятилетия (антивоенные, экологические, неофеминистские и пр.). Некоторые из названных движений выдвигают в своей деятельности относительно узкие задачи, другие поднимают вопросы общенационального, общечеловеческого характера. Общественные организации типологизируют

1) по роду деятельности - конструктивно ориентированные, познавательные, оппозиционные, любительские, национальные и пр.;

2) по поставленным целям - социально-значимые и асоциальные, политизированные и неполитизированные;

3) по интересам - экономические, профессиональные, общественно-политические и пр.;

4) по правовому статусу - легальные и нелегальные;

5) по социальным признакам - рабочие, фермерские движения и пр.;

6) по уровню массовости и степени влияния - профсоюзы, антивоенные и феминистские движения, фермерские движения и пр.;

7) по мотивам возникновения - социально осознанные (союзы ветеранов, студенческой молодежи); ценностно-ориентированные (движение "зеленых"); традиционные (религиозные, национальные объединения);

8) по масштабам деятельности - локальные, внутригосударственные, международные;

9) по отношению к существующему порядку - консервативные, реформистские, революционные;

10) по степени и форме организации - стихийные и организованные.

На основе общественных организаций и движений возникают и развиваются группы интересов. Преследуя неполитические цели, они активно занимаются политикой и оказывают на неё влияние. Группы интересов - это общественные объединения, которые создаются для удовлетворения собственных интересов путем влияния на органы государственной власти или политические партии.

Организованные группы интересов, как правило, создают внутри себя специфические структуры для более эффективной реализации своих интересов, которые называют группами давления или лобби. Группы давления в интересах определённых слоёв оказывают влияние на законодателей в пользу какого-либо решения при принятии законов.

Таким образом, общественные объединения являются важной составляющей политической системы. Общественные организации и движения на современном этапе общественно-политического развития служат своеобразным связующим звеном между государством и гражданским обществом. В этом и состоит их стабилизирующая, интегрирующая роль в обществе.

Вопросы для самостоятельного изучения

1. Какие разновидности политических сил существуют в современном мире? Кем и для чего они создаются?

2. Что такое "партия"? Как возникли и развивались политические партии?

3. Какое место занимают партии в политической структуре общества?

4. Назовите основные функции политических партий.

5. Назовите основные критерии классификации политических партий.

6. Сравните особенности массовых и кадровых партий.

7. Что такое партийная система? Какие типы партийных систем существуют в современном мире? Приведите примеры.

8. Является ли, по вашему мнению, многопартийность показателем демократической политической системы?

9. К какому типу систем относится партийная система Украины?

10. Чем отличаются политические партии от общественных организаций и общественных движений?

11. Раскройте понятие "общественно-политическое движение".

12. Назовите функции общественных организаций и движений.

13. Что такое группы интересов? Какую роль они играют в жизни современного общества?

14. Что такое группы давления? Для чего они создаются? Какие можно выделить положительные и отрицательные стороны лоббизма?

Темы для рефератов

1. Партийные системы: развитие, особенности функционирования.

2. Современные избирательные системы.

3. Политические движения, их генезис и типология.

Литература

1. Коломейцев В.Ф. Партии в зеркале западной политологии. // Государство и право. - 1995, № 10

2. Кулик А.Н. Сравнительный анализ в партологии. // Полис, -1993, № 1

3. Лепехин В. «Группы давления»: генезис и классификация. // Власть. -

4. Михельс Р. Социология политических партий в условиях демократии. //

Диалог, - 1990, - № 3-18

5. Пугачёв В.П., Соловьёв А.И. Введение в политологию. - М., 1997

6. Рубан В.В., Серёгина Н.С. Политические партии и движения в Украине: проблемы становления и тенденции развития. - Харьков,1996

7. Холмская М.Р. О многопартийности в странах СНГ. // Государство и

право, - 1992, - № 9

8. Шмачкова Т.В. Из основ политологии Запада (характер режимов гражданского общества и партийной системы при демократии). // Полис,